Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Состязание покорителей бордюров

Женевский автосалон этого года положил начало жесткой конкуренции между производителями компактных вседорожников

  
До недавнего времени модели компактных вседорожников было не так много, BMW X3 был самым престижным из них. Но совсем скоро Х3 придётся подвинуться, в этом классе машин намечается значительное пополнение. Фото: BMW AG

Существует старое и вполне логичное разделение транспортных средств по степени проходимости. В соответствии с ним вездеходы, которым дорога скорее даже мешает передвигаться, имеют высокую проходимость, а привычные нам автомобили типа 4×4 — всего лишь повышенную. Как ни крути, без дороги они не проедут — либо зароются в песок, либо утонут в болоте. Но к качеству дороги они вполне неприхотливы. Поэтому их правильнее называть «вседорожниками», резервируя термин «внедорожник» для вездеходов. 

На этом терминологический разнобой не кончается. Даже говоря о вседорожниках, многие используют самые разные и совсем не синонимичные термины — «джип», «паркетник», «кроссовер». В середине прошлого века все автомобили с приводом на четыре колеса называли «джипом», но сегодня это неверно: Jeep — это торговая марка, основанная в 1941 году компанией Willys-Overland Motors, и называть джипами остальные вседорожники некорректно. 

Однако классифицировать вседорожники ничуть не легче, чем обычные легковые автомобили. Если позиционирование «легковушки» производителем, её внутренние и внешние габариты определяют принадлежность к тому или иному классу, то вседорожники достаточно сложно классифицировать исключительно по габаритам. В США, например, распространены модели вседорожников с приводом только на одну ось, а не на все четыре колеса. А в Европе распространены вседорожные модификации легковых моделей. 

Принято выделять три класса вседорожников — полноразмерные, среднеразмерные и компактные. Иногда, правда, отдельно рассматривают ещё и кроссоверы. Самые распространенные до недавнего времени модели — среднеразмерные вседорожники наподобие Land Rover Discovery. Такие вседорожники, как правило, обладают приличным запасом проходимости и разработаны как отдельные модели, в отличие от кроссоверов. Кроссоверами называют модели, сочетающие характеристики нескольких типов автомобилей — например, легкового универсала и вседорожника, как Audi Allroad Quatro, или минивэна и вседорожника, как Renault Scenic RX4. Четкой границы между кроссоверами и компактными вседорожниками, или «паркетниками», как таковой не существует. Недавний отличительный признак, согласно которому кроссовер разработан на базе существующей легковой модели, а компактный вседорожник — на собственной базе, с появлением последних новинок уже недостаточен для классификации. Компактные вседорожники теперь всё чаще строятся на базе легковых моделей, однако проходимость их внушает доверие, хоть и ограничена отсутствием блокировок дифференциалов и понижающих передач. Так что, кроссовер сегодня — это, скорее, легковой кузов на шасси вседорожника, такой как Subaru Legacy Outback. В США распространен ещё один класс — полноразмерные вседорожники, такие как Chevrolet Suburban или Nissan Armada с непомерными габаритами. Но, как и в случае с компактными вседорожниками, полноразмерные вседорожники также обладают ограниченной проходимостью — из-за габаритов.

Достаточно быстро любовь автомобилистов завоевали компактные вседорожники, или «паркетники». Женевский автосалон этого года, на котором сразу несколько мировых лидеров представили свои новые модели в этом классе, лишний раз подтвердил, что это весьма перспективный сегмент авторынка. Одновременная премьера нескольких моделей в одном классе практически всегда приводит к серьёзной конкуренции. В такой ситуации компании потратят основные силы на то, чтобы не дать ни одному из участников борьбы получить существенную выгоду. Именно поэтому давние конкуренты, например BMW и Mercedes-Benz, стараются представлять обновления моделей, конкурирующих между собой, по очереди. Но в этом году в мирной и нейтральной Швейцарии началась настоящая война. «Паркетники» представляли и те компании, которые ранее такие машины не производили. 

  
Audi Q5 остаётся одним из самых загадочних «паркетников». Новинку уже неоднократно обещали показать на различных автомобильных салонах, в том числе и в Женеве, но компания откладывает премьеру и ограничивается демострацией фотографий. Известно, что некоторые черты Q5 унаследует от Audi Cross Coupe quattro, который компания уже продемонстрировала. Фото: AUDI AG

До настоящего момента достойные модели в этом классе можно было пересчитать по пальцам одной руки: родоначальник — Suzuki Grand Vitara, бестселлер — Toyota RAV4, маленький проходимец — Land Rover Freelander, самый престижный — BMW X3 и новичок — Volkswagen Tiguan. Модели появлялись в разное время и существенно отличаются друг от друга. Есть ещё и «паркетники» корейских производителей Hyndai и Kia Motors — типичные представители бюджетного направления в этом классе. Так каких же перемен стоит вскоре ждать в классе «паркетников»?

О том, что вслед за внушительным Q7 Audi представит модель вседорожника меньших размеров, было известно заранее. Но внешний вид и технические характеристики долгое время оставались загадкой. Автоновинку должны были представить в Швейцарии, но этого не произошло, в компании решили пока ограничиться официальными фотографиями и отложить премьеру.

Разработан Audi Q5 на платформе модели A4. Сказать что-либо о внешности новинки сложно: автомобиль как будто состоит из «цитат» других моделей компании — некоторые части Q5 выглядит то как Q7, то как A3 Sportsback. С другой стороны, есть ли смысл делать модель, которая будет серьезно отличаться от набирающей популярность Audi Q7, дизайн которой оказался весьма удачным. В такой ситуации найдется много желающих приобрести авто с дизайном Q7 в компактном корпусе.

Станет ли Q5 заменой модели Allroad или же дополнит модельный ряд, пока не понятно. Первоначально Audi Q5 появится в версиях с мощными многолитровыми моторами. Позже будут представлены модели с более экономичными двигателями и с меньшим оснащением. Делается это для того, чтобы «развести» близкие модели Tiguan и Q5. К тому же, выход на рынок с престижными двигателями существенно повысит имидж модели Audi и поможет конкурировать с единственной престижной моделью в классе компактных вседорожников от BMW.

  
26 февраля на заводе Ford в Германии началось производство нового кроссовера — Ford Kuga. Так что совсем скоро начнутся продажи этой машины на европейском рынке. Фото: Ford Motor Company

Ford со своим «паркетником» Kuga целится на большую аудиторию, чем Audi. Формально Ford Kuga будет конкурировать с Toyota RAV4 и VW Tiguan. Но предложение американского концерна отличается от конкурентов. Клиента решено соблазнять не только потребительскими качествами машины, но и «брать за душу». Kuga обладает впечатляющим и модным экстерьером. Дизайнерам удалось сохранить очень многое из того, что было продемонстрировано на смелом концепте Ford Iosis X: поджарые боковины, четкие, выходящие за пределы кузова колесные арки. В целом, дизайн Kuga получился запоминающимся, со множеством мелких деталей, которые делают образ более завершённым и сложным, чем кажется на первый взгляд: вентиляционные решетки-жабры на передних крыльях, два выступа-горба на капоте, намекающие на мощный двигатель. И вдобавок ко всему «фордовская практичность»: низ бамперов, колесных арок и порогов отделаны черным неокрашенным пластиком, чтобы избежать царапин во время вылазки на природу. А вот салон новинки уже успели поругать за обыденность и серость — при столь рельефных формах кузова панели салона огорчают прямолинейностью и простотой. А доминантой в салоне выступает рычаг коробки передач! Именно он, расположенный где-то посередине между центральной консолью и обычным местом, первый бросается в глаза. Новой моделью Ford будет стараться отобрать у «старичков» рынка их потребителей и делать это он начнет одним из первых — уже в конце весны 2008 года. 

А вот английский Land Rover, похоже, собирается не отнимать, а вернуть то, что у него увели из-под носа. В своё время англичане со своей моделью Range Rover открыли миру класс комфортабельных вседорожников. Класс компактных комфортабельных вседорожников создали другие — BMW с моделью X3. Концептуальная разработка Land Rover LRX вполне может стать через год-два развитием линейки моделей Range Rover: вполне вероятно, что к Range Rover и Range Rover Sport будет добавлена «люксовая» модель поменьше, скажем, на базе Freelander. Если всё произойдет именно так, тогда Land Rover вторгнется в сегмент «люксовых паркетников», где к тому моменту уже будут модели от Audi, BMW, Mercedes-Benz и Volvo. 

  
Концептуальный «паркетник» Land Rover LRX. В Женеве был представлен экологичный вариант автомобиля с двухлитровым гибридным турбодизельным двигателем. Фото: Ford Motor Company

Если Range Rover — это джентельмен, RR Sport — спортсмен, то LRX — настоящий хулиган в высокородном семействе. Врочем, хулиган весьма симпатичный. Пока делать какие-либо предположения рано. Но в том, что Land Rover всерьез намеревается выпустить подобную модель, сомневаться не приходится. Ранее, на Детройтском автошоу этого года был показан LRX. В Женеве показали LRX другого цвета и чуть ближе к серийному облику (крыша уже не стеклянная). Однако облик серийного автомобиля будет достаточно серьезно отличаться от представленного концепта. 

Хотя Mercedes-Benz GLK был впервые показан в США на Детройтском автосалоне 2008 года, было бы нелепо предположить, что GLK не вступит в бой с немногочисленными пока европейскими конкурентами за доминирование в классе компактных вседорожников. GLK во многом похож (или старается быть похожим) на самый крупный вседорожник компании — GL. Рубленые, нарочито грубые линии делают малыша серьезным и суровым. Как и конкуренты, GLK построен на платформе легковой модели, в данном случае — на базе С-класса, о котором напоминает своими строгими линиями и внутреннее убранство автомобиля. В то же время GLK делался под вкусы американских покупателей — два гигантских подстаканника на тоннеле между сидениями нужны, пожалуй, только истинным янки. Судьба GLK определена: предсерийная модель в Женеве, похоже, незначительно отличается от той машины, что пойдет в серию ближе к концу этого года. Компании повезло, что конкуренты из BMW не представили обновление X3 модели. Хотя ещё один конкурент-новичок от Volvo по всей вероятности появится раньше. Всё же нелегко придется самому маленькому вездеходу от Mercedes-Benz.

  
Mercedes-Benz Vision GLK FREESIDE. Представители Mercedes подробно разъяснила значение каждой буквы в аббревиатуре GLK: «G» взята от Gelendewagen и символизирует классический «мерседесовский» внедорожный автомобиль; «L» — это «люкс», то есть намек на традиционную роскошь; а «K» обозначает компактность машины. Фото: Daimler AG

Renault Koleos — такое имя носил представленный в начале текущего десятилетия вседорожник. Окружности огромного радиуса формировали фантастическую линию бокового остекления и рельефа боковин. Тогда концептом Koleos публику готовили к новому фирменному стилю компании. Нынешний Koleos — это автомобиль совсем другой, намного зауряднее. Также как и Ford, модель от Renault попадет в сегмент с наибольшим числом конкурентов. На стороне французов есть некоторые преимущества: модель построена на базе Nissan — партнера Renault последних лет. Техническая начинка будет лишена многих недоработок, характерных для моделей первых годов выпуска. Этот автомобиль уже выпускают в Южной Корее (правда, под маркой Samsung) и в продажу она попадет раньше, чем новинки конкурентов. Автомобиль приятный внешне и внутри. Любопытным будет его сражение с моделью от Ford — интерьер-то у Renault поинтересней. Любопытна также судьба другой полноприводной модели Renault — кроссовера Scenic RX4. Будет ли выпускаться модель, практически конкурирующая с представленным паркетником?

Накал страстей среди компактных вседорожников назревает весьма нешуточный, и «старички» класса не собираются просто так сдавать свои позиции. Положение Toyota в классе весьма сильное, поэтому резкого спада продаж не ожидается. Здраво оценив ситуацию, при которой обновление лидера класса может остаться незамеченным из-за многочисленных премьер конкурентов, японские инженеры решили «популяризировать» вседорожники, сделав их ещё более компактными. Новинка от концерна Toyota — модель Urban Cruiser — более компактна, чем RAV4, и будет дополнять «старшую» модель как более экологичный вариант (в пресс-релизе Toyota особо указывается на низкий уровень выбросов углекислого газа в атмосферу). Небезосновательно мнение, что Urban Cruiser является моделью для тех, кто ранее предпочел бы компактный трехдверный вариант RAV4. Два первых поколения этой машины выпускались с трехдверными кузовами, нынешнее — только пятидверный универсал.

  
Габариты компактного вседорожника Urban Cruiser ещё меньше, чем у его предшестенника RAV4. Фото: Toyota Motor Europe

Ситуация с дизайном новинки весьма неоднозначная. Поколение за поколением Toyota RAV4 становилась всё более безликой. Первое поколение модели представительницы прекрасного пола нахваливали за симпатичную внешность. Второе поколение модели обыгрывало предыдущие удачные решения. Нынешнее, третье, самобытно (едва ли можно спутать с другими моделями), но не вызывает эмоций. При весьма сложной пластике и необычной форме внешний вид современной RAV4 непросто запомнить. Ситуация с Urban Cruiser ещё хуже. Модель симпатична, но с таким же успехом такой дизайн может принадлежать автомобилям Suzuki или Hyndai. При всей любви Volkswagen к «нейтральным» автомобилям их Tiguan получился более выразительным и заметным. В общем, Urban Cruiser — сплошная загадка. Примет ли его рынок или европейские продажи будут ничтожны, как в свое время у компактной модели Toyota Starlet — модель была всем хороша, только автомобиль был безликий.

Volvo, как и BMW в своё время, намеревается развить успех в секторе вседорожников за счет более компактной модели. Volvo XC 60 будет бороться с другими престижными моделями в этом классе: Q5 от Audi, BMW X3, Mercedes-Benz GLK и в перспективе с моделью от Land Rover. Но из прямых конкурентов на данный момент выпускается лишь BMW. GLK пока предсерийный, модель от Land Rover — лишь концепт. Выходит, что из реальных конкурентов у новинки от Volvo в ближайшее время будет только BMW. Надо признать, что внешность Volvo XC 60 удалась. Если спереди она похожа на XC90, то профиль и задняя часть — свои собственные. Автомобиль получился динамичным, что достигается за счет покатого ветрового стекла и закругленной «кормы». Салон словно отнесен встречным потоком воздуха назад. Боковина кузова лишь на первый взгляд обычна, внимания заслуживают выступающие арки колес, мускулистая выштамповка под боковыми зеркалами, подоконная линия, лихо уходящая вверх. Всё-таки правы были дизайнеры Volvo, когда в конце 90-х решили похоронить катафалкоподобный дизайн универсалов, а то смотреть бы нам сегодня на бронеавтомобиль для порядочных семьянинов.

  
Volvo XC60. Фото: Volvo Car Corporation

Можно с уверенностью сказать, что конкуренция в классе удвоится. А ведь есть ещё корейские модели, у них свои плюсы. Однако есть одно «но» — так ли нужны европейцам автомобили такого класса, или маркетологи переоценили потребность рынка и заполонят его моделями, покупать которые будут лишь единицы? Ответ на этот вопрос мы узнаем уже в ближайшие два года. Возможно, представленные новинки спровоцируют волну популярности компактных вседорожников, как в свое время стали популярными минивэны на базе моделей гольф-класса.

Алексей Коваль, 26.03.2008

 

Новости партнёров