Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Экономия в угоду элегантности

Искусство дизайнеров приносит прибыль производителям и комфорт потребителям

  
Снизить производственные издержки путём оригинальных дизайнерских решений достаточно сложно, но случаются и удачные примеры. Огромный бампер Peugeot 207 с характерной «львиной пастью» не только элемент стиля, но и способ сэкономить. Фото: Peugeot

Некоторые люди умеют не просто экономить на одежде, но и делать это с особым шиком, одеваюсь не только дешево, но и элегантно. Похожие «экономные модники» есть и среди автомобилей. Уменьшить издержки производства транспортного средства можно не только за счет снижения качества комплектующих, к чему прибегают некоторые производители, но и за счет снижения технологических издержек. У автопроизводителей, жаждущих экономии без ущерба для качества, есть два пути: использовать дешёвые материалы или же искать эффектные дизайнерские решения.  

Сэкономить можно практически на всём, но не каждому производителю удаётся сделать это качественно. В начале 1980-х годов постоянное стремление к экономии ничуть не помешало компании Ford прославиться как передовику дизайнерской мысли. Одним из секретов успеха было то, что инженеры компании избавлялись от «лишних» деталей. Здраво рассудив, что основное охлаждение моторного отсека происходит не через решетку радиатора, а через нижние отверстия в бампере, дизайнеры попросту убрали на новой модели Sierra ненужную деталь. Но и это не всё: весь передок автомобиля по сути состоял теперь из массивного переднего бампера и сплошного листа. При производстве установка одной большой детали обходится гораздо дешевле, чем установка нескольких мелких — имеет значение и скорость сборки, и количество необходимых операций. Хотя позже в угоду традиционным вкусам решетку радиатора всё-таки на некоторое время вернули на место. Сегодня эта идея получила своё развитие в дизайне автомобилей Peugeot 207, 307 и 407, выполненных с характерной «львиной пастью» в огромном бампере. Такой бампер практически составляет весь передок автомобиля, решетка находится на «законном» месте — как раз напротив радиатора двигателя. Таким образом, вместо двух решеток обходятся одной, и передок при сборке монтируется единой деталью.

  
Кузов Audi А2 полностью выполнен из алюминия, но не уступает современным стальным конструкциям по уровню жёсткости. При столкновении передняя часть кузова поглощает значительное количество энергии благодаря специальным «сотовым структурам», сминающимся при ударе. Капот в Audi A2 не откидывается, а снимается. Весит он максимум 5–8 кг. В итоге машина значительно легче других автомобилей своего класса. Снижение веса приводит к экономии топлива и улучшению динамических характеристик. Но тут есть и оборотная сторона: у легкого автомобиля меньше давление на асфальт, а потому и хуже сцепление с дорогой. Фото: AUDI AG

Однако вскоре стало ясно, что автомобили без решетки радиатора отчасти теряли свою индивидуальность — так случилось, например, со многими японскими автомобилями. Возможно, именно оглядываясь на их опыт, инженеры Audi, решили не отказываться от решетки у миниатюрного A2. По форме они сделали её аналогичной другим моделям, так что сразу становится понятно, что перед нами не японский «карапуз», а европейский городской мини. Однако любой, кто пристально посмотрит на решётку (ее следовало бы назвать фальшрешеткой), заметит отсутствие какого-либо рисунка. Но этим дело не ограничилось: немецкие инженеры решили сэкономить дважды. Чтобы не устанавливать кучу мелких деталей — таких, как замок капота или гидроцилиндры, поддерживающие крышку в открытом состоянии, — они сделали крышку моторного отсека не открывающейся, а снимающейся. Чтобы контролировать уровень технических жидкостей, достаточно открыть крышку-лючок с фирменными четыремя кольцами на передке, под которым находятся щуп и две выдвижные горловины. В принципе, инженеры рассуждали вполне здраво: при больших межсервисных интервалах и высокой надежности современных двигателей залазить в подкапотное пространство нужно лишь для планового технического обслуживания и доливания технических жидкостей по ходу эксплуатации.  Audi A2 едва ли можно отнести к «экономным модникам», но конкретно это решение могли бы взять на вооружение и другие производители. 

Иногда дизайнерские решения, призванные снизить затраты на производство, внедряют компании, выпускающие престижные автомобили, которым, казалось бы, экономия не к лицу. Так, во второй половине 1990-х годов инженеры Mercedes-Benz на модернизированном E-классе перенесли боковые дублирующие указатели поворотов с крыльев на корпуса боковых зеркал. И решение оказалось столь выигрышным, что эту моду переняли многие мировые автопроизводители. Оказалось, что такое нововведение даёт массу преимуществ. Функциональное преимущество — указатели поворотов стали видны другим водителям даже когда автомобили движутся рядом в тесном городском потоке. Технологическое преимущество — отпала необходимость при штамповке крыльев делать в них отверстия (такие штампы дороже в изготовлении, а сама штамповка сложнее). Эстетическое преимущество — «поворотники» лучше вписались в облик автомобиля; кроме того, появилась возможность разнообразить их форму, ведь пластиковые детали корпуса зеркала можно сразу отливать, без дополнительной обработки. Ещё в середине 1980-х годов инженеры Mercedes-Benz внедрили один стеклоочиститель вместо двух, при этом площадь очистки у одиночного стеклоочистителя хитрой конструкции оказывалась больше, чем у традиционных. Но к концу 1990-х они практически отказались от этого решения.

  
E-Class, W 210. Идея инженеров Mercedes-Benz перенести дублирующие указатели поворотов с крыльев автомобиля на боковые зеркала заинтересовала и других производителей, которые поспешили последовать удачному примеру. Фото: Daimler

С конца ХХ века всё больше внимания уделяется свободному времени людей, их досугу. В автомобильной промышленности своё материальное воплощение эта тенденция выразилась в повышенном внимании к так называемым «обитаемым средствам транспорта», для которых традиционно применялся вагонный или однообъемный тип кузова — вэн. Появившись в эпоху функционального дизайна 1930-х годов, однообъемники так и не завоевали особой популярности в секторе индивидуального транспорта, зато широко использовались в качестве коммерческих автомобилей. Ситуация изменилась после того, как французский Renault в 1984 году вышел на рынок с однообъемной моделью Espace. Популярность вэнов стала быстро рости, что убедило стилистов в приходе новой эры утилитарных форм. Сейчас однообъемные кузовы распространены не только из-за возможности трансформировать внутреннюю планировку, но и по сугубо эстетическим причинам.

Воодушевленные успехом однообъемного минивэна Espace, дизайнеры Renault решили сделать свою новую «малолитражку» ещё более новаторской. Контрольные приборы однообъемного Twingo нашли свое место не перед водителем, а посередине передней панели. Задний диван можно было подвинуть вперед для увеличения багажника или, наоборот, отодвинуть для большего комфорта пассажиров. Настоящим «экономным модником» маленький Renault делают дверные ручки, для установки которых не требуется отверстий. Применяется лишь штамповка, увеличивающая щель между дверью и задним крылом. Такие ручки ещё и одинаковы для левой и правой двери. Позже ручку-курок применили на Peugeot 106. Кстати, подобные ручки установлены на передние двери ГАЗели. Конечно, такие дверные ручки не подходят для четырёхдверных или пятидверных автомобилей, зато эту идею можно применить для багажника, как это сделано на крышке багажника Mazda 3. Пластиковый бампер сразу отливается с необходимыми выемками. 

Возможно, что одна из инноваций инженеров Mercedes-Benz станет популярной и среди бюджетных автомобилей. Крышка багажника автомобилей E-класса Mercedes-Benz состоит из двух частей. Горизонтальная, технологичная в штамповке — из алюминия, а вертикальная, с площадкой для номерного знака — из пластмассы. К тому же существует вероятность, что при наезде сзади на такой автомобиль будет повреждена только нижняя пластиковая часть крышки багажника, которую легко можно заменить. Традиционные стальные крышки багажного отсека ввиду сложной формы тяжело поддаются восстановлению.

  
Трёхдверный хэтчбэк Ford Focus первого поколения. Задние фары этой модели выведены из зоны риска, что снижает вероятность их повреждения при ударе сзади. К тому же задние блоки фар расположены таким образом, что затраты на штамповку сложных изгибов багажника и задних крыльев сведены к минимуму. Фото: Ford Motor Company

Сэкономить красиво можно практически на всём, даже на фарах. По стандарту автомобиль должен быть оборудован задней противотуманной фарой (такие фары светят существенно ярче, чем обычные, но в хороших погодных условиях могут ослеплять водителей, едущих cзади). Также должна быть фара заднего хода. В автомобиле Honda Accord для сохранения симметрии в левый блок задних фар встроена противотуманная фара, а в правый блок — фара заднего хода.

Дополнительно сэкономить можно даже за счет расположения задних фар, причем не только производителю, но и покупателю. В качестве яркого примера выступает Ford Focus первого поколения, необычные треугольные фары которого удалось разместить таким образом, что количество сложных изгибов при штамповке крышки багажника и задних крыльев было сведено к минимуму: фары разместили на задних стойках крыши на уровне стекол. Ford в итоге сэкономил за счет уменьшения издержек при производстве, в то время как модель приобрела популярность благодаря новому стилю New Age, в котором были выполнены последующие европейские модели концерна. А в чем выразилась экономия покупателя? В размере страховки. В Германии, например, размер ежегодной страховки рассчитывается дифференцированно для различных моделей, по специальным методикам рассчитывается возможный ущерб от столкновения. Поскольку у Focus’а задние фонари выведены из зоны наиболее частых столкновений, то и размер страховки оказывался ниже.

Но действительно первым в размещении задних фонарей на стойках крыши оказывается совсем другой производитель с мировым именем — Fiat. Такое решение итальянский гигант применил ещё на модели Punto первого поколения. Но у итальянцев есть куда более серьезное достижение. Сейчас это принято называть «итальянской школой», но когда-то всё начиналось с мысли об экономии — со стремления к более простой и гладкой боковине кузова. В моделях Fiat и Alfa Romeo используются чистые, практически без «украшательств» боковины с парой выштамповок, формирующих скульптуру корпуса. Секрет итальянской красоты известен достаточно давно: даже на боковине ВАЗ 2101, прототипом которого был Fiat 124, — всего пара выштамповок, никаких молдингов и декоративных накладок. И при всем этом автомобиль красив сбоку.

  
Fiat 124 Saloon (1966–1970) Фото: Fiat Group

Японские производители тоже пытаются сэкономить на боковине, но не так успешно: у Toyota Corolla 1997 года, например, симпатичный передок с круглыми фарами-глазами и скучнейшая боковина кузова. Никаких выразительных деталей, просто технологичная штамповка. Конечно, Corolla покупали за надежность, но не за красоту.

Возможно, у кого-то возникнет впечатление, что подобные нововведения не делают погоды, что это всего лишь мелочи. Но в условиях жёсткой конкуренции даже мелочи имеют значение. Если экономить хотя бы по четыре доллара на каждой машине, то это позволит при тираже в миллион машин в год уменьшить затраты на производство на четыре миллиона. А экономия, например, на количестве декоративных выштамповок на боковинах кузова позволяет уменьшать затраты на гораздо большую сумму. 

Всё же справедливости ради, стоит сказать, что сократить издержки через модификацию дизайна уже существующих и ещё только разрабатываемых автомобилей крайне сложно. Большинство инициатив, направленных на экономию на дизайне, проваливаются. Однако, как мы убедились, есть и весьма удачные примеры того, как можно оставаться модным и экономным.

Алексей Коваль, 05.02.2008

 

Новости партнёров