Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Королевское семейство коротышки из Турина

Малыш Фарина стал с годами настоящим автогигантом

  
Lancia Aprilia Cabriolet второй серии (1940–1949) Фото: Fiat Group  

Известную династию итальянских дизайнеров Пининфарина по праву называют «королевской». Основанное в 1930 году Баттистой Фариной (Giovanni Battista Farina, 1893–1966) автомобильное ателье Pininfarina вот уже почти 80 лет занимает лидирующие позиции. А члены этой династии не только продолжили дело основателя компании, но и заметно расширили круг интересов. Наследник семейного дела Паоло Фарина (Paolo Pininfarina) сегодня работает над внешним видом «всего, кроме автомобилей» — одежды, аксессуаров мобильных телефонов, мебели. И надо сказать, что ничуть не уступает в мастерстве своему знаменитому деду. 

«Малыш» Фарина

Джованни, старший брат Баттиста Фарины, с 1906 года занимался кузовным производством, и к середине 1920-х его ателье Stabilimenti Farina, отличавшееся приверженностью к классическим формам, приобрело известность в Италии. В отличие от брата, Баттиста не был сторонником традиционных решений, им двигало желание превратить ателье в передовое промышленное производство. В 1920 году Баттиста Фарина, не получивший к тому времени никакого специального образования, отправился в Америку, откуда он вернулся современно мыслящим дизайнером и менеджером американского образца. Кстати, в Детройте состоялось его знакомство с Генри Фордом (Henry Ford, 1863–1947), который предложил ему работу в своей компании. Но Фарина предпочёл вернуться на родину, где с 1930 года он начал работать самостоятельно в собственном дизайн-ателье. Название Баттиста составил из своего детского прозвища «малыш» (на пьемонтском диалекте pinin — малыш, которышка), которое он получил за невысокий рост, и своей фамилии. К слову, прозвище это так прижилось, что в 1961 году президент Италии Джованни Гронки (Giovanni Gronchi, 1887-1978) одобрил смену фамилии Баттиста с Фарина на Пининфарина, и с тех пор все его потомки именуются Пининфарина.

  
Баттиста Пининфарина. Его детское прозвище «малыш» (pinin) так прижилось, что с 1961 года официально стало частью фамилии — «Малыш Фарина». Фото: Pininfarina S.p.A
Благодаря дальновидности своего руководителя, студия «Carrozzeria Pinin Farina» изначально ориентировалась на сочетание тщательности ручного труда с точностью высокотехнологичного инструмента и оборудования. Уже в самых первых творениях  «малыша» Фарина отразились его вкусовые пристрастия — неравнодушие к французскому автомобильному дизайну 1930-х и к формам больших американских автомобилей. Так, силуэт и характерный лаконизм Alfa Romeo 8 C 2300 очень напоминали французский Bugatti T50. Великолепный дизайн кузовов на шасси престижных Lancia, спортивных Alfa-Romeo очень быстро принес мастерской славу — сначала в Италии, а затем и по всей Европе. Если в 1930 году в студии Pininfarina трудилось около полутора сотен работников, то к началу Второй мировой войны в мастерской работало более полутысячи мастеров.

Военное время, поражение Италии и послевоенный упадок, казалось, сведут на нет все довоенные достижения и успех. Но как только заканчивается война, Pininfarina приступает к выпуску новой модели. Lancia Aprilia Bilux ознаменовала переход к новой архитектуре кузова: салон был расширен, а отдельные крылья и пороги, занимавшие много полезного места, практически исчезли. Конечно, уже в то время была выпущена первая партия ГАЗ М-20 «Победа» с куда более передовым дизайном, но для Западной Европы творение Фарины было откровением. 

Залог успеха — дерзость и смекалка?

Окончательно оправиться от войны мастерская смогла после участия в Парижском автосалоне 1946 года. Хотя это было весьма непросто: итальянским автопроизводителям, как представителям государства-агрессора в прошедшей войне, отказали в участии в автосалоне. Но Фарина нашел выход и из этой ситуации. Вместе со своим сыном Серджо (Sergio Pininfarina) они перегоняют два своих новейших автомобиля Alfa Romeo 6С 2500 S и Lancia Aprilia cabriolet в Париж. А там он просто паркует их у входа на автосалон, где они не могли остаться незамеченными. Французская пресса негодовала и восхищалась одновременно: «Этот дьявол Фарина открыл свой персональный автосалон!». Это был успех. Публика была в восторге, и Фарина получил столь необходимые заказы. А восхищаться было чем: приземистый (но только визуально, двигатель-то достаточно большой) силуэт Альфы с ниспадающей боковой линией, отсутствие выступающих крыльев, наклонное ветровое стекло, изящная щель решетки радиатора.

Ещё одним великолепным творением Pininfarina стала Cisitalia 202 — построенная на пространственной раме из высокопрочной листовой стали с кузовными панелями из алюминия, она своим внешним видом указала направление развития автопромышленности более чем на десятилетие. К слову, Cisitalia стала первым автомобилем-экспонатом постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке (the Museum of modern art). Аккуратные и самодостаточные линии этой машины завораживают вне зависимости от того, приверженцем автомобилей какой эпохи вы являетесь. Ничего лишнего, ничего спартанского. Дизайном этого автомобиля восхищаются до сих пор. Похоже, Фарина нашел своё автомобильное золотое сечение.

В 1950-е годы полностью оправившаяся от войны студия начинает разрабатывать модели в сотрудничестве с мировыми производителями: Баттиста понимает, что эпоха кузовных ателье заканчивается, наступает эпоха конвейерного производства. И опять Pininfarina делает верный шаг и предвосхищает историю автомобиля на десятилетие. Баттиста Фарина вкладывает средства в расширение своей мастерской и оснащает её линиями для мелкосерийного производства. Одновременно специалисты Pininfarina предлагает свою помощь в разработке и выпуске не слишком массовых версий кузовов серийных автомобилей — кабриолеты, купе и даже универсалы. Казалось бы, зачем крупным производителям отдавать производство «на сторону»! Но Фарина умел то, что было не под силу другим — он умел делать произведения искусства, скульптуры на колесах. Такой подход к производству автомобилей Pininfarina применила одной из первых. 

  
Спроектированный Pininfarina автомобиль Cisitalia 202 представлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке как «один из восьми выдающихся автомобилей нашего времени». Cisitalia, являвшаяся воплощением простоты и красоты в области автомобильной дизайна, стала эталоном для автомобилей послевоенной эры. Фото (Creative Commons license): KrassyCanDoIt

Роман с Ferrari

В 1951 году с разработки Peugeot 403 Saloon начинается более чем полувековое сотрудничество с Peugeot. Но поистине мировую славу Pininfarina принес другой заказчик — Ferrari. В 1959 году Pininfarina разрабатывает Ferrari 250 GT SWB с укороченной колесной базой и измененным дизайном кузова. Исходная модель обладала приятными пропорциями переднемоторного спортивного купе, Pininfarina же приблизил пропорции к своему идеалу. 

Когда крупнейшие мировые производители лишь начинают задумываться над безопасностью автомобилей, «малыш» Фарина смотрит далеко вперед и одним из первых начинает исследования в этой области. Дальновидность Фарины видна в каждом шаге. В то время как многие автопроизводители только начинают осознавать тот факт, что американский рынок существенно отличается от европейского, Pininfarina с успехом применяет собственные наработки 1950-х и создает модели, популярные как в Европе, так и в США. Такими моделями стали недорогой Fiat 124 Sport Spider и переднемоторное купе FerrariI 365 GTB 4 Daytona.

С 1966 года компанию возглавили сын Баттисты Серджо и его зять Ренцо Карли (Renzo Carli), но и преемники не уступали своих позиций в авангарде. Одними из первых в Европе и первыми в Италии они открывают аэродинамическую трубу для продувки автомобилей в натуральную величину, а не масштабированных моделей.  

В 1967 году был продемонстрирован концепт-кар Ferrari P6, определивший каноны строения практически всех среднемоторных Ferrari и воплотившийся в знаменитый Ferrari Dino 246 GT — модель, которая убедила Ferrari в перспективности среднемоторной компоновки. Пининфарина предлагал сделать автомобиль трехместным, с местом водителя посередине, но в серию пошло двухместное среднемоторное купе. В это же десятилетие начинается история ещё одного замечательного автомобиля — Alfa-Romeo Spider. Сейчас его дизайн считается классическим.

  
Легенда «открытых» спортивных автомобилей — Alfa Spider (1962–1983). Модель Spider начала 1970-х отличалась значительно видоизмененным дизайном. Прежде всего это касалось хвостовой части, получившей обрубленные формы. Изменения затронули передок и фары — они закрыты прозрачными колпаками. Фото: Fiat Group 

Держать нос по ветру!

Именно так можно определить основной принцип этой компании, который позволяет им многие десятилетия занимать лидирующие позиции. Возможно, в удивительной дальнозоркости дизайнеров этой прославденной династии и кроется секрет успеха Pininfarina?

В 1972 году начинается первый нефтяной кризис. А у семейства Пининфарины ответ припасён уже давно: опыты по постройке легких и прочных спортивных автомобилей, не прекращавшиеся с 1940-х годов, позволяют представить череду концепт-каров, развивающих тему экономичности и экологичности. На автосалоне 1978 года в Турине представлен концепт-кар Ecos — первый из серии экологических концептов. К слову, концепты из серии Ecos появляются до сих пор — Пининфарина уверен, что будущее за экологическим стилем. 

В 1980-е Pininfarina становится известнейшим дизайнерским ателье: массовые Peugeot 205 Cabriolet и просто фантастические для своего 1984 года Ferrari Testarossa, культовая в Великобритании Ferrari F40, Alfa-Romeo 164, производившаяся с небольшими изменениями более десяти лет. Достичь успеха в создании столь различных по философии автомобилей очень сложно, но следующее десятилетие Пининфарина выпускает ещё больше великолепных автомобилей. Особого внимания заслуживает, конечно же, Ferrari Testarossa. До её появления среднемоторные суперкары имели зубилоподобный нос, как у Ferrari Berlinetta boxer. Pininfarina для Testarossa предложила совсем другой профиль: автомобиль припадал носом к самой земле, что в итоге улучшало аэродинамику. Решение было бесспорным настолько, что его поспешили скопировать конкуренты.

В 1990-е Пининфарина не только разрабатывает, но и производит на собственных мощностях Ferrari 456 GT, Fiat Coupe, Peugeot 306 Cabriolet, Lancia Kappa универсал. Но и этого мало. Действительным признанием высокого класса работы стала разработка и выпуск кабриолета Bentley Azure.

Пининфарина, почувстовав потенциал азиатских автопроизводителей, продолжает смотреть на десятилетие вперед: в 1996 году начинается сотрудничество с китайским автопроизводителем Harbin Hafei Automobile Industrial Group.

Прославленное дизайн-ателье почти всегда работало либо для выставок, либо на чужой бренд. В 2003 году Pininfarina, наконец, сделала решительный шаг — предъявила публике рабочий прототип автомобиля под собственным именем  — Pininfarina Enjoy. По случаю 75-летия Pininfarina было также объявлено, что автомобиль будет выпущен в серийное производство — серия, правда, очень скромная, всего 75 штук.  

  
Коллекционеров сегодня интересуют не только раритетные автомобили, но и те, которые выпускались маленькими сериями, лучше — в единичных экземплярах. Уникальный спорткар Ferrari P4/5, выполненный дизайн-ателье Pininfarina по заказу американца Джеймса Гликенхауса, единственный в мире. Фото: Pininfarina S.p.A

Pininfarina есть что сказать об автомобилях и на восьмом десятке жизни семейного предприятия. Найденные ещё в далеком 1947 году «золотые пропорции» переднемоторного спортивного автомобиля воплотились в Ferrari 599 GTB Fiorano. А под впечатлением от знаменитой Cisitlia американский бизнесмен Джеймс Гликенхаус (James Glickenhaus) заказал разработку и постройку эксклюзивной Ferrari P4/5, созданной по мотивам ранних среднемоторных Ferrari. В качестве технической основы была взята Ferrari Enzo, кузов которой также разрабатывался с привлечением специалистов Pininfarina. 

Средства, вложенные в предприятие по разработке складных крыш, ещё в 1996 году сегодня оправдывают себя: в 2006 году были представлены три открытых автомобиля со складной крышей (купе-кабриолеты): Mitsubishi Colt CZC и пара на общей платформе: Ford Focus Coupe-Cabriolet и Volvo C70. Последние особенно интересны. Для более дешевого Focus в Pininfarina разработали складной верх из двух сегментов, для более дорогого и ориентированного на более требовательную публику С70 — складной верх из трех сегментов. При всём этом удалось достичь высокой унификации силовой структуры кузова и гармоничного вида снаружи. Гармоничные пропорции для купе-кабриолетов настоящая проблема: складная крыша требует много места в багажном отсеке, поэтому задний свес купе-кабриолетов непомерно велик. Но не в случае с работами Pininfarina. Благодаря механизмам складывания жесткого верха собственной разработки, хорошей компоновочной работе, широкой крышке багажного отсека необычной формы (у Ford Focus), разумному цветовому делению, имитирующем кабриолеты (Volvo C70) удалось сделать силуэты этих автомобилей красивыми как с поднятой, так и с опущенной крышей. Секрет оказался прост и гениален одновременно: дизайнеры Pininfarina сначала нарисовали красивое купе, а потом нашли способ изящно убрать крышу и сделать из него кабриолет.

  
Концепт-кар Chevrolet Nomad — современный взгляд на модель почти полувековой давности. Так назывались универсалы Chevrolet середины 50-х годов, за выпускавшимся серийно в 1955–1957 годах «кочевниками» сейчас активно охотятся коллекционеры. Современный Nomad подается как «спортивный универсал XXI века». Фото (Creative Commons license): © GM Corp.

Хотите знать, что станет с автомобилями лет через десять, году этак в 2015? Тогда обратите внимание на сегодняшние концепты Pininfarina: это автомобили-гибриды построенные на платформе-«скейтборде», работающие на топливных элементах и с органами управления drive-by-wire, такие как Chevy Nomad. В настоящий момент специалисты Pininfarina видят большое будущее за использованием единой платформы-«скейтборда» с возможностью установки различных кузовов. И действительно, в такую платформу компактно скомпонованы узлы и агрегаты, в том числе топливные элементы, а всё пространство может быть отдано для пассажиров и багажа. Однажды отказались от крыльев и порогов, уменьшающих полезный объем салона и багажника, теперь пришел черед моторного отсека.

Алексей Коваль, 18.12.2007

 

Новости партнёров