Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Галерея передвижников

Увлеченный живописью автолюбитель сообщит о себе миру больше, чем собирался

  
В идеале аэрография должна стать гармоничным продолжением дизайна автомобиля и в то же время выражением определённой жизненной философии владельца. Фото (Creative Commons license): Janusz Leszczynski

Когда-то в нашей стране иномарки были редкостью, а о всяких заморских диковинах никто и не помышлял. Любой «фольксваген» привлекал восхищённые взгляды прохожих, пытавшихся распознать «масть» проносящегося «железного коня». Сегодня прихотливый взгляд горожанина может остановиться разве что на особо выделяющейся модели, отличающейся от других, например, красочным и броским рисунком. Аэрография — один из способов это сделать. 

История аэрографии началась в 1878 году, когда ювелир Эбнер Пилер (Abner Peeler) сконструировал «воздушную кисть» — аэрограф. Аэрограф – это инструмент, который позволяет рисовать посредством струи распыленной цветной жидкости. Современные аэрографы позволяют выполнять работу с ювелирной точностью: дозировать подачу краски и рисовать тончайшие линии. С помощью «воздушной кисти» можно создавать целые картины, выполненные с фотографической точностью.  Вскоре Эбнер Пилер продал права на изобретение фирме Liberty Walkup, основавшей позднее дочернюю компанию Rockford Airbrush, которая поставила производство аэрографов на поток. 

Когда в 1920-е годы в Америке начался рекламный бум, аэрограф оказался незаменим при производстве рекламных плакатов. Сейчас уже трудно сказать, кто именно догадался налить в аэрограф автомобильной краски и разукрасить свою машину росписью. Аэрографическая мода сначала была весьма примитивна — языки желто-оранжевого пламени вырывались из-под колес хот-родов, сопровождаемые надписями «Wellcome to Hell». Вскоре аэрография стала неотъемлемой частью эстетики рокеров и байкеков — орнаменты и сюжеты были довольно незатейливы, но агрессивны: всевозможные волчьи головы, ведьмы и черепа с костями.

  
Энди Уорхол (Andy Warhol) раскрашивает автомобиль для коллекции BMW Art Cars, фотография 1979 года. Над внешним дизайном арт-каров из уникальная коллекция работали знаменитые художники современности: Фрэнк Стелла (Frank Stella), Рой Лихтенштейн (Roy Fox Lichtenstein), Энди Уорхол и другие. Главная цель коллекции BMW в том, чтобы найти точки соприкосновения технического и художественного склада мышления, открыть новые возможности для экспрессии. Фото: BMW AG 

Очень полюбилась поначалу техника аэрографии и членам гоночных команд, — они с помощью «воздушной кисти» наносили номера машин и изображения завоеванных кубков, но вскоре ей на смену пришла реклама спонсоров на наклейках с картинками. А «автоживопись» постепенно начала приобретать популярность у обычных автолюбителей. В начале 1940-х годов в США появились первые фирмы, специализирующиеся на подобных рисунках. В России нанесение изображений на автомобиль получило распространение только в 1990-е годы.

Зачем нужна аэрография? Для автолюбителей ответ очевиден: тяга к прекрасному в человеке с древнейших времён, впрочем, как и желание выразить свою индивидуальность в предметах его окружающих, одним из которых вполне может стать автомобиль. Помимо того что аэрография позволяет выразить индивидуальность автовладельца, у «росписи по металлу» есть ещё одно неоспоримое преимущество: аэрография делает автомобиль узнаваемым, и тем самым служит эффективным средством от угона. Кто же решится угнать машину, которая каждому бросается в глаза! 

Картина на колёсах

Сложность, красочность и качество исполнения рисунка ограничены только мастерством художника и вкусом, фантазией, финансовыми возможностями заказчика. На машине можно изобразить практически всё, что пожелает владелец. Смысл, вкладываемый в произведения, индивидуален и зависит от конкретного изображения. Мастера аэрографии подчёркивают, что в подавляющем большинстве случаев их клиенты, выбирая тот или иной сюжет, стремятся исключительно к внешнему эффекту «картины», не рассчитывая, что кто-то будет искать в ней глубокий смысл. Так, изображение обнажённой женщины верхом на рогатом бегемоте, выплывающем из моря крови с кинжалом в зубах, произведёт, конечно, неизгладимое впечатление на окружающих, хотя вопрос о том, что именно этим «посланием» намеревался сказать миру автор фантазии, даже если его кто-то и задаст, останется без ответа. 

  
Технология аэрографии позволяет сделать уникальный внешний тюнинг автомобиля, не подвергая «железного коня» серьёзным испытаниям — сымитировать клепанный кузов, изогнутые листы металла, люки, грозные бампера или бронированные двери. Фото (Creative Commons license): evilz_eagelz

В принципе, темой и сюжетом аэрографического рисунка может стать всё, что угодно. Однако выделить основные направления в бесчисленном множестве картинок труда не составит. Чаще всего на них появляются экзотические представители растительного и животного миров (в том числе, дикие звери, птицы, насекомые, обитатели подводного мира), фантастические существа (драконы, единороги, пегасы), неземные красавицы или пейзажи. Нередко можно встретить и техно-рисунки — например, автомобили, стилизованные под робототехнику или вертолёт, машины, вывернутые «внутренностями» наружу, или же некие замысловатые переплетения шестеренок, механизмов, заклёпок и металлических штырей. Ещё один способ придать автомобилю индивидуальности — сделать его фактурным, например, украсить его имитацией капель дождя, трещин, песка, гальки, дерева или камня.

Трудно поверить, что наличие в изображении ярких образов уж совсем случайно, и даже далекий от психоанализа человек испытывает соблазн попытаться найти в аэрографическом рисунке закодированную информацию о владельце. Подчас символ, использованный в рисунке, совершенно очевиден и даже банален: например, как хорошо всем известно, змея символизирует мудрость и долголетие, а собака — верность. Но иногда отыскать смысл использованного символа оказывается совсем не так просто.

Нередко можно встретить автомобили аэрографический рисунок которых создаёт эффект объятия пламенем. Причём если на заре становления аэрографии изображение это было весьма условным,  то сегодня принято рисовать пламя в более реалистичной манере. Символика огня многогранна и насыщенна. Огонь является символом торжества света и жизни над смертью, обновления и рождения в новом воплощении. Прохождение через огонь в различных ритуальных практиках означает символический выход за пределы человеческих возможностей. Автолюбитель, выбравший аэрографическим рисунком изображение пламени, подсознательно стремится подчеркнуть «сверхъестественные» способности своего авто — его мощь и скорость.

В изображении различных животных нетрудно усмотреть отголоски первобытного тотемизма. В его основе лежит культ тотема — класса объектов или явлений природы, которому поклонялась та или другая первобытная социальная группа, считая себя родственно связанной. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными тотемами были животные. Сегодняшние автовладельцы ищут «покровительства» животных, наделённых силой и отвагой. Несомненную устрашающую функцию призвано нести изображение леопарда на капоте, ведь традиционно леопард являлся символом жестокости, свирепости, агрессивности и неустрашимости. В иной трактовке леопард также обозначает отвагу, хитрость и быстроту. Образ волка связывается с символикой войны. У древних римлян волк считался неизменным спутником бога войны Марса и олицетворял воинскую доблесть. В «Эддах» волки были спутниками скандинавского бога Одина, наделявшегося функцией военного вождя. В то же время у многих народов волк ассоциируется с образом врага.

Впрочем, иногда автолюбителя привлекают и менее агрессивные образы. Например, изображения ящериц, олицетворяющие в христианской символике храбрость и мужество праведника, который способен устоять перед искушением. Образ саламандры связан с представлением о таких качествах, как храбрость и стойкость. В русских поверьях ящерица несет в себе позитивное начало — предупреждает человека об опасности.

  
Что именно изобразить на своём авто — дело вкуса. Женщины-водители предпочитают рисовать животных и растения, используя при этом преимущественно светлые тона. Мужчины выбирают более агрессивные образы — хищников, монстров, сцены битвы в тёмных или же очень ярких, насыщенных тонах. Фото (Creative Commons license): Ed Bierman aka web_guy94301

Фэнтези

Особую популярность в последние годы приобрел стиль фэнтези. Рисунок в этом стиле наполняется модернизированными мифологическими и сказочными мотивами. Фэнтези как определенный жанр сложился лишь в XX веке, но его корни уходят вглубь литературных традиций самых разных времён и народов, вплоть до древнейших. Значительная часть сюжетов в фэнтези построена на архетипах — первообразах, древнейших общечеловеческих символах, которые лежат в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом. Родоначальник аналитической психологии Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung, 1875–1961) считал, что общечеловеческие первообразы являются содержанием коллективного бессознательного, они заключены в каждом человеке, и переходят из поколения в поколение.

Мастера аэрографии обращаются к  образам мифических существ, заимствованным из разных культурных традиций: драконы, единороги, русалки. Дракон, пожалуй, самое популярное фантастическое существо, нашедшее свое место в мифах едва ли не всех народов мира. В то же время, это один из самых сложных и широко трактуемых символов. На Западе он олицетворяет разрушительную силу и зло, а на Востоке — силу созидательную и благоприятствующую человеку. Изображение дракона несёт  в себе дух возрождения и изменений, ассоциируется с магическими силами, которым подвластны стихии. Это также символ бдительности и безопасности. Символика единорога заключает в себе множество аспектов: он означает и мистическое доброе предзнаменование, и возвышенные устремления, и романтическую любовь. В иной трактовке единорог является символом мужской силы и честности. 

В рисунках фэнтезийных битв сказывается, в первую очередь, устойчивое для человека любой культуры понятие о добре и зле. Представление о светлом начале выражается в фигуре воина — это олицетворение защитника, превратившегося в современной массовой культуре в образ Супермена. Как правило, в фэнтези принадлежность героев к «светлым» или «темным» силам обозначена очень чётко. Особенное значение здесь приобретает цвет: так для прорисовки негативных персонажей чаще используется черный и красный — цвет смерти и цвет крови. «Добрые» же воины-защитники изображаются на фоне идиллически прекрасного фэнтезийного пейзажа, которые включают в себя виды замков, расположенных на возвышенностях, что можно рассматривать как напоминание об идее мировой Горы. В космогонических мифах Гора, наряду с деревом, — один из центральных символов всех культур, это ось мироздания и обитель бессмертных. В мифах и легендах упоминанию о священных горах многочисленны. В целом Гора олицетворяет идею духовного возвышения; это место пребывания постигающих мудрость, место соединения неба и земли.

  
Если на поверхности автомобиля не хватает места для очередного сюжета, аэрографический рисунок можно спрятать под копот — например, разукрасить агрегаты. Правда, в таком случае окружающие не сразу смогут оценить старания мастера. Фото (Creative Commons license): robad0b

Аниме

Другим увлечением автовладельцев является аэрография в стиле аниме. Чрезвычайно популярный во всем мире жанр анимации вырос из японских комиксов, называемых манга. Стоит отметить, что в отличие от европейской традиции, где мультфильмы предназначены в основном для просмотра детьми, аниме и манга в большинстве своём — увлечение взрослых и состоявшихся людей, поэтому едва ли приверженцев этого жанра в аэрографии можно упрекнуть в инфантильности. Так как обычно аниме создается с расчетом на определенную целевую аудиторию (критериями здесь выступают возраст, половая принадлежность, психологический тип и т.п.), разнообразие сюжетов поистине огромно. Так, жанр «сёдзё» рассчитан на молодых девушек, более реалистичный «дзёсэй» предназначен для взрослых женщин, «сэйнэн» — для взрослых мужчин. Изображенный на машине герой аниме сразу говорит о пристрастиях владельца к определенному жанру. Специфический стиль прорисовки персонажей, присущий аниме, смотрится на автомобиле очень эффектно.

Мир «картин на колесах» многообразен, как и мир символов. История накопила бесконечное множество сюжетов, что расширяет возможности их интерпретации в современном мире.  Древний человек существовал в пространстве живой магии и чудодейственных сил, о которых слагались мифы, дошедшие до нас в зашифрованном виде. Не исключено, что, желая обезопасить себя, современный человек подсознательно ждёт поддержки от мира природы, в чудеса которого уже не верит. В последнее время в аэрографии более всего популярна биомеханика — рисунок, изображающий замысловатое переплетение растительных и механических элементов. Быть может, эта тенденция как нельзя лучше отражает ситуацию современности: несмотря на технический прогресс, связь человека с миром природы неразрывна.

Мария Белова, 30.11.2007

 

Новости партнёров