Зима под колёсами
Эволюция покрышек, предназначенных для работы в сложных погодных условиях, происходит быстрее, чем может показаться
![]() Всегда найдётся дорога, которую не одолеют даже самые «зубастые» шины. Для повышения проходимости автомобиля при преодолении сложных участков пути могут использоваться специальные приспособления — цепи противоскольжения. Преимущества таких цепей — это максимальная эффективность, компактность и простота монтажа. Недостаток заключается в том, что они значительно усиливают износ шин, особенно на загруженном автомобиле. Фото (
|
Каждый раз, когда очередной комплект покрышек приходится отправлять на свалку, мы сталкиваемся с проблемой выбора. Гладкие или «зубастые»? Наши или импортные? «Направленные» или «ненаправленные»? Какой рисунок протектора лучше? Какой производитель надежнее? Автомобиль соприкасается с дорогой всего в четырех точках, каждую из которых можно накрыть ладонью. И на этой небольшой площади происходит взаимодействие с окружающим миром огромного импульса — массы, помноженной на скорость. За счет такой маленькой площадки машина разгоняется, тормозит и совершает маневры. Поэтому надежность контакта колеса с дорогой, безусловно, — важнейший элемент управления.
Наиболее заметен прогресс шинной промышленности в самом сложном её сегменте — зимних шинах. Большинство автолюбителей даже не представляют себе, насколько высокотехнологичные устройства катятся под кузовом их машины! Задача зимних покрышек весьма непроста — они должны обеспечивать движение автомобиля по поверхности, которая для этого отнюдь не предназначена — по льду, накатанному снегу, сугробу. При этом необходимо сохранить ещё и приемлемый комфорт для водителя. И как же удается реализовать столь непростые и противоречивые требования? Летом всё понятно — сухой асфальт или мокрый асфальт. А зимой — то снег, то гололед, то мокрый асфальт, то полужидкая каша из снега… Как найти покрышки, которые будут прилично себя вести в столь разных условиях? Что предпочесть — шипы для гололеда, «загребущий» протектор для сугроба или мелкие ламели для укатанного снега? Хотелось бы всего и сразу — но так не бывает. Водитель, попавший первый раз в жизни на гололед, никогда не забудет этого жуткого ощущения — машина, только что бывшая послушной, как собственные ноги, неожиданно начинает подчиняться не рулю и тормозам, а исключительно законам свободного полета, скользя по дороге, как хоккейная шайба. Человек с самыми крепкими нервами не раз обольется холодным потом, попав в такую ситуацию. А успокоив нервную дрожь, медленно и осторожно поедет выбирать зимние шины…
Универсалы
Идея ежегодного «переобувания» автомобиля имеет своих противников — людям свойственно пытаться сэкономить. Комплект зимней резины стоит недёшево, его надо
![]() Шины GoodYear тестируют во Флориде — в специальной лаборатории воссоздают идеальные условия, позволяющие проверить силу сцепления колёс с дорогой в снежную зиму. В то время когда на улице стоит летняя жара, в лаборатории — настоящая суровая зима. Фото: Goodyear |
Зимняя и летняя покрышки отличаются между собой кардинально. Летняя должна быть жесткой, с твердым протектором, имеющим максимальную площадь сцепления — это обеспечивает контакт с сухим теплым асфальтом, минимальный износ и четкую управляемость. Зимняя — наоборот, должна быть мягкой, чтобы не дубела на морозе, иметь «липкий» протектор, цепляющийся за лед, и «зубастый» рисунок, чтобы «грести» по снегу. Понятно, что сочетать столь противоположные характеристики в одном изделии невозможно, и потому «всесезонка» — это всегда компромисс. Эти колеса мягче летних, но жестче зимних, их рисунок слишком рельефный для асфальта и недостаточно «зубастый» для снега, их протектор сочетает в себе гладкие участки для сухой дороги, водоотводы для мокрой и ламели для скользкой… Если бы в шинной промышленности было понятие «демисезонных» шин, то оно отлично подошло бы к этим покрышкам. В общем, в условиях тёплой европейской зимы — с температурой, близкой к нулю по Цельсию, редкими снегопадами и оперативными дорожными службами, — эта резина приемлемо работает в качестве зимней. За это придется расплачиваться целым набором неудобств летнего вождения — мягкая покрышка делает реакции автомобиля «размазанными», руление — нечетким, торможение — неэффективным. Так что попытка сэкономить на колесах может в критической ситуации выйти боком. Кроме того, «универсалы» по твердому покрытию изнашиваются быстрее, чем летние колеса. Впрочем, в России «всесезонка» имеет ещё одно, неочевидное, применение — она неплохо «гребёт» по чернозёму размокших грунтовок.
Шипы
Шипы — самый традиционный и прямой путь борьбы за сцепление. Собственно, с шипования и началась история зимней резины. Бралась обыкновенная (чаще внедорожная, «зубастая») покрышка и в её шашки «вживлялись» металлические шипы. Такой примитивный подход, хотя и имел очевидный резон, всё же не был лишен и серьезных недостатков. Первая и главная претензия, которую предъявляют пользователи к шипованной покрышке — это возможная потеря шипов. Ничего удивительного в этом нет — лед, по счастью, не устилает городские улицы сплошным слоем, поэтому зимним колесам приходится «работать» и по асфальту. Представьте себе экстренное торможение на сухом участке — шипы добросовестно цепляются за покрытие и усилие на излом просто чудовищное, особенно если автомобиль не оснащен АБС и колеса блокируются. Установленные в обычную покрышку шипы попросту вылетали из нее, разрывая протектор. Собственно говоря, такие «гибриды» редко выдерживали даже один зимний сезон.
![]() В этом сезоне концерн Nokian Tyres представляет новую модель из семейства Hakkapeliitta — Nokian Hakkapeliitta 5. Гордость разработчиков — «медвежий коготь», четырёхгранный шип «плюс» и четырёхслойный протектор quattrotread. Впервые четырёхгранный шип был предствален концерном Nokian Tyres пять лет назад. С тех пор конструкция шипа претерпела изменения. Трёрдосплавная вставка шипа, нижний фланец в основании, а также сам корпус шипа теперь тоже четырёхгранные. Это позволило достигнуть двух преимуществ: более широкая опора улучшает сцепление на льду, а сам шип лучше удерживается в резиновой смеси. Протектор Nokian Hakkapeliitta 5 четырёхслойный — при его изготовлении используются четыре разные резиновые смеси, что позволяет добиться оптимального распределения нагрузки на различные участков шины, улучшения сцепления и стабильности вождения. Фото: Nokian Tyres |
Сам шип тоже непрерывно совершенствуется. Так, три года назад на покрышке Nokian Hakkapeliitta 4 появился четырёхгранный шип — по сравнению с круглым, шип с углами вдоль и поперек направления движения колеса увеличивает продольное и поперечное сцепление с дорогой на 5%. Вся сложность состоит в том, чтобы обеспечить правильное положение шипа в шине. Как этого добиться? Сейчас уже появились усовершенствованные образцы, у которых и твёрдосплавная вставка шипа, и нижний фланец в основании, а также сам корпус тоже четырехгранные. Этим достигаются два преимущества: более широкая опора улучшает сцепление на льду, и сам шип лучше удерживается в резиновой смеси. А вот фирма
Что касается формы корпуса, то чаще используются более дешевые однофланцевые шипы, реже — двухфланцевые (похожие в разрезе на катушку для ниток). Существенный аргумент в пользу двухфланцевых шипов — защита нижней части корпуса от коррозии с помощью верхнего фланца. Он задерживает грязь, песок, воду и соляной раствор. К тому же центр вращения двухфланцевого шипа расположен выше, и при одинаковой боковой нагрузке он наклоняется меньше, чем однофланцевый. Кроме того, в целом двухфланцевые шипы при одинаковом выступании более эффективны, чем однофланцевые (
Шипованная зимняя резина обеспечивает достаточно надежное сцепление с зимней дорогой, но не лишена и своих специфических недостатков. Первый недостаток — это шум. Шипы, соприкасающиеся с дорогой, издают характерный рокот, который иногда доминирует над остальными звуками автомобиля. Производители пытаются бороться с этим явлением — вводят в рисунок протектора специальные антишумовые резонансные полости и экспериментируют с составом резины, — но значительного результата добиться пока не удалось. Второй недостаток более существенный — шипованная шина имеет низкие показатели торможения по асфальту. Нет, не критически низкие — иначе никто не допустил бы их к эксплуатации, — но заметно хуже, чем у обычной резины. Это легко понять на примере: возьмите обычный ластик и плашмя проведите им по столу — он оказывает заметное сопротивление руке, цепляется за покрытие и стирается сам. Но если воткнуть в него несколько канцелярских кнопок, то скольжение станет намного легче! Тот же эффект с шипами — они отлично цепляются за лед, но по асфальту будут скорее проскальзывать. Ну, а поскольку в крупных городах асфальт зимой встречается много чаще, чем чистый лед, то идея зимней резины без шипов приобретает всё большую популярность.
![]() Зимняя шина Nokian Hakkapeliitta RSi имеет индекс скорости R (до 170 км/ч) и способна хорошо держать дорогу при торможении и при ускорении на снегу, льду и мокрой дороге. Благодаря использованию зубчатых ламелей, которые формируют плотную сеть, разработчикам удалось существенно увеличить площадь сцепления шин с дорогой. Фото:Nokian Tyres |
Никаких гвоздей!
Можно ли обеспечить сцепление со скользкой дорогой без применения стальных шипов? Производители шин уверяют, что можно. Прежде всего это достигается за счет специального состава протектора — с высокой эластичностью и, главное, способностью сохранять её при низких температурах. Высокое сцепление с наиболее опасными обледенелыми дорогами в области критических температур (от 0 до 5 °C) обеспечивается использованием значительного количества полиизопренового каучука, имеющего высокий коэффициент трения по льду, добавка бутадиенового каучука расширяет диапазон сохранения эластичности резины до –
Естественно, кроме специального состава резиновой смеси, нешипованные покрышки отличаются и рисунком протектора. Основной упор идет на ламели — мелкие фигурно нарезанные элементы, которые цепляются за малейшие неровности льда, не давая колесу проскальзывать. Зубчатые ламели формируют плотную сеть, которая увеличивает площадь сцепления шины с дорогой, и в то же время умеют собраться в плотный «блок» при торможении. Это обеспечивает хороший контакт с дорогой, но и порождает новую проблему — сеть ламелей образует сантиметровой глубины мягкий «дышащий» слой протектора, что не может не сказаться на управляемости. Машина становится чуть более «задумчивой» в реакциях и «размазаннее» в рулении, что требует от водителя определенного навыка и приычки.
Мода на нешипованные шины пришла к нам из Европы, с её мягкими зимами и хорошими дорогами. Логика европейцев понятна — шипы царапают гладкий асфальт, а настоящего гололеда там практически не бывает, да и дорожные службы работают оперативно. В наших же северных реалиях, стоит покинуть расчищенную улицу и заехать во двор, как преимущество шипов становится очевидным — попавшее в ледяную колею нешипованное колесо не сможет зацепиться, несмотря на самый современный состав резины. Если такое явление, как зима, с удручающей регулярностью посещает ваши широты — нет ничего надежнее, чем старый добрый шип.
Нешипованную же резину можно рекомендовать тем, кто в своих ежедневных маршрутах не покидает расчищенных улиц мегаполисов, или живет в более теплых краях, где гололеды и снегопады — гости редкие.
Павел Иевлев, 12.11.2007
Новости партнёров