Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Комбайн развлечений для одномерных людей

Все чаще технические новинки удовлетворяют не столько реальные потребности, сколько специально культивируемые

  
Среди главных достоинств iPhone — наличие нескольких функций, для каждой из которых обычно приходится иметь отдельное устройство: набор карт, интернет-навигатор, видеоплеер, MP3-плеер и собственно мобильный телефон. Фото: Apple Inc

29 октября 1945 года в нью-йоркском магазине, специализирующемся на продаже канцелярских принадлежностей, царил небывалый ажиотаж. Сотня полицейских с трудом удерживала толпу, рвущуюся к прилавкам. В первый же день десяти тысячам счастливчиков удалось купить абсолютно необходимый для полноценной жизни товар — ручку, которая, как гласила реклама, «могла писать под водой». То была обыкновенная шариковая ручка, которая вошла в повседневный быт лишь десять лет спустя, когда Марсель Бик (Marcel Bich, 1914–1994) наладил их крупносерийное производство и существенно снизил цену.

Куда большей шумихой сопровождалось появление коммуникатора iPhone, начало продаж которого компания Apple назначала на 29 июня. Яблочные маньяки и рекламозависимые американцы начали занимать очередь в магазины компании и салоны оператора связи AT&T 26 июня. Через три дня, придя утром на работу, продавцы обнаружили у дверей очереди из нескольких сотен человек. Ко 2 июля было продано 500 тыс. коммуникаторов. Для того, чтобы преодолеть миллионный рубеж, понадобилось лишь 72 дня. Это абсолютный рекорд, поверить в который совсем недавно не мог даже сам Стив Джобс (Steve Jobs), глава Apple. Для сравнения — миллион необычайно успешных в коммерческом отношении «яблочных» плееров iPod раскупался почти два года. Apple обещает продать 10 миллионов коммуникаторов до конца 2008 года. В условиях насыщенности рынка мобильной телефонии, от которого господин Джобс «откусил» почти 2%, это отменные показатели. 

Возникает вполне естественный вопрос: является ли iPhone тем девайсом, который позарез нужен каждому современному человеку? Или же массовый психоз имеет тот же механизм, благодаря которому американцы 62 года назад расхватывали «Ручку, пишущую под водой»? 

Действительно, реклама «яблочного» коммуникатора опиралась на предельно демократичный принцип «три в одном»: телефон + MP3-плеер + карманный компьютер. Зачем платить за три различных товара, когда можно заплатить за один? Причем не столь уж и дорого: стартовая цена iPhone с объемом памяти 4 ГБ равнялась $499, с 8 ГБ — $599. Попробуем проанализировать, чай вклад в фантастический успех «яблочного» коммуникатора весомее — рекламистов или схемотехников и программистов?

Раскрученная новинка

Презентация iPhone, состоявшаяся в Калифорнии ещё зимой, была устроена на высочайшем уровне. Собственно, это была даже не презентация, а скорее шоу, транслировавшееся телевидением. Стив Джобс был одет максимально продуманно: демократичные джинсы, строгий черный свитерок, подчеркивающий спортивную фигуру, и очки в тонкой оправе из желтого металла как свидетельство интеллекта. Слово «революционно» он произносил даже чаще, чем свое излюбленное слово-паразит «бум». Глава компании максимально подробно рассказал о каждой функции коммуникатора, продемонстрировав работу iPhone во всех режимах, что проецировалось на установленном на сцене громадном мониторе. Акции Apple немедленно подскочили на 2%. Америка начала отсчитывать дни до долгожданного начала продаж.

Правда, в начале сентября 2007 года случился небольшой скандал. Который, впрочем, не только не охладил покупательский пыл, но и привлек к iPhone дополнительное внимание. Компания снизила цену коммуникатора на $200. Люди, стоявшие в очередях в конце июня под палящими лучами солнца, посчитали себя оскорбленными — вот она, награда за преданность Apple и за приверженность «революционным» технологиям! Стив Джобс на сайте компании прочитал им мораль о ни с чем не сравнимым счастье идти на шаг впереди других, которое дороже любых денег. И вернул купившим коммуникатор по завышенной цене по сто долларов вместо переплаченных двухсот. 

Революционность iPhone остается довольно энигматической. Она явно проигрывает тем новациям, с которыми завоевывала рынок молодое и честолюбивое «Яблоко», когда в Макинтошах начали применять мышь и оконный интерфейс. Да и новизну в комбинировании трех функций в одном аппарате увидеть трудно. Тем не менее это, кажется, главное достоинство iPhone. Но оно таит в себе и неизбежные недостатки, которые предопределены невозможностью впихнуть в ограниченный объем электронной схемы высокое качество каждой из трех функций.

  
В первый день продаж iPhone «Айфонатики» толпились у дверей магазинов Apple, с нетерпением ожидая открытия. Фото (Creative Commons license): Paul Keleher

За границу с ним не съездишь

Но вначале мы рассмотрим не технические недостатки, а серьезный организационный изъян, ставший уже нормой на американском рынке коммуникационных услуг. Весьма странно, что американский потребитель, который в былые времена превыше всего ценил свободу, так легко рассталася с ней, когда речь зашла о выборе провайдера связи. Пользователь iPhone заключает двухгодичный контракт с крупнейшим американским оператором мобильной связи AT&T. Подключиться к какой-либо иной сети невозможно, поскольку коммуникатор имеет изощренную программную и аппаратную блокировку, не позволяющую раньше срока «сбежать» от навязанного сервиса. 

По этой причине iPhone невозможно использовать за пределами США — там нет AT&T . Вполне понятно, что для экспансии Apple на внешнем рынке это не преграда. Яблочники начинают внедрять свой коммуникатор в странах Евросоюза. В декабре он начнет продаваться в Великобритании, где в роли навязанного потребителю оператора связи выступит компания О2. Затем наступит очередь Германии (T-Mobile) и Франции (Orange). И всюду, как и в США, Apple будет получать свои 10% от каждого заключенного на подключение телефона контракта. За пределами же этих стран iPhone представляет собой красивую коробочку весом 130 г с 3,5-дюймовым экраном. Предположим, финны, которые неплохо живут с аппаратами Nokia, переживут эту трагедию. Но что делать британцу, который отправляется в командировку в Стокгольм, а то и в Москву?

Кстати, в Москве iPhone уже продают и на «Горбушке», и в Интернете. Его счастливым обладателем можно стать, заплатив всего пару тысяч долларов, а то и евро. Народные умельцы утверждают, что коммуникаторы взломаны, и с ними можно элементарно пользоваться услугами отечественных сотовых операторов. И в это даже можно поверить, поскольку массированные атаки деструктивных сил на красивую коробочку уже принесли плоды. В конце августа 17-летний студент-первокурсник Рочестерского технологического института (Rochester Institute of Technology) Джордж Хоц (George Hotz) разблокировал «айфон» и продал этот символ победы народной смекалки над могучим разумом профессионального коллектива некому собирателю реликвий за $32 000. 

Вполне понятно, что команда Джобса, дабы не потерять свои 10% за контракт с конкретным поставщиком связи, предпринимает отчаянные попытки сделать такую защиту, которую было бы невозможно взломать. Труд этот по определению сизифов, и, чтобы действовать с опережением, компании, видимо, придется создать мощное подразделение, которое занималось бы только этой проблемой.

И ещё одно соображение. Несомненно, Apple будет внедрять свой iPhone лишь в тех странах, где население достаточно законопослушно и где взломанными коммуникаторами будут пользоваться преимущественно маргиналы. В России же этой игрушки не будет, поскольку контрафактная продукция у нас пользуется повышенным спросом. 

  
Представители компании Blendtec могут кого угодно убедить в достоинствах своей продукции: выпускаемый ими блендер за считанные секунды превращает iPhone в пыль! Фото: Blendtec

Достоинства и недостатки

А теперь о самом устройстве. Принимая во внимание огромную популярность iPod, основные усилия разработчиков были направлены на совершенствование плеера. iPhone представляет собой элегантную бескнопочную коробочку, имеющую сенсорную клавиатуру, отображение которой при необходимости появляется на 3,5-дюймовом экране. Причем это не шестнадцать клавишей, как на мобильных телефонах, а контекстная клавиатура, расширяемая до стандартной раскладки «QWERTY», что удобно при написании SMS и электронных писем. Правда, консерваторы пеняют на то, что на такой клавиатуре невозможно работать одной рукой, не глядя на кнопки. Но и это тоже хорошо, поскольку коммуникатором нельзя пользоваться за рулем автомобиля. Во избежание загрязнения экрана от частых прикосновений пальцев он покрыт специальным составом. А это сможет раздражать, пожалуй, лишь одних криминалистов, идентифицирующих людей не по пин-коду, а по отпечаткам пальцев.

Для пенсионеров со стажем, которые используют iPhone исключительно как переговорное устройство, новинка от Apple хороша во всех отношениях. Звук четкий, клавиатура внятная, в плеере имеются хиты Фрэнка Синатры и Билли Холидей, аккумулятор емкий — его хватает на 8 часов разговора и 10 суток лежания в кармане. 

Но когда тебе надо работать с информационными файлами, возникают определенные проблемы. Коммуникатор предназначен для сетей GSM, что не только не революционно, но и весьма консервативно, поскольку в отношении передачи данных GSM существенно проигрывает 3G, активно внедряемой в США. То есть на сегодняшний день считать приемлемой скорость обмена в 200 кбит/с невозможно. Стив Джобс объясняет применение архаичного протокола тем, что в процессе разработки пришлось отказаться от стандарта 3G, поскольку в этом случае существенно возрастали размеры коммуникатора и потребляемая им энергия. Правда, он обещает, что в обозримом будущем появится модификация «айфона», работающая в 3G. В таком случае не вполне понятно, почему потребители расхватывают, можно сказать, морально устаревший продукт, когда имело бы смысл дождаться более современной модели.

Правда, в iPhone имеется возможность работать также с высокоскоростным интернетом Wi-Fi. Это, конечно, прогрессивно. И, действительно, революционно для столь малого объема аппаратуры. Но Wi-Fi потребляет много энергии, и ни о каких восьми часах непрерывной работы говорить не приходится. Есть и Bluetooth, но весьма своеобразный, позволяющий поддерживать связь лишь с беспроводной гарнитурой «айфона». Но в любом случае обмен файлами при помощи iPhone дело весьма затруднительное, поскольку в нем отсутствует файл-менеджер. И хоть коммуникатор работает под управлением фирменной Mac OS X (создается ощущение, что это все же усеченная версия операционки), но функционально он не тянет на звание компьютера.

Можно долго обсуждать своеобразности, недочеты и странные «загибы» «айфона»: медленный браузер, к тому же не поддерживающий язык Java, отсутствие GPS-навигатора при том, что имеется возможность оптимальной работы с приложением Google Maps, примитивная фотокамера… 

Можно не менее долго восторгаться достоинствами гаджета: прекрасный экранный интерфейс с полосой прокрутки, позволяющий увеличивать фрагменты просматриваемых веб-страниц и поворачивающий экран в зависимости от положения аппарата в руках за счет встроенного акселерометра… 

  
Популярность iPhone трудно объяснить его достоинствами. Но будущим потребителям вовремя объяснили, что без этой вещи им не обойтись.  Фото: Apple Inc

Логика или внушение?

Популярность iPhone, несомненно, находится вне логической сферы, тут действуют аргументы, которые используются при решении вопроса о ширине брюк и длине юбок. Бешенному стартовому успеху «яблочной» новинки не помешало даже то обстоятельство, что в ней, рассчитанной на самого массового потребителя, отсутствовали какие бы то ни было игры. (В сентябре этот недочет начали устранять, забив в программное обеспечение шахматы.) Профессионал, которому iPhone нужен для работы, с этим недостатком в состоянии смириться. Но «человек телевизора»!..

Ну, или «одномерный человек», как в горячие 1960-е идеолог леваков Герберт Маркузе (Herbert Marcuse, 1898–1979) в своей одноименной книге обзывал членов общества потребления. «Посмотрите на язык, на котором говорят люди в одномерном обществе, — ведь в этом обществе люди не имеют собственного языка — они говорят и думают языком газеты, рекламы, телевидения и т.д.!» — гневно восклицает философ, сожалея о невозможности в таком обществе классовой борьбы. И мы, в общем-то, понимая этот пафос и отчасти ему сочувствуя, вынуждены признать, что этот тотальный язык служит коммуникативным целям, что не так уж и скверно, поскольку не насаждает ксенофобию и всяческий иной негатив. Да, классовой борьбы, которую в цивилизованных формах можно было бы и поприветствовать, нет, но при этом и не насаждается  терроризм и другие побочные проявления уникальности и индивидуализма.

Этот язык, как учит нас Маркузе, способствует формированию в обществе ложных ценностей и потребностей. Не только социальных, но и вполне материальных. Именно так, а не иначе внедряются на рынок новые товары, без которых, если мыслить не газетными штампами, вполне можно было бы прожить, потратив деньги на что-то более соответствующее индивидуальным потребностям. Один из наиболее вопиющих примеров навязывания нам бессмысленных товаров — внедрение парфюмерными производителями идеи о том, что человеку для помывки требуется не только мыло, но и всевозможные шампуни, гели, конденсаторы, ополаскиватели и масса прочих веществ, названия которых автор не знает и знать не желает! Собственно, и механизм успеха iPhone именно таков. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что это вещь хорошая, полезная и в определенной мере удобная. Однако не стоит забывать, что не единственная.

Владимир Тучков, 01.10.2007

 

Новости партнёров