Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Особенности прощания с покойным

Людям свойственно уделять серьезное внимание  технологиям захоронения близких в надежде встретиться с ними вновь на том свете

  
Представители рода человеческого, в отличие от своих многочисленных животных предков, стали думать об индивидуальном бессмертии и заботиться о нем. Фото (Creative Commons licence): Alexander Boden

Рано или поздно мы все умрем. Такова жизнь. И хотя считается, что покойнику уже все равно, каждому бы хотелось, чтобы его похоронили достойно. Но «достойно» — понятие неопределенное, потому что способов проводить усопшего в мир иной человечество придумало очень много. И с каждым способом связаны национальные и религиозные обычаи, а также фантазии отдельных людей…

Почему Ленин не Христос

Как похоронить человека «правильно»? Сегодня такая постановка вопроса звучит несколько странно, потому что все зависит от свободного выбора. Хотите соблюсти какую-то традицию — пожалуйста! Хотите что-то оригинальное, в рамках закона, конечно — никаких проблем! Были бы деньги. Поэтому правильным и достойным будет тот способ погребения, который устраивает родственников покойного или указан в его завещании.

Тем не менее уже не первый год продолжаются споры вокруг мавзолея Вождя мирового пролетариата. Там покоится мумия Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Поскольку сам покойный никогда при жизни не высказывался относительно того, как надо хоронить людей в «светлом будущем», то и дело кто-нибудь либо призывает похоронить его «по-христиански», либо доказывает, что захоронение в мавзолее лежит вполне в русле христианских традиций.

Если не касаться политической стороны проблемы, а сосредоточиться исключительно на историко-технической, стоит напомнить о нескольких обстоятельствах. Во-первых, бальзамирование тел с целью замедлить их разложение практикуется не менее пяти тысяч лет. И в наши дни именно бальзамирование позволяет откладывать похороны до седьмого, пятнадцатого или даже тридцатого дня после смерти. Во-вторых, если всерьез считать выставление останков напоказ грехом, то необходимо немедленно предать земле все выставленные в музеях мумии фараонов и почитаемые верующими мощи святых. В-третьих, Ленин всю свою жизнь последовательно проводил политику воинствующего богоборчества, и призыв поступить с ним «по-христиански» вряд ли ему бы понравился.

Особого внимания заслуживает тот аргумент, что захоронение мумии в мавзолее вполне находится в соответствии с христианской традицией, поскольку и самого Христа так хоронили. Но Христа похоронили по иудейскому обряду, а христианские традиции сильно менялись от страны к стране и от эпохи к эпохе. Но есть и ещё кое-что: прижизненные поминки Господа, известные как Тайная Вечеря, по мнению некоторых исследователей, являются отголоском одного очень древнего и совершенно нехристианского обычая.

  
Во время раскопок близ иранского города Хамадан — раньше на этом месте находилась столица Мидии Экбатан — было обнаружено много захоронений людей, уложенных в позе эмбриона. Около них оставляли немного еды, веря, что всем, похороненным так, суждено родиться вновь в той же самой позе. Фото (Creative Commons licence): Hamed Saber

Берите, ядите!

Хоронить близких — исключительно человеческая особенность. Как бы близко ни располагались его прямоходящие предки на эволюционном древе, ни у кого из них подобного не замечалось. Умерших и погибших просто бросали, не испытывая при этом никаких эмоций. 

Однако в некоторых случаях древние предки нарождающегося человечества поступали с покойными неожиданно просто — его съедали, достигая одновременно двух целей: избегали призрака голодной смерти и уберегали тело умершего от посмертного надругательства. Довольно часто археологи находят тщательно объеденные и расщепленные кости предков человека прямо в пещерах, где те жили и умирали. Одна из таких находок была сделана в нагорье Сьерра-де-Атапуэрка (Sierra de Atapuerca).

Древние люди были чистые прагматики, но спустя многие тысячелетия каннибализм стал похоронным ритуалом. Это был способ доказать, что покойный будет вечно жить в сердцах родных и близких, попав туда через их  желудки. А если серьезно, то мозг почтенного патриарха племени съедали, видимо, с целью приобщиться к его великой мудрости. Подобное «уважение» оказывалось также убитым на войне врагам — через съедение их мужественных сердец.

Есть гипотеза, что традиция поминального обеда — это окультуренный обычай тех невероятно древних времен, когда на поминках вкушали не окрошку и пирожки, а самого покойного. Однако в отдельных районах земного шара подобные мероприятия, шокирующие современного человека, происходили не так уж и давно.

Видимо, ритуальный каннибализм был заменен поминальными пирожками в немалой степени из-за разгула прионовых инфекций, но его отголоски в процедуре причастия увидели ещё первые адепты христианства. И не мудрено, ведь Иисус сам сказал, преломляя хлеб: «Вот тело Мое!». Пошли искаженные слухи, и первых христиан даже пытались обвинить в людоедстве! 

И пока споры о древних корнях ритуала христианского причастия продолжаются, в сегодняшней Индии каннибалы выходят под покровом ночи подкрепиться жареной человечиной, которую выкапывают из пепла погребальных костров. Нет, это не доведенные до отчаяния бедняки и не представители одного из самых отсталых племен, которые ещё сохранились в этой стране чудес. Агора — это необычная секта, члены которой приближаются к просветлению путем поглощения самой необычной пищи: экскрементов, мяса павших животных и умерших людей. «Это единственный путь, позволяющий мне понять, что соединяет душу с Богом», — пояснял изумленным журналистам «святой подвижник» Бхадра Дхарма Ракшит Рам.

  
Индия. Погребальные костры на берегах Ганга. Фото (Creative Commons licence): Fionn Kidney

Верная жена

На пышном погребальном костре хоронили не только в Индии — древние славяне, германцы, греки и римляне отправляли своих усопших в иной мир в языках пламени. Считалось, что при сжигании тела душа вместе с пламенем исходит из тела и отлетает на небо.

У славян простых общинников кремировали на груде дров или хвороста, вождей и князей — в специальных срубах, лодках или колесницах, поливая их благовонными маслами. В языческие времена Древней Руси практиковалось сожжение князя в плывущей по реке ладье, таким образом объединяли сразу два ритуала — кремация и отправка покойника по «реке вечности». При этом иногда на костер отправляли слуг, рабов и жен вождя, а во время великих войн отправляли на тот свет ещё и пленных врагов. Пленным предварительно разбивали голову, а вот родственники и свита могли пойти в огонь живьем, чтобы доказать свою любовь к покойному. Впрочем, надо полагать, что в случае отказа их ожидала большая немилость преемника вождя.

С подобным жестоким обычаем, обрядом сутти (сати, в переводе — «верная жена») — до сих пор борются власти Индии. Обряду уже более трех тысяч лет, и он тесно связан с религиозными традициями.

Сожжение одновременно с мужем называется «саха-марана». Сожжение в одиночестве — «ану-марана». Оно проходит таким образом. После омовения, в лучших своих одеждах вдова в окружении родственников отправляется на берег озера или реки. Все, кто встречает эту процессию, обязаны к ней присоединиться. На берегу, у костра, вдова снимает все украшения и раздает их родным и близким, а те угощают её сладостями и фруктами, передают с ней послания умершим родственникам. Затем, взяв её под руки, трижды проводят вокруг костра. Жрец произносит траурные мантры, окропляет её водой из Ганга. Чтобы смягчить боль, ей часто дают наркотический напиток. Вдова садится слева от мужа и кладет его голову себе на колени. Ноги приковываются, чтобы женщина не пыталась выбежать из костра. 

  
В конце XVIII века, когда парижские кладбища оказались переполненными, городские власти приняли решение о переносе костей в каменоломни. Сейчас эта гигантская подземная «братская могила» стала одной из самых посещаемых туристами парижских достопримечательностей. Фото (Creative Commons licence): Luis Villa del Campo
Впервые запретить обряд сутти попытались англичане — ещё в 1829 году. Однако это оказалось непросто. Конечно, неистово верных и верующих вдов в Индии осталось не так и много — в год регистрируют только несколько сотен подобных случаев. Но власти страны нацелены на полное его искоренение: любителям древних традиций сейчас грозит штраф до 50 тысяч рупий или тюрьма — от трех лет до пожизненного заключения.

Однако кремация самих покойных, конечно, остается самым распространенным в Индии способом погребения. Если кто-то помнит, этот печальный, но красивый ритуал был показан по телевидению во время похорон премьер-министра Индиры Ганди. И если в древности кремация олицетворяла полное освобождение человека от бренного тела для последующего перерождения, то сейчас, в перенаселенной стране, это единственный способ разрешить проблему дефицита земли — которой вряд ли хватит на миллионы и миллионы могил. 

Христиане довольно долго отрицательно относились к кремации. Во-первых, зародилась эта религия в Палестине, где древние иудеи хоронили своих покойников, завернутых в саван, в пещерах или в земляных ямах. Во-вторых, огонь ассоциируется у христиан с «гееной», адским пламенем, в котором горят грешники. И в-третьих, самое главное, могила с прахом важна для христианина для предстоящего воскрешения в Судный День

Поэтому на кремацию христианская Европа отважилась только в XIX веке, задыхаясь от недостатка мест на кладбищах — из могил которых, бывало, выбрасывали останки старых покойников, чтобы захоронить новых. Проблему с христианской традицией сохранения праха решили просто — установив традицию бережно собирать его в урны, что обеспечивалось специальной конструкцией крематория, разработанной в 1878 году немецкими инженерами Юлиусом Бертухом (Julius Bertuch) и Карлом Генрихом Штиром (Carl Heinrich Stier).

Спят курганы темные

Первые могилы представляли собою обычную кучу камней — покойного заваливали ими, чтобы до него не добрались любители мертвечины. Подобным образом ещё в XIX веке хоронили на Диком Западе, где копать могилы часто бывало некогда и нечем. 

Первые похоронные обряды создали неандертальцы. Причем они уже были весьма осведомлены об анатомии человека, поскольку хоронили умерших в позе зародыша (можно только догадываться, как они о ней узнали). Уже тогда появились представления о загробном мире — поскольку рядом с покойным клали его оружие, которое бы пригодилось для охоты на том свете.

В дославянском периоде истории население Восточной Европы так же предпочитало захоронения. Огромные территории от Днепра до Волги покрыты бесчисленными курганами кочевых народов, самые впечатляющие из которых принадлежат скифам. При похоронах царей и скифской знати погребальные сооружения опускали в грунт на 10–12 м и сверху устраивали насыпи до 20 м. Камеры, где находились тела усопших, соединялись с выходными ямами при помощи подземных коридоров. Отдельно (но под общей насыпью) устраивались могилы для слуг (оруженосцев, виночерпиев и т.д.), а также для коней.

  

Помимо курганов археологи находят и гораздо более древние могилы, конструкция которых дала название этим сгинувшим во мраке тысячелетий культурам: ямная, катакомбная, срубная. 

Но и самые большие и богатые курганы Южной России и Украины — небольшие скромные могилки по сравнению со всем известными египетскими пирамидами или легендарной гробницей императора Цинь Шихуанди (Qin Shi Huang).

Легенды говорят, что могила великого объединителя китайских земель Циня Шихуанди (Qin Shihuang’s Mausoleum) представляла собой три кургана. Под одним из курганов сокрыта модель всего Китая, каким он был в 210 году до н.э. — вплоть до каждого храма и пагоды. Реки этой модели, со слов летописца, наполнены ртутью, и миниатюрная баржа императора странствовала по своему подземному государству. Сверху все это покрыто огромным куполом, на котором драгоценными камнями выложены звезды и планеты. Во втором кургане скрыт дворец-гробница, где на троне восседает забальзамированный император, а в залах находится 3000 похороненных вместе с ним самых красивых женщин Китая. Под третьим находится его верная армия.

Когда археологи начали раскопки большого кургана, то обнаружили под ним стройные ряды терракотовых статуй древнекитайский воинов — 7500 каменных стражей Циня. Кто-то сразу вспомнил легенду о том, что гвардейцы императора добровольно дали превратить себя в камень, чтобы сопровождать и охранять своего господина на том свете. Сегодня эта находка является одной из самых значимых в археологии.

Смиренное кладбище

На фоне подобных мега-могил скромные христианские (а уж тем более советские) кладбища выглядят как-то убого и серо. Но это только на первый взгляд. Вот возьмем, к примеру, обыкновенное отечественное провинциальное кладбище. При всем своем однообразии могил, оно имеет свои уникальные особенности. Во-первых, вкопанные столы, которых вы не найдете, пожалуй, больше ни в одной стране мира. Это следствие отечественной традиции не просто навещать могилу родных и близких, а устраивать на них поминальный пикничок. Православная церковь давно уже борется с этой традицией, да все бесполезно!

А в районах вечной мерзлоты России и Северной Америки можно найти необычные кладбища, где покойных не зарывали в землю — которая зимою смерзается до твердости бетона, а летом растаивает в хлюпающую жижу. Вместо этого прямо на поверхности сколачивали деревянные склепы-домовины, в которые и помещали тела.

  
Две из трех мумий, найденных в 1999 году на вершине Льюльяйльяко (Llullaillaco) в Чили. 500 лет назад трех самых красивых и физически здоровых подростков принесли в жертву инкским богам в ходе религиозного ритуала капакоча (capacocha). Уснувшими их усадили в пещере, где они и замерзли до смерти. Благодаря сухому, разреженному и холодному горному воздуху их тела сохранились в уникальной целости. Фото: University of Graz

Изящные каменные склепы европейских кладбищ — следствие дороговизны земли и желания упокоить всех родственников вместе. И если богачи могли позволить себе целую пещеру, вход в которую начинается с изящных ворот, то горожане победнее довольствовались небольшим вертикальным склепом. Сбоку его каменной платформы есть окошко, через которое один на другой постепенно опускали гробы.

Кроме этих, освященных традицией или религиозными культами технологий захоронения умерших, существует множество куда более изощренных. Есть люди, придумывающие для себя особые оригинальные способы. Так что за критикой мавзолейного захоронения следует, видимо, искать не заботу об исторической правде, а какие-то другие, менее возвышенные мотивы.

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:

 

Сергей Кутовой, 19.09.2007

 

Новости партнёров