Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Удар феминизма по бездорожью

И в России, и на западе женщин за рулем приходится видеть все чаще, а поэтому качественно изменяются и автомобили на дорогах, и стиль вождения

  
Берта Бенц с сыновьями Ойгеном и Рихардом предприняла первый в истории человечества автопробег. Ее муж Карл к тому времени еще не додумался ни до стартера, ни до рукоятки, с помощью которой можно было бы вращать вал мотора. И каждое утро Ойгену и Рихарду приходилось некоторое время толкать повозку, пока она не поедет сама. Фото: DaimlerChrysler

В 1886 году конструктор Карл Бенц (Karl Benz, 1844–1929) проехал по улицам Мангейма (Mannheim) на «самодвижущейся коляске». В 1888 году на запатентованном мужем транспорте совершила свой первый автопробег Берта Бенц (Bertha Benz, 1849–1944). Пока изобретатель спал сном праведника, Берта завела стоящую во дворе дома машину, прихватила с собой сыновей и отправилась в путешествие на родину — в Пфорцгейм (Pforzheim). Шокируя прохожих, пугая лошадей и лихо ремонтируя повозку подручными средствами, Бенцы добрались до Пфорцгейма. В мировой автомобильной истории это было первое путешествие на большое расстояние. 

Сегодня женщины за рулём уже и в России никого не удивляют, хотя совсем недавно они вызывали неадекватную реакцию у некоторых водителей-мужчин. Определить точное количество автолюбительниц в России достаточно сложно. Во-первых, если дама получила водительские права, это вовсе не означает, что она тут же сядет за руль. Во-вторых, её автомобиль может быть зарегистрирован на мужа или родителей. Но по самым скромным подсчётам, каждым четвертым автомобилем на дорогах Москвы и каждым пятым — в России управляет представительница слабого пола.

Делить машины на «женские» и «мужские» было бы неверно. В то же время невозможно отрицать, что есть машины, пользующиеся популярностью в большей степени у женщин, и есть машины, которые преимущественно предпочитают мужчины.

Журнал «Forbes» в 2006 году опубликовал рейтинг самых популярных «женских» и «мужских» автомобилей в США. Метод исследования был прост: самыми «мужскими» были названы модели, зарегистрированные на владельцев-мужчин, самыми «женскими» — зарегистрированные на женщин. Результаты исследования удобнее всего представить в виде таблицы:

«Мужские» модели

 

«Женские» модели

 

Chevrolet Suburban C2500
Mercedes-Benz S55 AMG
Mercedes-Benz S600
Mercedes-Benz S65 AMG
Mercedes-Benz SL65 AMG 

100%

Mitsubishi Eclipse

61%

BMW M6 купе

93,7%

Audi TT

59%

Dodge Viper SRT-10

93,6%

Volkswagen New Beetle

54,9%

GMC Yukon XL K2500

91,9%

Mitsubishi Endeavor

54,7%

GMC Sierra 1500 HD

91,7%

Saturn Sky

54,6%
Пять первых позиций «мужских» автомобилей разделили сразу девять моделей, так как выяснилось, что пять моделей приобретаются исключительно мужчинами.

  
Пилот из Шотландии Сьюзи Стоддарт (Susie Stoddart) — одна из немногих женщин в профессиональном автоспорте. Сейчас она выступает за команду «Мерседес-AMG» в немецком чемпионате по кольцевым гонкам (DTM). Фото: DaimlerChrysler

Очевидно, что женщины предпочитают компактные, изящные и не очень дорогие двухдверные модели. Мужчины же выбирают автомобили мощные, большие и довольно дорогостоящие. Объяснить это можно тем, что для представителей сильного пола машина — это не только средство передвижения, но и одна из составляющих успеха и престижа, и она должна подчёркивать статус владельца.

Проведённые опросы с участием более 40 000 женщин-водителей позволили сделать некоторые обобщения относительно мужских и женских предпочтений в выборе транспортного средства.

Одним из важнейших критериев выбора для женщин является безопасность автомобиля. Для 77,8% женщин и 65,3% мужчин безопасность важнее дизайна. Выяснилось также, что эксплуатационные качества автомобиля волнуют женщин даже больше, чем мужчин (92,6% женщин против 91,3% мужчин).

Ещё одним значимым моментом для женщин при выборе автомобиля является влияние транспортного средства на окружающую среду. Согласно опросу, 82% женщин считают, что их автомобиль должен наносить минимум вреда окружающей среде. И лишь 72,3% мужчин с ними солидарны.

Варвара Некрасова, главный редактор журнала «Женщина за рулём» считает, что «женщин a priori интересуют безопасность и комфорт, и только после определения предпочтений в этой нише они обращают внимание на дизайн, „грузоподъемность“ (для чего он, собственно, ей нужен: для езды по городу или для перевозки домочадцев на дачу) и цвет автомобиля».

  
«Ситроен» опасается прямо позиционировать свою модель С3 Pluriel как «женский» автомобиль. Тем не менее в его рекламе чаще всего подчеркиваются именно те качества, которые привлекают в автомобилях представительниц слабого пола. Citroёn C3 Pluriel Фото: Citroёn Communication

Критерий «безопасность» вполне объясним: у женщин обострено чувство самосохранения, по своей природе они менее склонны к риску — врожденное чувство ответственности за судьбу детей (даже при отсутствии оных) делает их внимательней и осторожней. 

Мнение журналистов подтверждают и практики: менеджеры по продажам также выделяют основные «женские» критерии в выборе автомобиля: наличие датчика парковки, хороший обзор, автоматическая коробка передач, количество подушек безопасности, цвет, интерьер, экстерьер — именно эти характеристики становятся для женщин решающими при выборе автомобиля. Впрочем, в последние годы интерес к машинам со стороны слабого пола возрастает, и технические характеристики автомобиля (объём двигателя, мощность, трансмиссия и т.д.) им тоже важны. Встречаются покупательницы, которые по технической подкованности на голову выше своих мужей.

Женский акцент

Как только женщины, преодолев более или менее активное противодействие своих мужей, отцов и братьев, отвоевали себе место за рулем, а потом и добились права на собственное транспортное средство, к ним как к потребителям с особым интересом повернулись и автопроизводители, и провайдеры страховых услуг. 

Сегодня уже не осталось мало—мальски значимого бренда, у которого не появилось бы «женской» модификации, отличающейся компактностью, удобством в управлении и уходе и внешним изяществом: Nissan Micra, Citroёn C2, Hyundai Getz, Peugeot 206. Бренды поскромнее отдают на откуп женщин не модель, а комплектацию — например, Skoda Fabia в комплектации Beauty позиционируется как исключительно «женская». Продавцы-практики подтверждают справедливость такого подхода к делу: хотя женщин по российским дорогам пока ездит значительно меньше, чем мужчин, число покупательниц и покупателей в автосалонах сегодня примерно одинаковое. Мужчины ездят на автомобилях давно, и женщины не хотят отставать. 

В июле этого года британская компания «Sheilas Wheels» придумала новую модель туфель для автолюбительниц: шпильки складываются и уходят в углубление на подошве при нажатии скрытой кнопки. Таким образом, каблук не мешает даме давить на педали газа и тормоза.

  
Специальные туфли для автолюбительниц «оборудованы» убирающимся каблуком — ни для кого не секрет, что женщины часто переобуваются за рулем. Фото: Sheilas’ Wheels
Та же «Sheilas Wheels» предоставляет услуги по автострахованию исключительно представительницам слабого пола. Изобретенные ими туфли — информационный повод для рекламной акции: «Sheilas Wheels» предлагает автолюбительницам значительные скидки. И они в этом не одиноки: страховая компания «Diamond», брокеры «Diva» и «Girlmotor», многие посреднические структуры также с радостью предоставляют женщинам скидки по автострахованию. В Великобритании нашлись люди, которые сочли послабления по каско для женщин формой половой дискриминации. Но Министерство транспорта статистикой доказало, что женщины ездят более аккуратно, реже попадают в дорожные неприятности, — а следовательно, менее убыточны для страховщиков. 

Специальные программы страхования для женщин, учитывающие специфику женской езды, есть и в России, например, автокаско «РОСНО Леди». В компании считают, что, хотя женщины реже мужчин попадают в серьезные аварии, им чаще требуется квалифицированная помощь. Поэтому «РОСНО Леди», помимо стандартных рисков вроде угона или ущерба, предусматривает и оказание помощи на дороге.

Контраконцепт

Над созданием моделей автомобиля, даже рассчитанных преимущественно или исключительно на женщин, работают главным образом мужчины. Но и у этого правила появляются исключения. Volvo YCC (Your Concept Car) стал первым автомобилем, созданным исключительно женщинами и для женщин. Перед командой конструкторов из девяти одаренных и технически подкованных сотрудниц Volvo стояла цель — создать автомобиль, максимально отвечающий вкусам и потребностям слабого пола. В итоге получилась вовсе не «маленькая, розовая, забавная» машинка, как принято представлять себе дамский идеал. Volvo YCC — двухдверный автомобиль средних размеров, внешне вполне агрессивный. 

Цвет автомобиля, благодаря особому покрытию, варьируется в зависимости от освещения и от угла зрения, например, из зеленого в золотой. К тому же, поверх краски кузов покрыт специальной грязеотталкивающей пленкой. Эта идея пришла в голову одной из создательниц концепт-кара во время приготовления ужина: по аналогии с тефлоновым покрытием сковородок. 

У многих женщин возникают сложности с парковкой. Психологи объясняют это тем, что женщинам сложнее представить в воображении окружающее пространство, чем мужчинам, и именно поэтому сложнее чувствовать габариты машины. Создательницы Volvo YCC решили и эту задачу: система Autopark сама вычислит и сообщит, хватит ли места для парковки. В отличие от парктроника, который только пищит, сигнализируя об опасном сближении, Autopark не позволит задеть рядом стоящие машины — при необходимости Autopark сам притормозит и подрулит. Облегчит процесс парковки и улучшенная обзорность — за счет опущенного капота и выступающих крыльев, которые хорошо видно из салона. 

  
В разработке нового концепта фирмы «Вольво» принимали участие только женщины. Они сразу лишили автомобиль самой привлекательной для многих мужчин детали — капота. Чтобы забраться в его «кишочки», приходится ехать на станцию техобслуживания. Фото: Volvo Car Corporation

Volvo YCC оборудован системой Integrated Starter-Generator (ISG), которая позволяет значительно экономить топливо. Такая система способна, к примеру, автоматически глушит мотор на светофоре или в пробке и заводится, когда водитель нажимает на педаль газа.

Капот машины можно открыть только на сервисе, так что все ремонтные работы, измерения уровня тормозной жидкости и антифриза отменяются. От дам требуется лишь вовремя заливать бензин и омывающую жидкость 

Помимо этого, в машине предусмотрено большое количество полочек, ниш и бардачков для хранения разных мелочей, съёмные чехлы, которые можно стирать, автоматически и индивидуально настраиваемая эргономика и много других приятных мелочей, необходимых женщинам за рулём.

Феминомобиль, как ласково и иронично называют Volvo YCC, воплотил в себе пожелания представительниц различных стран. Этот первый «женский» концепт-кар вобрал в себя оригинальные дизайнерские идеи и технические решения, которые в дальнейшим планируется использовать в серийных автомобилях. 

Все глубже проникая и в процесс создания автомобилей, и в повседневное использование их, женщины способствуют их превращению из средства самоутверждения и орудия тотального унижения окружающих в обычную бытовую технику — пусть даже довольно дорогую и сложную. А бытовой технике надлежит быть простой, красивой и безопасной.

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:

 

Элла Бикмурзина, 24.07.2007

 

Новости партнёров