Хронограф
181522
291623
3101724
4111825
5121926
6132027
7142128

<февраль>

Путеводители

Экзотический автококтейль

Искусство превратить дедушкину «Копейку» в скоростной внедорожник и раскрасить её до состояния произведения искусства

  
Из-за новых веяний приобретение в Америке подобного аппарата для последующего восстановления стало практически невозможным. Но в России найти дореволюционную технику еще сложнее.Фото автора

Экзотика — слово громкое. Что оно означает? Обратимся к БСЭ: «…(от греч. exotikos — чужой, иноземный), причудливые, необычайные особенности (природы, обычаев, искусства и др.) отдаленных стран». Отдаленные страны пока отбросим, сосредоточившись на причудливых и необычайных особенностях, которые поищем в таком привычном предмете, как автомобиль. Что получим в итоге? Правильно, «Автоэкзотику»!

6 июля 2007 года в Тушино хором загудели более двух тысяч автомобилей, и фестиваль начался. Вниманию публики предлагается свыше четыех тысяч автомобилей из двенадцати стран в нескольких категориях: Классика (ретро-автомобили до 1969 года выпуска), Тюнинг, Спорт, Кастом (автомобили, сделанные на заказ), Раритеты, Культовые марки и модели… И что особенно приятно, на поле все эти категории густо перемешаны. Так что взгляд не устает от бесконечных рядов, скажем, спорткаров. Напротив, классический Bentley легко может соседствовать с «горбатым» «Запорожцем», а от легендарного Ford Model T — первого автомобиля, сошедшего с конвейера, — вполне может открыться прекрасный вид на чудовищный внедорожник на гигантских колесах, в котором с большим трудом удается опознать банальный «УАЗик», заусовершенствованный до полной неузнаваемости… И всё же лучше, рассказывая об этом замечательном шоу, попробовать разложить все по полочкам.

Классика

Олдтаймеров на «Автоэкзотике» много. И это хорошо: всегда радуют плавные очертания старинных машин, построенных в эпоху, когда красота и скорость были на первом месте, а такие «мелочи», как экономичность и экологичность, никого не волновали. Это сейчас, в эпоху глобализации, машины самых разных марок похожи, как однояйцевые близнецы. А вот тогда… Но я отвлекся, простите. Итак, о классике.

Ощутимую долю в коллекции олдтаймеров составляют отечественные машины 1930-50-х годов. Это легко объяснимо: «Москвич-401», «Победа» и «Волга» ГАЗ-21 — три самых распространенных ретро-автомобиля в России. Еще совсем недавно достать их было довольно просто, приобретение и реставрация обходились в относительно небольшую сумму. Но времена поменялись: с падением «железного занавеса» их стали быстро увозить за границу, и назад их за разумные деньги уже не вернуть.

  
Былая доступность автомобилей «Москвич-401» пока еще позволяет конструкторам реализовывать самые смелые фантазии. Фото автора

Из отечественной «классики» на шоу также представлена знаменитая «Эмка», машина, которую при очень большом желании тоже можно раздобыть и отреставрировать, хотя и ценой неимоверных затрат времени, денег, а главное — терпения. Притягивают внимание и огромные лимузины сталинской эры — бронированные ЗиСы, созданные «по мотивам» «Паккардов» и «Кадиллаков». 

Разумеется, классические иномарки тоже имеются в достатке. Здесь и элегантные BMW, и огромные американские «корабли» 50-х годов, и стильные «Мерседесы», и чопорные англичане — всех и не перечислить, это же видеть надо. «Автоэкзотика» проводится раз в год, но большинство олдтаймеров-иностранцев можно увидеть и на других мероприятиях аналогичной тематики — выставках, ралли, пробегах.

Когда по улице едет ретро-автомобиль, все поворачивают головы. Когда стоишь на Тушинском летном поле перед тем же ЗиСом, хочется ездить на таком же. Пусть не на мягком диване Самого. Даже наоборот — именно за рулем. И не для того, чтобы все оборачивались и завистливо смотрели вслед, нет — только потому, что таких машин просто больше не делают. И никогда делать не будут.

Последний факт остро осознают любители автостарины, объединившиеся в Комитет классических автомобилей. Дело в том, что ввезти из-за рубежа олдтаймер теперь практически невозможно: он не соответствует нормам Евро-2 (Euro II). А в России-матушке число классических автомобилей достаточно невелико, и основная их часть давно по коллекциям… Вот и ставит Комитет перед собой задачу популяризации олдтаймер-движения и облегчения доступа к импортным классическим машинам.

Тюнинг

Слово «тюнинг» (tuning) переводится как «настройка». И подразумевает, в наипервейшую очередь, работу именно с «внутренностями» автомобиля — двигателем, подвеской, тормозами. Обклеивание ВАЗовских «пятерок» и «шестерок» клетчатыми наклейками, установка на них здоровенных антикрыльев, подстветки стеклоомывателей и консервных банок вместо штатных глушителей и выхлопных труб, а также замена заводских брызговиков на красные с гордой надписью Sparco, к тюнингу имеют весьма отдаленное отношение. На «Автоэкзотике» представлено немало примеров настоящего тюнинга. Но и украшательству, конечно, должное внимание уделили — при условии, что оно небанально. К примеру, милейший автомобиль Chrysler PT Cruiser стараниями своего владельца превратился в жуткого вида инфернальное чудовище, и нечего возразить против такого радикального редизайна — при условии, что не встретишься с этой машиной в сумерках на пустынной улочке, да после просмотра какого-нибудь леденящего душу фильма, вроде «Кристины» по Стивену Кингу или «Доказательства смерти» Квентина Тарантино. 

  
Volkswagen Kaeffer на гусеничном ходу: ездит плохо, зато ползает шустро. Фото автора

Отдельной когортой проходят почитатели автомобильного звука. Оказывается, есть немало людей, для которых обычная магнитола (пусть даже и высокого класса) с четырьмя колонками — практически личное оскорбление. И вот уже в машине колонки всевозможнейших частотных характеристик встроены куда только можно, в багажнике спрятан мощный усилитель, низкими частотами сотрясает пространство сабвуфер… Все эти достижения в полную громкость демонстрируются окружающим, соблазнительно танцуют полуодетые красавицы. Причем, не имеет значения, какой у вас автомобиль: если очень хочется устроить дискотеку посреди глухого леса, к вашим услугам — Land Rover Defender 110, «заряженный» музыкой на триста процентов… То есть, если у вас есть «Дефендер», можно «зарядить» его точно так же.

Слово об умелых руках

Олдтаймер — это, конечно, хорошо. Но не всегда и не во всем. К примеру, в старинных машинах не было множества удобных и полезных вещей — климат-контроля, центральных замков, электростеклоподъемников, и много чего ещё не было. А к хорошему быстро привыкаешь, и возникает вопрос: как бы совместить внешнюю красоту с внутренним удобством? Ответ: применить техническую смекалку, и встроить в старичка максимально возможное количество современных опций. Заодно поставить современный двигатель, в котором «лошадей» раза в два побольше, чем в старом того же объема… И пошло-поехало: получившийся в результате автомобиль похож на тот, который описан в техпаспорте, в лучшем случае, лишь внешне — да и то издали…

Всем известно, почему так трудно тот металлолом, что есть в наличии, превратить в то, что хочется — технических преград не слишком много, а вот юридических — чересчур. Но «Автоэкзотика» уверенно демонстрирует: для фантазии нет оков! Причем на некоторых явных хотродах даже гордо красуются государственные номерные знаки, что в очередной раз доказывает: не бывает безвыходных ситуаций.

  
При рождении этот автомобиль был «Окой», а теперь он мог бы считаться символом фестиваля. Фото автора
Очень популярный для переделок материал — все те же советские машины 40-70-х годов. Здесь лидируют ЗАЗ-965 и «Москвич-401». Кабриолеты и родстеры из них получаются совершенно очаровательные. Особенно хорош длинный, чуть не в два раза длиннее оригинала, трехосный «401-й» родстер. «Запорожцев» по полю тарахтит тоже много. Кстати, знаменитый лимузин, собранный несколько лет назад из трех «горбатых», в экспозиции присутствует.

Другая тема — боевые внедорожники. В основе каждого из них — серийный автомобиль. Но в процессе подготовки к суровым джиперским соревнованиям они претерпевают столь множественные изменения, что опознать исходную машину зачастую очень сложно. Увеличенный дорожный просвет, очень большие колеса с «зубастыми» шинами, лебедки, «шноркель» для преодоления водных преград, — это из добавлений. От кузова же зачастую отрезается все лишнее, не нужное в лесу… Людям, которые с энтузиазмом спешат загнать в болото свой новенький кроссовер, было бы полезно посмотреть, на чем месят лесную грязь настоящие покорители бездорожья…

Картинная галерея

Немало место отведено и ещё одному модному увлечению — автомобильной аэрографии. С этим, слава богу, особых проблем нет — и почти все представленные «передвижные картины» обладают номерными знаками. Тематика рисунков самая разная — в зависимости от склада характера и предпочтений владельца. Кто-то ограничивается просто орнаментом на ту или иную тему, кто-то предпочитает осмысленный сюжет… Кусочек амазонских джунглей и белые единороги на брутальных пикапах; скачущие мустанги на, естественно, Ford Mustang; Subaru Impreza с навечно запечатленной рекламой автоакустики от Sony… Каждую такую машину-картину рассматриваешь подолгу. Со всех сторон. 

  
Сюжеты аэрографических росписей колеблются в диапазоне от простой рекламы до персонажей легенд, мифов и газетных сенсаций всех времен и народов. Фото автора
Среди расписных машин проводится конкурс по следующим номинациям: техно-графика, графо-динамика, декор, фактурная графика, анималистика, огонь и пламя, фэнтези, портретная графика, рекламная графика, оригинальная графика. 14 июля, в предпоследний день Автоэкзотики, представители Объединения российских художников аэрографистов выберут лучших из лучших и примерно наградят.

Парад алле

Перечислять все чудеса «Автоэкзотики» можно очень, очень долго. Здесь есть и знаменитый «Иван-Виллис» — ГАЗ-67, герой войны, и целый выводок Ford Capri, и множество «Жуков» от Volkswagen (они же — Kaeffer), и Nissan President из личного гаража самого известного в СССР автоколлекционера — дорогого Леонида Ильича Брежнева… «Чайки» и «Опели», «Кадиллаки» и футуристично выглядящие велосипеды, «Харлеи» и «Шевроле» — перечислять можно очень долго, напомню: в фестивале участвует более 4000 машин!

Вообще, конечно, «Автоэкзотика» не ограничивается просто выставкой диковинок. Хорошо поставлена индустрия приятного времепровождения: кафе, кинофестиваль на автомобильную тему, и даже пляж под боком! Постоянно проводятся шоу, соревнования, смотры, конкурсы, парады — с участием все тех же машин, которые в остальное время стоят на огороженных веревками импровизированных стендах, доступные нашим пристальным взорам. Джип-триалы, заезды болидов «Формулы Русь», парад классических автомобилей — это далеко не полный перечень событий «Автоэкзотики». Машины не стоят на месте, даже вне мероприятий они то и дело перемещаются по полу по каким-то делам — а то и просто так, в гости сгонять на другой край экспозиции. И это правильно: машина должна ездить. А иначе зачем она нужна?

И ещё: 27 июля хоровой автомобильный гудок будет исполнен в Ярославле: с этого года «Автоэкзотика» начинает странствия по стране.

Дмитрий Сорокин, 10.07.2007

 

Новости партнёров