Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Прожигатели дорог

Старый Ford Granada со срезанной крышей, мотором от трактора и на широких колесах… Урод? Нет! Хот-род!

  
Многое изменилось в мире: пришли и ушли «мускул-кары», долгое время миром вообще правили малолитражки типа VW Golf  — но по высохшим соленым озерам Америки по-прежнему носятся отчаянные фанаты драйва. 2 августа 2006 года шоу-команда концерна General Motors установила два мировых рекорда скорости в рамках 58-й ежегодной «Недели скорости». Фото: Randy Lorentzen/General Motors

Давайте представим вот какую ситуацию. Скажем, вы — начинающий студент, и при этом — большой поклонник автомобильного адреналина. Мечта всей жизни — хорошенько погонять на Ferrari Enzo или хотя бы на Subaru Impreza WRX. Но реалии таковы, что перспективы приобретения хотя бы Renault Logan более чем туманны, зато в гараже потихоньку ржавеет древний «Москвич-407», доставшийся в наследство от дедушки... «Но ездить на такой машине — позор!» — возмутится юный максималист, и будет неправ. Можно за сравнительно небольшие деньги приобрести работающий двигатель от списанного грузовика, и, применив техническую смекалку, внедрить этот громоздкий агрегат под капот дедушкиного недоразумения. Разумеется, придется сделать ряд других усовершенствований, касающихся изменения трансмиссии, усиления подвески и тормозов — это как минимум, но зато в тот момент, когда рожденный вами монстр грозно зарычит и даже попытается стронуться с места, можете себя поздравить: вы построили хот-род! Впрочем, не спешите выезжать на этой игрушке на дорогу — ДПС может не оценить глубину технической мысли. Но об этом чуть позже, а пока стоит разобраться, что такое хот-род, как его сделать и что с ним делать дальше.

Дети «Жестянки Лиззи»

Какой американец не любит быстрой езды? Благо, прямых дорог — сколько хочешь, а скорость измеряется в милях, так что даже «120» на спидометре выглядит не слишком страшно. Разумеется, хот-роды появились в самой автомобильной стране мира. Было это еще до Второй мировой, когда жаждущая скорости и острых ощущений молодежь повадилась радикально модернизировать устаревшие к тому времени автомобили. В качестве исходной площадки немалой популярностью пользовались легендарные фордовские «Model T», прозванные в народе «Жестянка Лиззи». В них имплантрировались 8-цилиндровые мощные моторы, «родные» колеса заменялись более широкими и прочными, после чего на получившемся чудовище можно было лихо носиться по довольно пустынному в ту пору Брайтон-Бич или по калифорнийским пустыням. Пока на старые, крайне дешевые машины можно было достать запчасти, хот-роды процветали. Происхождение термина «хот-род» неясно: одни ведуть его от слова «rod», что означает «розга» — мол, хлещут машину нещадно; другие вспоминают более сложное слово сочетание «connecting rod», означающее шатун, соединяющий коленвал с поршнем, — его часто подпиливают, чтобы увеличить число оборотов двигателя; третьи производят слово «хот-род» от пропажи одной буквы в словосочетании «hot road», то есть «горячая дорога», а четвертые — от «hot roadster»: действительно, родстер был довольно модным типом кузова для хот-родеров, а с другой стороны, словом roadster в Америке 50–60-х часто пользовались для пренебрежительного обозначения всякого автостарья. Основными моторами были V8 от машин Ford и  General Motors, двигатели с меньшим объемом рассматривались крайне редко: если не V8, — к чему все это затевать? До нефтяных кризисов было еще очень далеко, и топливо экономить никто не умел, да и не стремился. 

  
Вот так выглядит классический хот-род. Именно с таких машин, с переделанных Ford Model T и их современников все и начиналось в далеких сороковых! Фото (Creative Commons license): Kiwi NZ 
Конец «золотому веку» мощных самоделок, продлившемуся целых 20 лет — с 1945 по 1965, — положили два обстоятельства. Во-первых, производители перестали выпускать запчасти для старых машин, а во-вторых, сами наловчились строить мощные машины, которым уже не требовалась ручная «доводка». Настала эра «мускул-каров».

Но хот-роды не исчезли совсем. Ушли в тень — да, их стало гораздо меньше — да, но история продолжилась. Она приняла немного другое направление: если раньше исходный автомобиль изменялся порою до полной неузнаваемости, то теперь внешность харизматичного «донора» сохранялась максимально узнаваемой, тогда как «начинка» претерпевала кардинальные изменения.

«Золотой век» оставил нам классификацию хот-родов. Вообще, изначально так называли старые, дешевые машины, которым уменьшали вес (чаше всего срезали крышу, снимали бампера, стекла и т.д.), уменьшали клиренс для пущей спортивности. Далее меняли (как правило) или (реже) форсировали двигатель, чтобы получить как можно большую мощность, ставили широкие колеса, а потом красили автомобиль в какие-нибудь яркие цвета, или раскрашивали кузов языками пламени — чтобы гарантированно выделяться в любом потоке машин.

Когда хот-родеры стали носиться по городским улицам, по сути, занимаясь стритрейсингом, их движение стали именовать «street rod». В насквозь автомобильной Америке возникли те же проблемы с гонками на дорогах общего пользования, что и в России, да и, наверное, в любой другой стране — безопасность и аварийность, и мало-помалу сорвиголов удалось с улиц вытеснить на специальные трэки. Тех же, кто соблюдает первоначальные негласные правила о дешевом и быстром автомобиле, чаше всего называют «rat rods». Так что, если вам все-таки удастся пересадить двигатель от «ЗиЛ-130» на дедушкин «Москвич», и развить на получившейся конструкции скорость хотя бы в 180 км/ч, быть вам рэт родером, то есть, грубо говоря, крысоездом.

  
Минимальный дорожный просвет и «заниженная» крыша могут считаться родовыми признаками современного хот-рода. Фото (Creative Commons license): The Javelina  

Два слова о грустном

Но не спешите «делать» со светофора всяких там «буржуев» на Ferrari, «Мустангах» и «Корветах»! Дело в том, что ездить на этом хот-роде вы не имеете ни малейшего права! Есть совершенно официальный документ, именуемый «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В пункте 7.18 этого перечня написано черным по белому: эксплуатировать автомобиль нельзя, если «в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации». То есть как только вы собрали свой хот-род, все внесенные в дедушкин «Москвич» изменения необходимо задекларировать в ГИБДД и смиренно ждать их решения. А там наверняка заинтересуются происхождением двигателя, так что озаботьтесь всеми положенными документами на него.

Но даже если все составляющие новорожденного пожирателя бензина абсолютно легальны, радоваться все еще рановато. Автомобиль должен соответствовать множеству различных ГОСТов, а также укладываться в принятые стандарты безопасности. Учитывая поворотливость российской чиновничьей машины, можете примерно рассчитать, какое количество лет займет полноценная регистрация вашего «Супермосквича», и сколько отказов вам предстоит получить... Но, бесспорно, даже если этот зверь останется жить в гараже, друзья вам позавидуют: другого такого в мире точно не существует.

Хотродостроение в России и не только

Не стоит отчаиваться. Вдруг да получится? А если вступить в какой-нибудь клуб, довести машинку до ума с помощью толковых специалистов — ваши шансы легальной эксплуатации настоящего хот-рода существенно возрастут. Правда, вместе с бюджетом проекта.

Тем не менее, хот-роды в России и ближнем зарубежье строят. Российский, а до того советский автопром характерен тем, что одна модель, будучи поставлена на конвейер, не сходит с него много-много лет. (Яркий пример тому — УАЗ-452 со всеми своими потомками, знаменитая «Буханка», выпускающаяся без сколько-нибудь значимых изменений (меняется, в основном, номер модели) с 1965 года... Кстати, если снабдить «буханку» двигателем от «КрАЗа», может интересно получиться). В итоге в стране до сих пор без особого труда можно купить М-20 «Победа» или ГАЗ-21 «Волга» во вполне приличном состоянии и за довольно символические деньги. Что многие и делают.

  
Мощный военный грузовик хрущевских времен во второй жизни превратился в «Бешеную кабину», стильный автомобиль, созданный по всем канонам хотродостроения. Фото: Rertro-STYLE 

Например, компания «A:Level» в 2001 году создала хот-род Volga V12 Coupe, скрестив дизайн в стиле ГАЗ-21 и все остальное от BMW 850 CSi. Получилось мощно, стильно и роскошно. С «Победами» тоже экспериментируют много и с удовольствием: делают из них кабриолеты поизящнее заводских — с американскими моторами V8, «мускул-кары» на базе тех же BMW старших серий... А эстонские умельцы из Huuru Hot Rod & Custom Club укоротили кузов, поставили его на базу Audi 100 Quattro — и получилось великолепное спорткупе весьма агрессивного вида.

Вообще, старая автотехника обладает отличным потенциалом для современных доработок. Яркий тому пример — один из самых известных российских хот-род проектов последних лет — Mad Cabin от мастерской «Retro-STYLE». Кабина от старого армейского грузовика «ЗиЛ-157», ездящая сама по себе, да со скоростью 120 км/ч (большего не позволяет допотопная аэродинамика), — просто поражает воображение. Хот-род принципиально собран исключительно из отечественных деталей. Под капотом — восьмицилиндровый ЗМЗ-41, применяемый для бронетехники повышенной проходимости. Трехместная машина с небольшой грузовой площадкой смотрится крайне агрессивно и очень привлекательно. Очень легко испугаться, увидев такого зверя в своих зеркалах.

Кто-то строит хот-роды буквально из ничего — лишь бы поехать; кто-то — из любви к скорости и реву мощного мотора; кто-то просто коллекционирует автоэкзотику... Важно одно: любовь к неизведанному — и готовность сделать шаг в это неизведанное. Ради любви.

 

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:

 

Дмитрий Сорокин, 02.06.2007

 

Новости партнёров