Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Pickup для поднятия духа

В России неожиданно проснулся неутилитарный интерес к утилитарным автомобилям

  
Новейший,  2008 модельного года, полноразмерный пикап Ford F-450 выглядит мощно и драматично. Но кто отважится использовать такого красавца по прямому назначению, то есть как грузовик? Фото: Ford Motor Company

Казалось бы, в России пикапы должны быть весьма популярны — ведь это у нас вечно грузят легковушки под самую крышу коробками, или возят картошку в багажниках седанов, подметая дорогу брызговиками. Однако свое место они, как ни странно, нашли, прежде всего, в США, где эти машины нежно любят, хотя давно не возят в них ничего тяжелее пакетов из супермаркета. Что ж, отнесем этот парадокс на счет принципиальной непостижимости мироздания. Да и не об Америке мы сейчас говорим.

Собственно говоря, практичность пикапа как такового изрядно преувеличена. В роли серьезного грузовика он не тянет — в кузов размером полтора на полтора метра с комфортом входят два ящика пива и мангал, а вовсе не тонна навоза для полей Родины. Да и цена, скажем прямо, не крестьянская. Так что этот автомобиль, скорее, для охотника и рыбака, нежели для фермера. Да и то, если соберетесь с рогатиной на медведя, выбирайте не самого крупного — трофей может не поместиться в кузов. Кроме того, уж не знаю, как там обстоит дело с криминалом в Америке, а у нас открытый всему свету багажник — это откровенная провокация. И ведь никакой другой багажной емкости в машине не предусмотрено — так что любезные сердцу каждого автолюбителя мелочи, вроде шинного компрессора, канистры с топливом, грязных тряпок и болотных сапог придется хранить в общедоступном кузове, откуда они могут испариться с живостью удивительной. Да и просто кинуть окурок, проходя мимо, — дело в наших краях обыкновенное. Так что к свежеприобретенной машине придется первым делом заказывать жесткий кунг или хотя бы мягкий тент.

Не будем углубляться в дебри истории, выяснять, кто «откуда есть пошел», а просто примем пикап как данность. Давайте лучше посмотрим повнимательнее на некоторых представителей этого любопытного семейства, которых вполне реально купить в матушке-России — на вторичном рынке, а то и в автосалоне. Из самых популярных — Mitsubishi L 200, Ford F 150, Mazda B-series, Nissan Navara и линейка китайских пикапов Great Wall Deer, славных, не в последнюю очередь, своей дешевизной.

Внедорожный хищник

У Mitsubishi L200 много привлекательных черт. Прежде всего — внешность. Машина смотрится действительно серьезно. Никаких паркетных компромиссов, никакого пошлого хрома, никаких декоративных молдингов — зато мощный лист защиты, крупноячеистое «дыхало» воздухозаборника и огромные зазоры в арках, иллюстрирующие длинные ходы подвески. Немного жаль только, что на новой версии исчезла «ноздря» интеркулера с капота — она добавляла L200 своеобразия. В остальном внешность пикапа типична для нового поколения Mitsubishi: обводы скругленные, решетка радиатора разделена на две части треугольником с эмблемой. Собственно говоря, спереди L200 — фактически копия нового Outlander XL, за вычетом хрома.

  
В Евросоюзе фермеры менее щепетильны, чем их российские коллеги. По крайней мере, сено в кузов нового Mitsubishi L200 точно загружают. Фото: Mitsubishi Motors

В Россию L200 поставляется только в версии double cab. (В других странах предлагают еще пикапы с одиночной и полуторной кабиной и, соответственно, более длинной платформой). Это значит, что мы имеем практически полноценный пятиместный салон с четырехдверной кабиной не хуже, чем у многих седанов, только заднее стекло — вертикальное. Общее впечатление: функционально, комфортно, но без излишеств. У грузового отсека боковые борта жесткие, задний — откидывается до горизонтального положения, что позволяет перевозить более длинные предметы. Пол рифленый, есть крюки для крепления груза. Все прочно и солидно. Однако борта ничем не защищены, и как представишь, что придется сюда грузить, скажем, доски или какую-нибудь другую остроугольную поклажу прямо через борта и на металлическую краску, — сердце кровью обливается: «рабочая лошадка» очень уж недешева, жалко! Не лучше ли заказать доставку досок грузовиком? Эх, ладно, грузите...

L200 отлично вписывается и в городской поток, обзорность по всем направлениям хорошая, габариты чувствуются. Но, с другой стороны, пикапы по своим внедорожным характеристикам часто бывают «джипее джипов». И L200 — именно этот случай. Надежные, серьезные, без особенных излишеств, на больших колесах, они продолжают ползти даже там, где серьезный внедорожник рискует откровенно сесть на брюхо. Рама, дизель, рессоры и мощная защита снизу. Жестко подключаемый передний мост, нижний ряд в раздатке, и в дополнение — блокировка заднего дифференциала. Недаром в последнее время именно L200 представляет Mitsubishi на ралли «Париж–Дакар»! Впрочем, этот пикап относится, скорее, к вездеходам с динамическим (то есть с наскока) преодолением препятствий. Медленное перемалывание снега — не его стезя. Он для этого слишком легок и прыгуч. А вот тронуться на скользком глинистом подъеме с места — запросто, тяги хватает. Проводя тест-драйв в серьезных условиях специальной кроссовой трассы, мне удалось помучить машину во всех режимах — и силовое ходом преодоление небольших откосов, и мягкое карабканье внатяг на затяжной скользкий подъем, и спуск "на моторе" по обледенелому скату, и вязкие «тягуны» из раскисшей глины... Везде L200 показал отменную проходимость.

Очаровательная игрушка

На базе L 200 построен также полноценный внедорожник Mitsubishi Pajero/Montero Sport. Машина хорошая, хотя и уступает пикапу-прародителю на бездорожье. Но для большинства из нас не в болоте счастье, верно? По схожему пути — строить джип и пикап на одной платформе, — пошли и в компании Nissan: в их модельном ряду присутствуют внедорожник Pathfinder и Navara, позиционируемый как «люксовый пикап». Вообще говоря, словосочетание «люксовый пикап» смотрится оксюмороном: какой может быть «люкс» применимо к грузовику?! Однако ж, вот вам пожалуйста — и это не единичный пример. Грузить доски или, не дай бог, удобрения в кузов Navara еще более жалко, чем в L 200. Зато в салоне можно хорошенько расслабиться: не «Майбах», конечно, но тот, кто цинично проектировал эту машину как рабочую, очень хорошо позаботился о пролетариате: круиз-контроль, двухзонный климат-контроль, CD-чейнджер, регулировки руля, подогрев сидений и зеркал...

  
The International CXT — самый большой в мире пикап. Квадроцикл в его кузове выглядит детской игрушкой! Фото: International Truck and Engine Corporation

На шоссе машина достаточно хороша, не пасует и на бездорожье. Подвеска, правда, жестковата, — но для пикапа, пусть и роскошного, это вполне простительно. Из недостатков стоит, пожалуй, назвать еще малоинформативный руль, — что даже странно для машины такого класса.

В эту же категорию стоит поместить громадный роскошный пикап Chevrolet Avalanche, во многом схожий с внедорожником Tahoe.

Однако пора отвернуться от храбрых покорителей оврагов и шикарных перевозчиков принадлежностей для барбекю и взглянуть в сторону настоящих тружеников.

Работяга из Поднебесной

Great Wall Deer G1 — самый дешевый пикап на российском рынке. Он не имеет громкой родословной, он не участвовал в «Дакаре», он никоим образом не является средством самоутверждения владельца. Это простая, дешевая рабочая лошадь, предназначенная для перевозки небольшого (850 кг) груза. Собственно говоря, модель G1, несмотря на «джиперскую» внешность, не является даже внедорожником — это обычный маленький грузовичок. В отличие от своих ближайших китайских родственников-пикапов G3 и G5, он не имеет полного привода, только задний. Схема простейшая: спереди двойные рычаги на торсионах, сзади — мост на рессорах, и все это подвешено к раме. Дешево и сердито. Конструкция получается незамысловатая и прочная, как у ГАЗ-53. Столь же проста и утилитарна внешность пикапа.

В очертаниях носовой части ясно просматриваются черты давнего прототипа — внедорожника от Toyota.  Какого именно? То ли Hilux, то ли Land Cruiser 80 — он похож на все внедорожные «Тойоты» сразу. Черты лица, так сказать, усредненные. Отторжения внешность не вызывает, хотя и оригинальностью не блещет. Между тем, окрашено ровненько, зазоры в кузове не пугают, а вот двери могли бы закрываться и плотнее... Кузов — простой, железный, крашеный, задняя стенка откидывается. Запирается конструкция простейшими чемоданными замками. Рачительные хозяева пикапа уже застелили кузов фанерой, чтобы не обдирать краску, и добавили высокий матерчатый тент — открытая погрузочная емкость не для нашей страны, а поставляется машина без кунга. На фоне такой практичности довольно странно смотрится прикрученный сзади... как бы это назвать? Если бы это было спереди, называлось бы «кенгурятником», а сзади? Кормовой «кенгурятник»? Спасает от пинков преследующего машину агрессивного кенгуру? В общем, конструкция из красивых никелированных труб, играющая роль то ли жесткого бампера, то ли подножки для прыжка в кузов.

Сплошное водительско-пассажирское сиденье имеет ничтожный диапазон регулировок — упирается в стенку кабины. Подушка низкая и короткая, как ни садись — колени повисают в воздухе. В общем, ехать на этой машине далеко и долго не хочется — спина болеть будет непременно. Зато имеется электропакет: стеклоподъемники и зеркала управляются кнопками. Зеркала, кстати, неплохие — большие выпуклые «лопухи» обеспечивают хороший обзор.

  
Пикапы Great Wall Deer перед погрузкой на паром. Фото: Great Wall Motors

На ходу сразу понимаешь, откуда название Deer — «Олень». Будучи не загруженной, машина скачет, как сайгак по степи, заставляя пассажира судорожно вцепиться в ручку над дверью. Берегите голову! О маневренности говорить не приходится — мало того что радиус разворота 11 метров, так еще и дубовая подвеска практически не дает войти в поворот на сколько-нибудь приличной скорости. Машина, взбрыкивая задом, радостно скачет на внешний радиус, норовя спрыгнуть в кювет и устремиться на волю, в пампасы. Руль легкий, оснащен гидроусилителем, но совершенно невнятный, и в среднюю точку возвращается только от руки. Зато тормоза неплохие — диски спереди, барабаны сзади, — хватают уверенно, но требуют мощного нажатия на педаль. Нет, это совсем не дамский автомобиль!

Зачем вам пикап?

Да, впрочем, пикапы никогда не позиционировались как дамские машины — даже сейчас, в эру уже не то что эмансипации, но феминизма. Так что, приглядываясь к пикапу, стоит понимать, дорогой сэр, что пилотировать этот аппарат вам, скорее всего, придется исключительно самому. А так ли вам нужен именно пикап? Давайте посмотрим: грузоподъемность их не слишком велика — 850 кг, ну, пусть тонна у большого «американца». Для неспешного дачного строительства, впрочем, вполне может хватить, а вот для садоводства — это в зависимости от модели. Если загрузить китайского «Оленя» продуктом жизнедеятельности крупного рогатого скота рука, скорее всего, не дрогнет, то даже аккуратно положить колотые дрова в немаленький Chevrolet Avalanche или элегантный Nissan Navara… Нет, нет, в другой раз...

Но, с другой стороны, пикап стоит дешевле «полного» внедорожника (и этот фактор во многом определяет рост популярности пикапов в России). Так что, если вы, по необходимости или по велению сердца, регулярно сталкиваетесь с бездорожьем, — вполне возможно, «поднимай и неси» — именно ваш вариант.

Читайте также в журнале «Вокруг света»:

 

Павел Иевлев, 19.05.2007

 

Новости партнёров