Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Легенда номер 911

Вот уже сорок четыре года Porsche 911, становясь с каждым годом все быстрее и мощнее, будоражит умы любителей быстрой езды

  
Новорожденный Porsche 911 и его счастливые «родители». Справа от машины стоят Фердинанд Антон Эрнст Порше, глава компании, и его сын Фердинанд Александр, принявший самое деятельное участие в разработке модели. Фото: Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG

В 1992 году мой хороший приятель путешествовал по Германии. Железный занавес тогда только-только рухнул, все было ново и интересно, поэтому фотоотчет о поездке мы рассматривали очень внимательно. На одной карточке была изображена очень хорошая дорога, на ней несколько «Ауди» и «Мерседесов», а в левом верхнем углу — какое-то размытое пятно. На недоуменный вопрос «что это?» путешественник отвечал: «А это нас обогнал Porsche 911. А мы больше 150 ехали...»

Спорткары, танки и «Жуки»

Хотя эти машины порой сравнивают с самолетами (особенно, когда на скоростной трасе они с ревом обходят тебя, как стоячего), отец-основатель фирмы, австриец Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche, 1875–1951) имел мало общего с авиацией: разве что, в годы Первой мировой принимал участие в разработке и производстве двигателей для летательных аппаратов — дирижаблей и самолетов. Главной его страстью, красной нитью прошедшей через всю жизнь, были спортивные автомобили. С 1906 года он был главным конструктором Austro-Daimler, венского подразделения знаменитой фирмы; а уже в 1923-м возглавил конструкторское бюро в самой Daimler AG, где сосредоточился, в основном, на постройке спортивных машин. Следующий шаг — создание в 1931 году фирмы, а точнее — конструкторского бюро Porsche. До начала собственного производства оставалось еще семнадацать лет...

Самой известной довоенной разработкой Порше стали автомобиль KdF-Wagen (первые три буквы — это сокращение девиза национал-социалистического Рабочего фронта «Kraft durch Freude» — «Через радость к силе»), известный нам сейчас как Volkswagen Kaefer («Жук»), и гоночный болид Auto Union Type 22. В годы войны Порше переключился на создание армейской техники — он приложил руку к разработке самоходной артиллерийской установки «Фердинанд», тяжелого танка «Королевский тигр», а также нескольких вездеходов и амфибий на основе так и не вышедшего тогда в широкую серию «Жука». По окончании войны конструктору пришлось расплатиться за эту деятельность полуторагодичным тюремным заключением, сильно подкосившим его здоровье, зато, когда закончились все перипетии, Фердинанд Порше смог вернуться к любимому делу.

  
Porsche 356 A Convertible D 1959 модельного года.  Оснащался четырехцилиндровым воздушноохлаждаемым двигателем объемом 1582 куб. см мощностью 75 л.с. Максимальная скорость — 175 км/ч.  Фото: Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG
В 1948 году появился первый собственный автомобиль — спортивное купе обтекаемой формы Porsche 356. Так же, как и в «Жуке», двигатель располагался сзади. Мотор, кстати, тот же «фольсквагеновский», с воздушным охлаждением, но форсированный до 35 л. с. Дебют новинки был впечатляющ: уже через неделю после «рождения» Porsche 356 выиграл свою первую гонку. Развиваясь и изменяясь, эта модель выпускалась еще целых пятнадцать лет, уступив в 1963 году место на конвейере совершенно новой модели — Porsche 911.

Рождение героя

Строго говоря, машина появилась под номером «901», но вскоре выяснилось, что сочетание трех цифр с нулем посередине для моделей автомобилей запатентовано французской компанией Peugeot (похоже, этот патент действует до сих пор). Фердинанд Порше-младший (Ferdinand Anton Ernst Porsche, 1909–1998), сменивший скончавшегося в 1951-м году отца на посту главы фирмы, пожал плечами, и имя новорожденного превратилось в телефон службы спасения.

Первая модификация оснащалась 6-цилиндровым двигателем объемом 2 л и мощностью 130 л. с. Заявленная максимальная скорость составляла 210 км/ч, а разгон до 100 км/ч требовал 8,5 с. Чтобы максимально уменьшить вес автомобиля, двигатель изготавливался преимущественно из алюминия. Систему привода позаимствовали из автоспорта: сухой картер и распределительные валы для каждого цилиндра, расположенные сверху. Вместе с ручной 5-ступенчатой коробкой передач (первая передача слева внизу) она позволила обеспечить высокий крутяший момент на колесах.

Подвеска тоже была весьма новаторской: спереди — компактные амортизационные стойки, сзади — диагональный рычаг независимой подвески. 911-й оснащался рулевым управлением с реечным механизмом, а 15-дюймовые стальные колеса с узкими 4,5-дюймовыми шинами снабдили четырьмя дисковыми тормозными механизмами. Такие характеристики вполне современно выглядят и в 2007-м, а сорок четыре года назад все это казалось почти фантастикой.

  
Porsche 911 2.0 Targa 1967 модельного года. Этот кабриолет с двухлитровым двигателем разгонялся до 210 км/ч. Обратите внимание на массивную дугу безопасности.  Фото: Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG
На Франкфуртском автосалоне 1965 года состоялась презентация 911-кабриолета. Он носил собственное имя  — 911 Targa, полученное в честь знаменитой итальянской гонки Targa Florio, в которой машины Porsche тогда были фаворитами. Символично, что одно из значений итальянского слова Targa — «щит»: поначалу Porsche позиционировала 911 Targa как «первый безопасный кабриолет». И основания у него были: за спинками передних кресел отчетливо виднелась массивная, но не слишком эстетичная дуга безопасности. Между ней и лобовым стеклом крепилась съемная пластиковая крыша, а над задним сидением натягивали мягкий тент с пластиковым окном, которое соединялось с дугой безопасности при помощи... застежки-молнии! Решение оказалось неудачным: много шума, мало красоты, еще меньше прочности. Проблему решили для 911 Targa 1969 модельного года: вся крыша стала пластиковой, а жестко закрепленное заднее окно — из формованного стекла. «Кабриолетистости» убавилось, зато улучшился дизайн, и в разы возросла практичность.

Эволюция

В 1966 году появилась модель 911S (Super) с мощным мотором в целых 160 скакунов, что увеличило максимальную скорость до 225 км/ч, а разгон с места до 100 км/ч стал занимать 8 с. Модель получилачсь успешной, и в дальнейшем практически каждый год Porsche 911, оставаясь все тем же «Автомобилем мечты», модернизировался и развивался. Пожалуй, нет смысла подробно перечислять все модификации легендарной мшины, остановимся лишь на наиболее поворотных.

  
Фердинанд Александр Порше за работой над моделью  «911-го». Именно он создал мгновенно узнаваемый дизайн этой машины. Фото: Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG
В 1972 году 911S получил двигатель объемом 2,4 л и максимальной мощностью 190 л.с. Впервые под передним буфером вмонтировали фронтальный спойлер для стабилизации машины на высоких скоростях.

В октябре 1974 года на парижском автосалоне грянула сенсационная премьера: Porsche 911 Turbo! Под капотом дебютанта спрятали трехлитровый двигатель с шестью цилиндрами и турбокомпрессор. Технические характеристики потрясали воображение самых сдержанных поклоников скорости: 260 л. с. при 5500 об/мин, до сотни разгоняется за шесть секунд, максимальная скорость — 250 км/ч!

По такому случаю, пришлось внести некоторые изменения в кузов: машина оказалась настолько мощной, что на задние колеса поставили более широкую резину, что автоматически повлекло за собой расширение колесных арок. Чтобы удержать заднюю часть, поставили антикрыло.  Кроме того, с 1974 года на всех машинах Porsche стали устанавливать подпружиненные бамперы под цвет кузова. Хищный и изящный - эти эпитеты стали сопутствовать обновленному «911-му» 

  
Porsche 959, в очертаниях которого угадывается все тот же «911», выиграл ралли Париж–Дакар протяженностью 13 800 км в 1986 году. Фото: Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG

Porsche 911 Turbo мгновенно стал топ-моделью, определившей стратегию развития компании на многие годы вперед: мощность, мощность и мощность! Она увеличивалась, она росла, и 911 Turbo 1995 года с приводом на все колеса под капотом содержал 408 бешеных лошадей.

В 1998 году впервые за всю историю Porsche 911 обновили практически полностью. От старого купе осталась лишь компоновочная схема с посадочной формулой 2+2, и расположение оппозитного двигателя за задней осью. Колесная база выросла на 10 см. Изменились очертания кузова, ушли в прошлое классические «выпученные» фары. Двигатель с обрел жидкостное охлаждение и новый многоклапанный распределительный механизм. Полностью изменился дизайн салона, заметно сместившись в сторону стиля «хай-тек». Кто-то сожалеет об ушедшей эпохе — все-таки, все предыдущие тридцать пять лет выпуска внешне машина менялась мало. Но рост продаж по всему миру подтверждает правильность перемен.

Наш современник

Porsche 911 шестого поколения явился миру в 2004 году. Дизайн снова «законсервировался», и мало чем отличается от предыдущей, пятой генерации. Зато мощность снова выросла! Так, новый Porsche 911 Turbo обладает мощностью 480 л. с., а его максимальная скорость достигает 310 км/ч. Как и его предшественники, автомобиль обладает полным приводом, а стандартная комплектация может считаться и самой полной: машина оснащена всеми мыслимыми опциями, которые предлагает на сегодняшний день Porsche.

4 ноября 2006 года начались продажи автомобиля «Porsche 911 Targa» в новом, 997-ом кузове. В его облике доминирует стеклянная поверхность, начинающаяся с лобового стекла и заканчивающаяся задним поднимающимся стеклом. Нажатием кнопки запускаются два электромотора, всего за семь секунд и на любой скорости сдвигающие стеклянную крышу под заднее стекло.

  
Полноприводный Porsche 911 Targa 4S  2006 модельного года. Фото: Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG

Впервые за свою историю кабриолет Targa появился в полноприводном исполнении. Причем в двух вариантах — Targa 4 и Targa 4S. Второй мощнее на 30 л.с. и быстрее на 8 км/ч. На фоне всех прочих цифр эта разница не слишком внушительна, но, как утверждают дилеры и счастливые обладатели новых машин, на дороге она вполне ощущается. 

Так что, хоть годы и идут, а легенда продолжается, — и число поклонников Porsche 911 неуклонно растет. Не хотите ли присоединиться?

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:

 

Дмитрий Сорокин, 12.05.2007

 

Новости партнёров