Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Универсальная форма

Рачительного хозяина не смутит, что багаж у него на виду. Главное — всё уместится

  
Volvo 265 GLE, 1981 года выпуска. Не слишком красивые, зато просторные и неприхотливые, эти автомобили снискали народную любовь по всей Европе.  Фото: Volvo Car Corporation

В детстве мы называли такие машины «пикапами» Это, конечно, было в корне неверно, но едва ли не единственный настоящий пикап, бегавший по дорогам позднего СССР — ИЖ–2715 — иначе, чем «каблук», никто не называл. Потом, когда рекой хлынули в наши края подержанные иномарки, заодно пришла эпоха несколько большей автомобильной грамотности. И, разглядывая длинные Volvo 244 или Volkswagen Passat Variant, мы уже говорили: «Сарай!», или, несколько более уважительно, — «универсал».

История универсалов гораздо длиннее, чем может показаться на первый взгляд. Началась она в 1920-е годы. Знаете ли вы, что по-английски, а, вернее, по-американски, этот тип кузова называют «Station Wagon»? Это прямая отсылка к эпохе зарождения универсалов: они изначально создавались, как грузопассажирские машины, призванные развозить пассажиров и их багаж со станции в отель или иное место назначения. Первый закрытый «вагон» был выпущен компанией Essex в 1922 году, а уже семь лет спустя в игру включился такой значимый игрок, как Ford, с «Model A Wagon». И пошло-поехало... В то время «вагоны» были автомобилями не пользовательскими, но коммерческими, и потому выпускалось их не слишком много.

  
Пора забыть об утилитарности универсалов! Нет, конечно, в Chrysler 300C Touring войдет много багажа... Но именно багажа, а не стройматериалов или даров огорода! Фото: DaimlerChrysler

Постепенно функции универсалов расширялись, и, помимо грузопассажирских машин, они становились почтовыми, санитарными. До окончания Второй мировой войны все «вагоны» выпускались с деревянными элементами конструкции, и только послевоенное возрождение позволило перейти к созданию цельнометаллических универсалов. Первой «ласточкой» стал Jeep Station Wagon, построенный в 1946 году на основе армейского джипа. Дорожный же универсал без куска дерева был произведен тремя годами позже, это был двухдверный Plymouth Suburban.

Тогда же, после войны, универсалы перестали быть автомобилями исключительно коммерческими. «Бэби-бум» в Америке спровоцировал спрос на вместительные автомобили, и началась «вагонная» эра.

В СССР тоже выпускались универсалы. Чаще всего это были машины на базе ГАЗ-11-73, модифицированной «Эмки». Кареты «скорой помощи», хлебовозы, почтовые машины, — вот далеко не полный перечень «боевых задач» советского универсала 30–50-х годов. После войны на Московском заводе малолитражных автомобилей наладили выпуск грузового универсала «Москвич-422» с цельнодеревянным кузовом. В народе их прозвали «Маргарин»: очень часто такая надпись украшала борт машины, указывая на ее назначение. Но «Москвичи» возили не только маргарин — все прочие привычные функции универсалов, начиная от грузового такси и заканчивая «скорой помощью», не миновали и их. Полная «деревянность» объясняет тот грустный факт, что до нашего времени сохранились считанные единицы этих интереснейших машин.

Пожалуй, первым отечественным цельнометаллическим универсалом можно назвать ГАЗ-М22, модификацию знаменитой «Волги» ГАЗ-М21. Более того, металл, из которого их изготавливали, был столь хорош, что и по сей день можно найти ГАЗ-22 в довольно приличном состоянии.

  
Массовый цельнометаллический универсал ГАЗ-22 — один из немногих примеров гордости советского автопрома. Немало таких машин бегает по дорогам и сейчас. Фото сайта www.gaz21volga.com

Потом в Горьком перешли на новую модель «Волги», ГАЗ-М24, и вместе с седаном запустили и универсал ГАЗ-24-02. А новый завод в Тольятти вслед за ставшей легендой «Копейкой» поставил на конвейер «двушку», универсал ВАЗ-2102... Но вернемся на Запад.

В США 60-е годы стали настоящим расцветом «вагонов». Традиционно они выпускались полноразмерными — то есть такими же громадными, как все американские машины. Предназначенные для перевозки от семи до девяти человек (или меньшего количества с кучей багажа), эти монстры носились по дорогам, рыча моторами не слабее V8, и пожирая бензин в умопомрачительных количествах. До нефтяного кризиса еще оставалось время, но уже в 1960 году Ford презентовал новый компактный универсал Falcon, оперативно отвечая на экспансию европейских универсалов на американский рынок. Тем не менее до самого кризиса доминировали именно полноразмерные «вагоны».

  
О сочетании роскоши и универсальности в Европе думали давно. Яркий тому пример - вот этот Aston Martin DB5. Фото (Creative Commons licence): edvvc 

Если сейчас посмотреть на автопарк машин, бегающих по России, основная доля универсалов придется на европейских производителей. Объяснений тому несколько. В Америке 1974-76 годы были столь убийственны для больших машин вообще и универсалов в частности, что многие годы спустя их если и выпускали, то не слишком большими сериями. Взять, например, Pontiac Parisienne середины 80-х годов: огромный, просторный, — истинный американец! — и все такой же прожорливый, словно черные для американского автопрома 70-е никого ничему не научили. В Японии универсалы делают, но почему-то седаны, минивэны и внедорожники из страны Восходящего Солнца пользуются куда большей популярностью (праворульное Приморье в расчет не берем — это особый край со своей спецификой). А вот европейцы — в широком ассортименте. Первую скрипку среди европейских универсалов давно играют шведы из Volvo и немцы из  Volkswagen.

«Сараи» от Volvo давно уже прославились исключительной надежностью в сочетании с неприхотливостью. Когда рухнул «Железный занавес», в Россию, наряду с такими машинами, как Ford Scorpio и Audi 80, ввезли очень много Volvo 240-й, 740-й и 760-й серий. Хотя внешне они напоминали прямоугольные коробки, внутри были достаточно комфортабельны и, главное, весьма вместительны — согласитесь, для универсала это ценное качество. До нынешнего дня их все еще очень много и на дорогах, и на вторичном рынке. Если же рассуждать о новых шведских универсалах, то в настоящее время в модельную линейку входят два универсала — V50 и V70. Любопытный факт: когда универсал Volvo 960 собирались снять с конвейера, шведско-финская общественность сильно возмутилась, и выпуск продолжился до тех пор, пока следующая модель не была готова к производству.

Volkswagen Passat Variant, особенно в кузове B3, стал воистину народным автомобилем. Комплектовавшийся как механической, так и автоматической коробкой передач универсал быстро завоевал всю Европу, не исключая и Россию, где этих машин очень много и по сию пору — хотя актуальна уже модификация B6.

  
Универсал BMW 3 Series Touring, потомок мечты счастливого баварского семьянина. Фото: BMW

Не осталась в стороне и BMW, выпуская универсалы «Touring» в 3-й и 5-й сериях. О происхождении BMW Touring бытует красивая легенда. Компания в ту пору (70 — начало 80-х) производила, в основном, седаны. Некий инженер-конструктор, по совместительству — свежеиспеченный отец, на досуге рисовал машину. Во-первых, чтобы она была семейной, то есть вместительной, во-вторых, чтобы это был BMW. Его творчество попалось как-то на глаза начальству, и менее чем через год BMW 5 Touring уже демонстрировался на автосалонах и поступил в продажу.

Mercedes-Benz — синоним респектабельности. Однако же концерн DaimlerChrysler очень давно производит «Мерседесы»-универсалы в классах С и Е. Автор этих строк наблюдал как-то нагруженный картошкой Mercedes-Benz E 240, вдобавок еще и с прицепом, полным той же самой картошки...

Кстати, американское отделение этого же концерна тоже преуспело в выпуске роскошных «вагонов»: новый Chrysler 300C Touring — один из первых шагов к возвращению полноразмерных универсалов, некогда столь популярных в США. Между прочим, выглядит он даже органичнее, чем седан той же модели. И уж, конечно, когда смотришь на эту шикарную машину, мысль о картошке совсем не возникает. Скорее уж о комфортном автопутешествии через пол-Европы, или, если говорить об Америке, из Чикаго в Лос-Анджелес...

История универсалов совсем не закончена, все у них еще впереди. Посмотрите повнимательнее: большинство производителей в линейке моделей представляет хотя бы один универсал. Даже постепенно умирающий российский автопром не сдается: «Лады» 10-го семейства тоже имели в своем ряду универсал, да и «Lada Kalina» с недавних пор выпускается в этом кузове. Так что пакуйте чемоданы и готовьтесь к путешествию. И не волнуйтесь: в ваш «сарай» все это непременно поместится!

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:

 

Дмитрий Сорокин, 22.04.2007

 

Новости партнёров