Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Звонкоголосый тяжеловес

Колокола не только зовут к заутрене или к мессе и созывают всех на вече или даже на мятеж. Оказывается, иногда на них просто играют музыку…

  
Хотя американцы в свое время узнали о карильоне из газет, этот музыкальный инструмент на удивление быстро и хорошо прижился в Новом Свете. Концерты карильонной музыки собирают публику даже в таком ковбойском штате, как Техас. Фото (Creative Commons license): Rick Kimpel 

Если среди музыкальных инструментов провести конкурс на «самый тяжелый» — вне всякого сомнения, победит карильон. И не удивительно: ведь карильон — это не менее 23-х бронзовых колоколов, настроенных по хроматическому ряду (что дает музыкальный диапазон в две октавы). При росте числа колоколов диапазон инструмента может достигать шести октав. В свою очередь, вес колокольного набора чемпиона-тяжеловеса среди карильонов составляет 91 тонну, а находится этот гигант в Нью-Йорке в Риверсайд-церкви Рокфеллеровского мемориала. Колокольное «вооружение» инструмента — 74 колокола, самый большой из которых весит 18,6 т и имеет 3,5 м в диаметре, а самый маленький — лишь 4,5 кг. Однако это лишь третий карильон в мире по числу колоколов. Инструмент, имеющий больше всего колоколов — 77 — расположен в Блумфилд-Хиллз (Bloomfield Hills), США, за ним следует карильон города Галле (Halle), Германия, имеющий 76 колоколов.

Как же устроен этот удивительный инструмент? Звучащее тело здесь — закрепленный неподвижно колокол, в который ударяет подвешенный изнутри язык, специально подведенный к юбке колокола для облегчения управления. При этом каждый колокол настроен на определенную ноту. Языки колоколов при помощи проволочной трансмиссии соединены с клавиатурой, с которой и осуществляется управление колоколами. Карильонная клавиатура очень напоминает органную, только играют на ней, ударяя кулаками и ногами по клавишам-рычагам. Зачастую «ручное» управление сочетается с возможностью работы инструмента в автоматическом режиме. Раньше для автоматического управления использовали огромные барабаны с отверстиями, в которые вставлены колки (они до сих пор сохранились у старых карильонов), сейчас автоматическое управление чаще осуществляется с помощью компьютера. Обычно карильоны размещали и размещают на церковных или городских башнях, но инструмент это скорее светский, прямого отношения к церкви и церковным службам не имеющий.

Искусство игры на карильоне в старину считалось очень престижным и ответственным и традиционно передавалось от отца к сыну. Выборы городского звонаря-карильонера выливались в настоящий праздник. В наше время существует несколько школ, обучающих игре на карильоне. На нем «…можно исполнять разные мелодии: оригинальную музыку барокко, романтическую музыку XIX века и современные ритмы, музыку XX века и даже фольклорные мотивы»,— говорит директор Королевской школы карильона в Мехелене (Бельгия) Йо Хаазен. Наибольшее распространение карильон получил в Западной Европе и Северной Америке. В 1978 году была создана Всемирная карильонная федерация.

  
Колесо с колками – часть механического управления карильоном города Брюгге (Бельгия). Переставляя колки, можно заставить карильон играть различные мелодии. Обычно смена мелодий происходит раз в два года. Фото: Владимир Нарожный

Небольшой экскурс в историю

Если следовать определению карильона как инструмента, насчитывающего не менее двадцати трех настроенных колоколов, то первые карильоны появились не в Европе, как это зачастую принято считать, а в Древнем Китае. При раскопках в «Поднебесной» во второй половине ХХ века археологи обнаружили колокольные наборы, которые датируют приблизительно V веком до н.э. Например, в 1978 году в провинции Хубей был найден набор из шестидесяти пяти колоколов с музыкальным диапазоном пять октав. Эти удивительные инструменты требуют отдельного рассказа, упомяну лишь, что каждый колокол обнаруженных инструментов мог издавать звук в двух музыкальных тонах в зависимости от места удара в него.

Перенесемся на две тысячи лет вперед, в Европу, где в XV веке совершенно независимо появился европейский карильон. Его родиной считают Северную Францию и Нидерланды. Сначала это были наборы колоколов для башенных часов (в конце XIV века), но постепенно они приобрели и самостоятельное значение в качестве музыкального инструмента. В старых хрониках первое упоминание об исполнении «мелодий на колоколах» датируется 1478 годом. Именно тогда в городе Дюнкерк был опробован набор колоколов, на котором Ян ван Бевере (Jan van Bevere) к удивлению и удовольствию присутствующей публики воспроизвел даже музыкальные аккорды. Ван Бевере называют также изобретателем клавиатуры для колокольной игры. Из тех же хроник известно, что в 1481 году некий Дваас (Dwaas) играл на колоколах в Аальсте, а в 1487 — Элизеус (Eliseus) в Антверпене. Из текстов неясно, каким составом колоколов управляли музыканты, но, скорее всего, это были так называемые глокеншпили (Glockenspiel — дословно: колокольная игра) с относительно небольшим набором колоколов. В 1510 году упоминается инструмент с музыкальным валиком и девятью колоколами из Ауденаарде (Oudenaarde). А через 50 лет появился даже передвижной карильон. Дальнейшее развитие инструмента шло в сторону увеличения числа колоколов. Одни и те же колокола на башнях практично использовались для игры посредством клавиатуры (как карильон) и для механического часового звона (как куранты).

Нельзя не признать, что карильон — это очень дорогой инструмент, поэтому трудно было ожидать его широкого распространения. Однако бурное развитие региона Северного моря и больших торговых городов дало финансовую основу для развития карильонного дела в XVI — первой половине XVII века. Карильон стал символом богатства и престижа города. Карильоны были построены в Аденанде, Лёвене, Тертонде, Генте, обзавелись карильонами Мехелен и Амстердам, затем Делфт.

  
Колокола карильона колокольни города Гент, Бельгия. Всего этот инструмент насчитывает 54 колокола. Наряду с языками у некоторых колоколов хорошо видны ударные молотки, расположенные снаружи и используемые для игры в автоматическом режиме. Фото: Владимир Нарожный
Параллельно с увеличением числа колоколов в карильонах совершенствовалась клавиатура, что существенно облегчило игру музыканта-карильонера. Во второй половине XVII века в Голландии особой известностью пользовались карильоны работы братьев Франца и Петера Хемони. В литературе есть сведения, что первый хорошо настроенный карильон с клавиатурой и слаженным звучанием пятидесяти одного колокола был представлен именно ими в 1652 году в Зутфене (Zutphen), Нидерланды.

Но как только начались торговые войны между Нидерландами и Англией, а затем, во второй половине XVII века, еще и война за испанское наследство, благополучие региона резко упало. В начале XVIII века наступил экономический спад, и как следствие этого — падение интереса к карильонам и литью колоколов.

Карильонный ренессанс наступил в конце XIX века. Особую популярность имели тогда концерты в Мехелене (Бельгия), которые давал летними вечерами Жеф Денин (Jef Denyn) на знаменитом карильоне городской башни у собора Св. Ромбольта. (Сейчас карильонные концерты в Мехелене проводятся по субботам, воскресеньям и понедельникам, это уже давно стало городской традицией). Проявила интерес к карильонам и Америка, узнав о них... из прессы. Вспыхнувшая в Европе Первая мировая война вновь помешала расцвету карильонного дела. Но забыты карильоны не были...

Сейчас больше всего этих инструментов в Нидерландах: там их насчитывается более ста восьмидесяти (только в одном Амстердаме их семь, не считая мобильного), в Бельгии — 92, во Франции — 55, в Германии — 33, в Северной Америке — около 180... А выпускают карильоны несколько европейских литеен в Нидерландах, Швейцарии и Франции.

Малиновые звоны Мехелена

Признанная столица карильонной музыки — «виновник» карильонного ренессанса, бельгийский город Мехелен (Mechelen, или по-французски Малин, от французского имени этого города в России и пошло, как считают, выражение «малиновый звон»). Именно в Мехелене проводится самый престижный международный конкурс, носящий имя бельгийской королевы — «Королева Фабиола». Здесь же проходят самые представительные фестивали и концерты колокольной музыки, а также научные конференции, посвященные теоретическим проблемам карильонного искусства. В Мехелене действуют четыре больших карильона: три инструмента размещены в башнях городских соборов, четвертый — передвижной — установлен на деревянной площадке с колесами (его выкатывают на площадь во время праздников). В этот карильон входит самый старый колокол Мехелена, отлитый в 1480 году. Интересно, что настройка карильонов до сих пор происходит по старинке — не по камертону, а по звуку скрипки.

Оригинальным достижением в карильоностроении явилась конструкция мобильного карильона музыканта из Нидерландов Будивижна Зварта, городского карильонера Амстердама, победителя одного из конкурсов «Королева Фабиола». По его проекту в 2003 года был изготовлен инструмент, состоящий из 50-ти колоколов общим весом около трех тонн (колокола от 8 до 300 кг). Колокола компактно размещены на специальном прицепе. Прицеп небольшой и может буксироваться даже легковой автомашиной. Более того, этот карильон при необходимости может быть разделен на три части и сравнительно легко доставлен в любое помещение. Одни из первых концертов на этом карильоне Зварт дал во время музыкального фестиваля в Дрездене (Германия) с 19 мая по 15 июня 2003 г. на открытых площадках города. Исполнялись произведения И.-С. Баха, Моцарта, Вивальди, Корелли, Шуберта и Глюка, а также импровизации на темы нидерландской народной музыки и мелодии русских народных песен. Карильон «спустился» с башни на землю и стал ближе к людям. И поскольку далеко не каждый город обладает стационарным инструментом, мобильный карильон - это возможность услышать колокольную музыку практически в любом месте…

  
Небольшой автоматический карильон, ныне установленный на Крестовском острове, был подарен Санкт-Петербургу на 300-летие. Фото (Creative Commons license): sahua d 

Карильон Петра Великого

В России первый карильон появился благодаря «западнику» Петру I, который купил в Голландии в 1720 году двое механических курантов и карильон в 35 колоколов. Но «запеть» голландский карильон смог только через четверть века, когда его установили в Петербурге на колокольне Петропавловского собора. К сожалению, этот карильон погиб при пожаре в 1756 году. Императрица Елизавета Петровна заказала новый инструмент, состоявший из 38 колоколов. Его установили в 1776 году, через 80 лет карильон расстроился, и в 1858-ом его частично демонтировали: были сняты клавиатура и часть колоколов. После революции карильон был практически уничтожен.

Во время подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга возникла идея восстановления петропавловского инструмента. Королевская школа карильона в Мехелене создала международный проект «Восстановление Петропавловского карильона», вдохновителем и основной «движущей силой» которого стал Йо Хаазен. Он помог найти более 350 спонсоров, и в результате незадолго до своего юбилея Петербург получил прекрасный подарок — новый карильон из 51 колокола, общим весом 15 тонн. Самый большой колокол весит 3075 кг, самый маленький — 10 кг. Литье, установку и настройку карильона осуществила Королевская литейня «Петит и Фритцен» («Petit and Fritsen», Нидерланды). Первый карильонный концерт на новом инструменте состоялся в Петербурге 15 сентября 2001 года. Теперь на колокольне Петропавловского собора три уровня звона: новый карильон, 18 сохранившихся колоколов старого голландского карильона XVIII века (они будут «работать» как куранты) и православная звонница из 22-х колоколов — всего 91 колокол!

К своему 300-летию Петербург получил еще один карильон — на Крестовском острове. Это 27-метровая арка-звонница, на которой установлены 23 карильонных колокола с автоматическим управлением от компьютера и 18 русских неавтоматических колоколов. Автор проекта арки-звонницы — московский архитектор Игорь Гунст. Карильонные колокола отлиты тоже фирмой «Петит и Фритцен». По замыслу создателей здесь будет звучать духовная и светская музыка, а также русские колокольные звоны.

В 2005 г. свое 300-летие отмечал уже Петергоф. На свой юбилей он также получил карильон из 51-го колокола общим весом 12 т. Инструмент размещен в Верхнем парке Петергофа на высоте 50 м. Предшественником этого карильона был хрустальный карильон, изготовленный в 1723 г мастером Яганом Ферестером, на 56-ти колоколах которого с помощью механизма, приводимого в действие силой падающей воды, исполнялись музыкальные пьесы. К сожалению, этот инструмент был практически полностью утрачен: сохранился только один колокольчик.

Пока карильон для России — экзотика, тем более что традиционный русский православный звон основан не на мелодии, а на ритме. Пока у нас всего два «полномасштабных» карильона (автоматический крестовский не в счет: он не требует вмешательства человека, да и имеет лишь минимальный для карильона колокольный набор). Но нет сомнения в том, что этот светский инструмент уже приобрел немало поклонников среди тех наших соотечественников, кому посчастливилось слушать концерты, которые дает в Петербурге и Петергофе все тот же неутомимый Йо Хаазен. Более того, он организовал в Петербурге класс игры на карильоне. Так что у нас все только начинается.

Читайте также на сайте «Вокруг Света»:

 

Светлана Нарожная, 07.04.2007

 

Новости партнёров