Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<март>

Путеводители

Хроника пикирующего автогиганта

Детищу великого Генри Форда, возможно, ещё удастся удержаться на плаву, завершив свой полет на российской почве

  
В год столетия Ford Motor Company сорок автомобилей Ford T пересекли США. Выглядел этот автопробег довольно внушительно, но у юбиляра со здоровьем было уже весьма неважно. Впрочем, караван любителей фордовской автостарины это не слишком заботило: для них это был лишь яркий праздник. Снимок сделан на водяной мельнице Shech's Mill в Миннесоте. Кстати, мельница, построенная в 1876 году, работает и по сей день.Фото: Ford Motor Company

История компании Ford Motor началась более ста лет назад, в 1903 году, когда Генри Форд (Henry Ford, 1863–1947), при помощи нескольких инвесторов, открыл свою фирму по мелкосерийному производству автомобилей. Молодой инженер мечтал об автомобилях много лет — еще в 1893 году он собрал и испытал свой первый двигатель внутреннего сгорания, а через три года впервые поехал на собственной самодвижущейся повозке, названной незамысловато — «квадрицикл». Одно сидение, рычаг вместо руля, семь лошадиных сил двухцилиндрового двигателя и полное отсутствие тормозной системы — вот с чего начиналась автомобильная история Америки.

В начале славных дел

Коммерческое же производство началось с модели Ford A, стоимостью $850. По нынешним меркам сумма кажется смешной, но не стоит забывать, что в начале прошлого века доллар был куда весомее… Впрочем, машина имела популярность достаточную, чтобы через пять лет Генри выкупил у инвесторов весь пакет акций и стал единоличным владельцем фирмы. С тех пор во главе корпорации всегда стояли люди с фамилией Форд.

Модельный ряд Ford тех времен без особой фантазии назывался по буквам латинского алфавита. Но только буква «Т» принесла Форду богатство и мировую известность.  В 1908 году знаменитый Ford T появился на рынке Америки — и страна упала к его спицованным колесам. Двигатель объемом 2895 куб. см. развивал приличную по тем временам мощность в 20 л.с. и разгонял 700-килограммовый автомобиль до скорости 67 км/ч. Показатели для своего времени не самые передовые, но более чем приличные. Кузов машины был прост и непритязателен, представляя собой элементарную коробку на стальной раме, к которой на поперечных полуэллиптических рессорах крепились подвески. Тормоза действовали только на задние колеса, а двухступенчатая коробка передач переключалась педалями. В общем, никаких особенных технических решений «Модель Т» миру не продемонстрировала, но ее популярность заключалась в двух неоспоримых преимуществах — цене и ремонтопригодности. Ford T стоил всего $250 и чинился в любой деревенской кузнице — это и стало залогом победоносного завоевания рынка.

Ford T стал для миллионов американцев удивительным откровением — машина, доступная практически каждому! Конечно, $250 в те времена «весили» побольше, чем сейчас, но и тогда эта сумма отнюдь не была запредельной. Столь удивительного снижения цены позволила добиться введенная Фордом конвейерная система сборки, перевернувшая представления о производстве. Одним из первых он осознал: выпускать штучные автомобили, собирая их «на коленке» — проигрышная стратегия. Хорошую прибыль можно получить, только выпуская массовый и доступный автомобиль, параллельно увеличивая производительность труда и снижая издержки. Время производства одного автомобиля значительно сократилось, возросли объемы производства, снизилась себестоимость. Благодаря этому Форд поднял в два раза зарплату своим рабочим… до $5 в день! Впервые рабочие получили возможность покупать автомобили, которые производят, а компания заложила первый камень в процветание американской экономики, символом могущества которой вскоре и стала. Через несколько десятков лет понятия «Америка» и «Форд» стали неразделимы, а Генри Форд сделался едва ли не самым известным и уважаемым человеком в стране.

Ford Т, или «жестянка Лиззи», как любовно называли автомобиль сами американцы, продержался на конвейере на удивление долго, и был произведен в невероятных, по тем временам, количествах. Всего с 1908 года по 1927 было выпущено более 15 млн автомобилей модели Ford Т — рекорд, который был перекрыл в 70-е годы только знаменитый «Жук» завода Volkswagen. Сам же Генри Форд был заслуженно назван «Предпринимателем века» — он создал американский автомобиль, а автомобиль создал современную Америку.

Естественно, Генри Форд не почил на лаврах, а продолжал активно строить свою «автомобильную империю». В 1920–30-е годы Ford Motor активно открывает отделения во многих странах мира, и даже активно сотрудничает с Советской Россией (создание заводов ГАЗ, АМО). Само собой, не забыт и американский рынок — в 1922 году покупается компания Lincoln, управление которой было поручено Эдселю Форду (Edsel Bryant Ford, 1893–1943), . Авторитарный стиль управления старшего сына Генри Форда становится излюбленной мишенью левой прессы, отказ Форда терпеть профсоюзы на своих предприятиях вызывает кампанию настоящей травли. И тут приходит первое серьезное испытание на прочность — Великая Депрессия 1929 года. Американцам становится не до автомобилей, продажи падают… Компания старается решить свои проблемы за счет рабочих, вдвое снижая заработную плату. (Забегая вперед, скажем, что такой метод борьбы с кризисами впоследствии стал для Ford традиционным…)

  
Во время Второй мировой войны заводы Форда практически прекратили выпуск автомобилей. Тогда тоже «удержаться на плаву» было не просто. Помогли вот такие «Либерейторы» (В-24) и госзаказы от военного ведомства. Фото: USAF

Война нам поможет!

Но все неприятности когда-нибудь кончаются, прошла и Великая Депрессия, американцы вновь почувствовали вкус к жизни, а значит, и к автомобилям. Впрочем, дела Ford Motor в конце тридцатых нельзя было назвать блестящими. Управляющий компанией Эдсель Форд, очевидно, был лишен предпринимательского гения своего отца, и в делах начинается серьезный застой. Исправила положение Вторая мировая война, когда в экономику Америки живительной струей хлынули военные заказы. С 1942 по 1947 годы производство гражданских машин практически остановилось, и компания направила все свои усилия на военные нужды. Гигантская программа военного времени, начатая Эдселем Фордом, породила 8 600 четырехмоторных бомбардировщиков B-24 Liberator, 57 000 двигателей для самолетов и более четверти миллиона танков, противотанковых установок и прочего военного оборудования менее чем за три года. Военный рынок неисчерпаем: самолеты падали, танки горели — компания процветала.

В 1945 году Эдселя сменил брат, Генри Форд-младший (Henry Ford II, 1917–1987). Похоже, он унаследовал от энергичного отца не только имя, но и часть предпринимательской хватки. Генри II реорганизует систему набора персонала, приглашает для разработки стратегии фирмы группу системных аналитиков. Результат не замедлил проявиться: в 1949 году Ford Motor продает примерно 807 000 автомобилей, увеличив свою прибыль с $94 млн (за предыдущий год) до $177 млн и достигнув самого высокого объема продаж за период с 1929 года. Послевоенная программа реорганизации позволила быстро восстановить здоровье компании. Результатом явилось строительство сорока четырех производственных заводов, восемнадцати сборочных заводов, тридцати двух складов запчастей, двух огромных испытательных полигонов и тринадцати инженерно-исследовательских лабораторий.

Эра обширного благоденствия

1950–60-е годы стали золотым временем компании. Именно тогда пошли в серию классические модели Thunderbird (1955) и Mustang (1965), ставшие любимцами Америки. В первые же сто дней продажи американцы купили более ста тысяч «Мустангов»! Общие продажи за год составили 418 812 автомобилей, что принесло компании миллиард долларов.

1970-80-е годы только упрочили положение Ford Motor на мировом и американском рынке. Перечислять модели, созданные в те годы, нет большой необходимости — все они на слуху до сих пор. Компания была сильна, как никогда, и успешно увеличивала активы, начав процесс скупки менее удачливых брэндов. В 1987 году состоялась покупка 75% акций Aston Martin-Lagonda, в 1990 году куплена компания Jaguar. В конце девяностых у Ford Motor уже есть свои производственные, сборочные и торговые центры в тридцати странах мира, ежегодно производятся миллионы легковых автомобилей, грузовиков и тракторов, продается более семидесяти различных моделей машин, произведенных под марками Ford, Lincoln, Mercury, Jaguar и Aston Martin. Казалось, что положение Ford Motor Company на мировом рынке незыблемо, никакой кризис не может поколебать этого гиганта, являющегося символом Америки. Но…

  
Ford Shelby GT500KR 2008 модельного года: в год сорокалетия «Мустанга» , Ford и Shelby планируют представить нового «короля дороги» мощностью 540 л. с. Удастся ли концерну дотянуть до этой даты — посмотрим... Фото: Ford Motor Company

На японцев, начавших свое наступление на рынки Америки еще в 80-х, автомобильный гигант долгое время высокомерно не обращал внимания. Кому нужна эта мелочь, с малюсенькими моторчиками и тесными салонами? Настоящий американец ездит на V8! Однако растущие цены на топливо постепенно заставляли американцев пересматривать свои взгляды. Кроме того, как-то вдруг оказалось, что японские машины надежнее и дешевле аборигенных моделей, да и местные моды в дизайне были азиатами учтены достаточно оперативно. И вот уже в декабре 2001 года японские автомобильные компании контролировали 28,5% рынка США.

Закат

Так что начало нового века стало для Ford Motor временем неприятных откровений. Падение продаж, приведшее компанию на грань банкротства, началось в 2001 года и продолжается по сей день. Чистые убытки года составили $690 млн! Сухая хроника этого процесса, происходящего на наших глазах, по своей драматичности напоминает картину гибели «Титаника»:

2002 год
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s (S&P) понизило рейтинг компании, обосновав это «недостаточностью мер, принятых для восстановления конкурентоспособности». Одна из основных проблем компании — большие долги. По данным на 30 сентября 2002 г, консолидированный долг компании составил 162 млрд долларов. S&P допускает возможность дальнейшего понижения рейтинга Ford.

2003 год
Инвестиционные банки не рекомендуют своим клиентам вкладывать деньги в ценные бумаги Ford. Инвесторы крайне недоверчиво относятся к заявленным в плане мерам по выходу из кризиса. От компании ждут жесткой и активной политики глубокой реорганизации. Пока этого нет, перспективы дальнейшего развития Ford остаются крайне туманными.

  
15 июня 2003 года северный фасад штаб-квартиры Ford Motor Company украсило число «100»: компании «стукнул» целый век. Фото: Ford Motor Company

2004 год
Ford Motor уступила свое второе место в мировой «табели о рангах» крупнейших автопроизводителей японской компании Toyota Motor, спустившись на третье место среди лидеров мирового автостроения. По итогам года всеми заводами Ford Motor в разных странах было всего выпущено 6 644 тыс. различных автомобилей, в то время как компании Toyota Motor удалось собрать более 6 814 тыс. машин. Общее производство автомобилей на североамериканских заводах в 2004 г. сократилось на 6,54%. Руководство Ford Motor сокращает на 5% число рабочих и снижает расходы на рекламу.

2005 год
За первое полугодие продажи упали еще на 14,54%. Кризисное состояние компании в полной мере почувствовали на себе 2 750 сотрудников, которых в один прекрасный момент попросили освободить рабочие места в связи с увольнением. Таким образом, Ford попытался уменьшить бремя социальных выплат, которые буквально разоряют концерн. Вслед за решением объединить штаб-квартиры компаний Ford и Lincoln Mercury, сокращению подлежат шесть офисов из семнадцати. Кроме того, перспектива закрытия нависла над четырьмя заводами в США.

2006 год
Менеджмент Ford вынужден идти на крайние меры для спасения компании. Корпорация берет в долг 18 млрд. долларов под залог своих американских предприятий. Расплатиться с кредиторами будет очень сложно, но только так можно было уйти от банкротства. Накануне агентства Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch Ratings в очередной раз понизили кредитный рейтинг автомобилестроительного концерна, мотивировав решение тем, что «в случае дефолта инвесторы не будут защищены». Эксперты Fitch опустили рейтинг Ford до «B» — на пять ступеней ниже инвестиционного уровня. S&P  оценивает платежеспособность Ford на уровне «CCC+» — на семь ступеней ниже инвестиционного. Так что кредиты достаются тяжело и дорого.

За девять месяцев 2006 года второй по величине автоконцерн США ушел «в минус» на $7 млрд. Чтобы улучшить свое финансовое состояние, Ford пытается воплотить в жизнь грандиозную программу по реструктуризации. Для этого компания планирует до 2012 года закрыть шестнадцать предприятий в США и сократить персонал на 45 тыс. человек (сейчас у нее 300 тыс. сотрудников). Тем не менее компания смотрит правде в глаза: ее бизнес, в самом лучшем случае, начнет приносить прибыль не ранее 2009 года.

2007 год
Год только начался, но уже последовали сенсационные новости: Ford Motor продает свое британское подразделение — Aston Martin! Американскому гиганту позарез нужны наличные. В прошлом году его убытки составили $12,7 млрд — таких не было за всю 103-летнюю историю компании…

Причин такого резкого и страшного кризиса несколько. Во-первых, общее состояние экономики — после одиннадцати лет бурного роста в США наступил период стагнации, когда люди трижды задумываются, прежде чем инвестировать средства в какую-то дорогую вещь вроде машины, предпочитая откладывать деньги на черный день. Во-вторых, американский рынок, в отличие от японского, не является закрытым, и конкуренция со стороны заморских производителей с каждым годом становится все ощутимее. Ну а «личная», так сказать, причина кризиса автогиганта заключается в допущенных руководством стратегических ошибках и игнорировании основных мировых тенденций в автомобилестроении.

Американский покупатель, как и российский, все меньше готов платить за посредственные изделия местного автопрома, а продукция Ford давно вызывает нарекания в плане надежности и безопасности. Отчасти сыграли свою роль и особенности американского экономического пространства: компании еще предстоит договариваться с профсоюзом авторабочих UAW. Тем десяткам тысяч человек, которые потеряют работу в результате реструктуризации, компании придется выплачивать заработную плату, пенсии и покрывать медицинскую страховку, так что по-настоящему встать на ноги в ближайшие два-три года ей не удастся.

  
Хотя российские рабочие тоже периодически бастуют, на заводе под Санкт-Петербуром пока все достаточно хорошо: спрос на Ford Focus, который здесь собирают, в России устойчиво высок. Фото: Ford Motor Company

Впрочем, российского потребителя продукции Ford кризис компании вряд ли затронет всерьез. Скорее, можно предположить, что сворачивание 25% мощностей в США означает рост инвестиций в восточное направление бизнеса. Не исключено, что гигантский российский рынок станет тем понтоном, зацепившись за который американский гигант сумеет все-таки удержаться на плаву.

Читайте также в журнале «Вокруг света»:

 

Павел Иевлев, 02.04.2007

 

Новости партнёров