Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

У семи хозяев Aston Martin без крыши

Знаменитая фирма вновь сменила владельца

  
Четырехтысячный Aston Martin DB7 и люди, которые его сделали. Для компании, производящей роскошные мощные спорткары, цифра 4000 — большое событие. А для Aston Martin, учитывая его мелкосерийную историю с 1972 по 1987 — самый что ни на есть настоящий праздник. Фото: Ford Motor Company

Интерес к старой, заслуженной британской марке Aston Martin подогревался в автомобильной прессе весь прошедший год — с тех пор, как владелец, корпорация Ford, переживающая далеко не лучшие времена, заявила о намерении продать ее. И вот сделка состоялась, Aston Martin вновь поменял хозяина: 90% акций компании перешли в собственность некоего консорциума, во главе которого стоит Дэвид Ричардс (David Richards), руководитель компании Prodrive.

«Вновь» — потому что такое уже бывало, и не раз, и всякий раз производство автомобилей сохранялось, хотя часто бывали годы, когда дела у «Астон Мартина» шли ни шатко ни валко. Но, пожалуй, стоит начать с самого начала, и вспомнить всю капризную и нестабильную историю фирмы, создающей красивые, мощные и весьма недешевые машины с типично английским именем Aston Martin.

Имени холма

В далеком 1913 году, в Великобритании, в автогонках по подъему на холм Астон Клинтон одержал победу молодой гонщик Лайонел Мартин (Lionel Martin, 1878–1945). Вполне возможно, если бы победил кто-то другой, об этих стародавних соревнованиях сейчас никто и не вспомнил бы, но история не знает сослагательных наклонений. Год спустя в Лондоне Мартин при помощи Роберта Бамфорда (Robert Bamford) строит легкий спортивный автомобиль на базе итальянской легковой машины Isotta Fraschini. Двигатель, однако, был английский — Coventry-Simples объемом 1,4 л. Совместное произведение Мартина и Бамфорда получило имя Aston Martin — в честь тех самых гонок, где состоялась историческая победа Мартина.

Следующая модель появилась лишь пять лет спустя, в 1919 году. Эти машины создавались, прежде всего, для гонок, в которых активно и участвовали. До середины двадцатых годов выпустили всего полсотни машин. Так продолжалось до 1924 года, когда на гонках в Монце разбился граф Луи Зборовски (count Louis Zborowski), меценат Aston Martin. Без его финансовой поддержки крохотная фирма мгновенно оказалась на пороге банкротства, и поэтому вскоре была продана за 6 000 фунтов.

  
В наши дни на холме Астон Клинтон, давшем почти век назад имя первому автомобилю Лайонела Мартина, соревнуются велосипедисты. И если для автомобилей в начале ХХ века важен был подъем, то этим ребятам спуск куда интереснее. Фото (Creative Commons license): andy_c  

«Новые метлы» с новыми моторами

Свежеиспеченные владельцы, инженеры Уильям Сомервиль Ренвик (William Somerville Renwick) и Аугусто Чезаре Бертелли (Augusto Cesare Bertelli) пришли не с пустыми руками: у них был новейший полуторалитровый двигатель собственной разработки. Этот мотор с верхним распределительным валом становится основой для всех машин Aston Martin на следующее десятилетие. Оно прошло с переменным успехом; автомобили компании неизменно участвовали в гонках и иногда брали призы. Прорыв произошел в 1939 году, когда главный инженер фирмы, Клод Хилл (Claude Hill), построил модель, получившую название Atom. Эта машина обещала очень и очень многое, что подтвердил бурный успех на автосалоне 1940 года, но тут началась Вторая Мировая, и надолго стало не до спорткаров.

Когда же вернулось время балов, охот на лис и автомобилей класса «Гран-Туризмо», дела у Aston Martin были столь плохи, что компанию пришлось продать. Новым владельцем стал Дэвид Браун (David Brown, 1860–1983), крупный производитель сельхозтехники. Как бы то ни было, именно при нем машины Aston Martin, получившие «в довесок» инициалы владельца, DB, достигли зенита славы и популярности.

Браун тоже пришел не с пустыми руками: незадолго до того он приобрел моторостроительную компанию Lagonda, так что очередная страница истории Aston Martin началась с нового двигателя. Это был V6 с рабочим объемом 2 литра и двумя верхними распределительными валами. Пришло время вспомнить о довоенном успехе Aston Martin Atom: именно эта машина, пусть и несколько переработанная с учетом прошедших лет, стала базой для модели DB1, с которой началось стремительное возрождение марки. Aston Martin DB1 с закрытым аэродинамическим кузовом на легком шасси был выпущен в количестве всего 15 экземпляров. Здесь нужно оговориться: дело в том, что понятие «конвейер» так и осталось неприменимым к машинам «Астон Мартин»: англичане и по сей день полагают, что эксклюзивные машины лучше всего собирать вручную. Те же «прадедовские» технологии отличают и другую британскую марку, Morgan. У них, правда, все еще традиционнее: машины собираются на деревянном каркасе, а их дизайн не менялся с 30-х годов ХХ века.

  
Aston Martin DB5 дебютировал в кинофильме Goldfinger в паре с великолепным Шоном Коннери. Поклонники «бондианы» до сих пор полагают сочетание Коннери и DB5 наилучшим за всю историю эпопеи. Фото: United Artists/Ford Motor Company

Годы успеха

В 1950 году появился Aston Martin DB2 с двигателем 2,6 литра мощностью 105 л.с. Этот спорткар удачно участвовал во многих соревнованиях для автомобилей 3-литрового класса. Особый успех достался на долю гоночной модификации, DB-3S с мотором мощностью свыше 200 л.с., выпускаемой в 1953-1956 годах. Это был, пожалуй, самый удачный гоночный проект Aston Martin.

Также немало лавров снискала специальная спортивно-гоночная серия DBR (David Brown Racing). Один из DBR-3 в 1959 году победил в Ле-Мане, и завоевал Кубок конструкторов. В те же годы было построено несколько гоночных автомобилей для «Формулы 1», но они не были столь же удачными, как кузовные.

В 1959 году Астон Мартин представила модель DB-4 с алюминиевым V6 с двумя верхними распределительными валами, рабочим объемом 3,7 л и мощностью 240 л.с. Радикальной модернизации подверглась подвеска заднего моста — теперь она была на продольных рычагах и торсионах. Новый легкий кузов купе выглядел гораздо элегантнее и изящнее предыдущих моделей. Четыре года спустя DB4 стал еще привлекательнее и эксклюзивнее: появилась спортивно-гоночная модификация DB-4GT с обтекаемым кузовом Zagato. Было выпущено всего лишь 19 автомобилей этой версии, но все они благополучно сохранились до нашего времени.

В 1963 году дебютировал Aston Martin DB-5, главное отличие которого от предшественника было в увеличенном до 4 л рабочем объеме двигателя. Мощность, соответственно, возросла до 282 л.с. Еще через два года появился 325-сильный DB-6, внешне схожий с двухместными предшественниками, но полноценно вмещавший четверых человек. В самом конце 60-х на его базе строились более мощные модели DBS и DBS Vantage c двигателем V6, к которым позднее добавились машины с алюминиевым мотором V8 в 5340 куб.см, развивавшим мощность от 340 до 450 л.с.

Закат? Передышка?..

А потом настали 70-е, грянул энергетический кризис, перелопативший весь мировой автопром, и английский — не в последнюю очередь. Дела вновь пошли худо, и Браун продал Aston Martin Lagonda фирме Company Development Ltd. Новый владелец сам едва концы с концами сводил, пытаясь выкарабкаться из кризиса, потому в 70-е и 80-е годы машины Aston Martin (утратившие, естественно, индекс DB) выпускались мелкими сериями: в эпоху, когда Mini Cooper стал едва ли не идеалом автомобиля, о роскошных прожорливых «Мартинах» мало кто вспоминал. Дошло до того, что в 1975 году фирму всерьез собрались было упразднить, но все-таки Aston Martin выстоял.

В 1987 году марку купил концерн Ford, и дела снова пошли на лад. Машинам вернули инициалы DB, и в 1993 году широкой публике был представлен новый спортивный DB-7 с «шестеркой» мощностью 335 л.с., ставшей символом возрождения фирмы. Если раньше компания Aston Martin ежегодно продавала до сотни своих машин, то в 1995 году это количество поднялось до рекордной отметки — 700 штук.

К концу 1998 года можно было смело утверждать, что DB7 стала самой удачной моделью за всю долгую историю Aston Martin, поскольку этих машин было продано больше всего. В июле на заводе в Блоксхэме был собран 2000-й экземпляр DB7 стоимостью 84 950 фунтов. Предыдущий рекорд принадлежал DB6, выпущенному в 1965-70 гг. в количестве 1850 штук.

Концепт Aston Martin Rapide был впервые представлен на Североамериканском международном автосалоне в Детройте 9 января 2006 года  
Концепт Aston Martin Rapide был впервые представлен на Североамериканском международном автосалоне в Детройте 9 января 2006 года. Сейчас новое руководство компании планирует запустить это четырехдверное купе в серийное производство. Фото: Ford Motor Company

А теперь и у «Форда», как водится, все пошло вкривь и вкось, и «Астон Мартин» снова продали. И сразу же упрямая английская фирма заявила о наполеоновских планах: дан «зеленый свет» производству 4-дверного купе на основе концепта Aston Martin Rapide, показанного год назад на Детройтском автосалоне. Автомобиль должен появиться в продаже примерно года через полтора. Так что будем надеяться, что очередная смена хозяев пойдет компании Aston Martin на пользу.

Боевой конь агента 007

История автомобилей Aston Martin была бы неполной без упоминания их самого шумного кинематографического успеха, не в последнюю очередь, повлиявшего на популярность самих машин в 60-е годы. Речь, конечно, идет о приключениях одного из самых известных англичан всех времен — непобедимого агента 007, Джеймса Бонда. В самом деле, сколько людей вспомнят, например, Френсиса Дрейка (Francis Drake, 1540–1596) или Джонатана Свифта (Jonathan Swift, 1667–1745)? А Джеймс Бонд (James Bond, р. 1952) известен всем и каждому.

В 1964 году ставший уже довольно популярным суперагент появляется в фильме «Голдфингер» на Aston Martin DB5. Правда, машина агента 007 весьма отличалась от серийной: в список «дополнительных опций» входили вращающийся барабан с номерными знаками самых разных стран мира, выдвижная циркулярная пила для разрезания колес преследующего автомобиля, пара мощных пулеметов и катапульта под водительским креслом — на всякий случай. В этом же фильме возник и еще один ставший постоянным персонаж — Q, полусумасшедший изобретатель, в каждой новой серии предлагавший Бонду самые невероятные технические хитрости.

Aston Martin V12 Vanquish, машина агента 007 в фильме «Умри, но не сейчас», может становиться невидимой. Серийный прототип таких чудес, конечно, не умел, зато вполне мог поразить техническими характеристиками  
Aston Martin V12 Vanquish, машина агента 007 в фильме «Умри, но не сейчас», может становиться невидимой. Серийный прототип таких чудес, конечно, не умел, зато вполне мог поразить техническими характеристиками: двигатель V12 мощностью 460 л.с. разгоняет эту машину до 190 миль в час. Разгон с 0 до 60 миль занимает всего 4,5 секунды, а до 100 миль в час — 10 секунд. И это далеко не все, чем может похвастаться V12 Vanquish.  Фото: Metro-Goldwyn-Mayer/Ford Motor Company

Навороченный Aston Martin суперагенту понравился настолько, что Бонд решил оставить DB5 в качестве личной машины, и она появилась еще в четырех фильмах. Еще машиной Бонда был Aston Martin DBS, но с очередной сменой Бонда сменился и поставщик его автомобилей. «Астон Мартин» вернулся много позже — Пирсу Броснану в «Умри, но не сейчас» достался V12 Vanquish, обладавший одной крайне полезной функцией: автомобиль мог становиться невидимым! Ну и последнему Бонду, Дэниэлу Крейгу, помимо Ford Mondeo довелось покататься и на стареньком Aston Martin DB5, который верой и правдой служил еще Шону Коннери. Какой будет машина 007 в следующем фильме? Поживем — увидим. Согласно контракту, это должен быть автомобиль концерна Ford, но ведь 10% акций Aston Martin у Ford еще осталось... Было бы здорово увидеть агента на том самом четырехдверном купе, которое сейчас так громогласно анонсируют...

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:

 

Дмитрий Сорокин, 22.03.2007

 

Новости партнёров