Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Дача высокой мобильности

Крейсерская скорость смены пейзажа за окном гостиной — 80 км/ч

  
Кастенваген Mercedes-Benz Viano MARCO POLO, названный в честь великого венецианского путешественика, отлично подходит для комфортных путешествий вдвоем. Вообще, кастенваген, или жилой минивэн — один из самых доступных вариантов кемпера. Хотя, конечно, именно MARCO POLO «бюджетным» назвать сложно. Фото: DaimlerChrysler

Безусловно, цепочка навьюченных верблюдов, мерно шагающих чрез пустыню — это караван. И еще есть знаменитая пьеса Дюка Элингтона (Duke Ellington, 1899–1974) — «Караван». А в Европе караванами называют дома на колесах, к которым в Новом Свете давно пристало название «кемпер». Для наших российских просторов явление это достаточно новое, поэтому собственное имя для него у нас еще не придумали: что кемпер, что караван — все едино, были бы колеса, да было б где поспать.

Итак, зачем он вообще нужен, этот самый кемпер-караван? Прежде всего, конечно, для путешествий. Главный плюс — не нужно бронировать гостиницу и вообще суетиться по поводу проживания: ваш гостиничный номер ездит вместе с вами. По крайней мере, именно этим аргументом вовсю оперируют продавцы домов на колесах. Но они немного лукавят: возьмите среднюю стоимость каравана (скажем, 15 000 евро за прицеп и 50 000 евро за автодом), и посчитайте, сколько отпусков в четырех-пятизвездочных отелях вы сможете провести за эти деньги? Впрочем, вы, безусловно, правы: деньги здесь — не самое главное. Главное — комфорт, еще недавно непредставимый для российского автопутешественника. И, конечно, романтика.

  
Нависающий над кабинами многих автодомов «нарост», на самом деле, таит в себе уютный альков, где, в зависимости от модели каравана, могут уютно выспаться один или два человека.  Фото: Hymer AG

Американцы, кстати, зачастую просто живут в кемперах. Очевидно, это несколько дешевле приобретения или аренды «нормального» дома. Во многих голливудских фильмах мы наблюдаем, как суровый и к любым лишениям привычный герой, как правило, неженатый, выходит утром из такого дома на колесах, садится в видавший виды пикап и едет на работу. Вспомните хотя бы героя Мела Гибсона в «Смертельном оружии» (Lethal Weapon, 1987) или Майкла Мэдсена во второй части «Убить Билла» (Kill Bill vol.2, 2004). Но такого у нас точно долго не будет, потому как недвижимое жилье в сельской местности все еще существенно дешевле трейлеров и автодомов. Так что сосредоточимся на перемещениях из пункта А в пункт Б — и далее по алфавиту.

Собственно, автомобильные путешествия, по крайней мере массовые, — дело для нашей страны относительно новое. И это неудивительно, если учесть доступность автомобиля «простому советскому человеку», а также способность этого самого автомобиля отечественного производства преодолевать значительные расстояния без сокрушительных поломок. Когда же рухнул «железный занавес» и количество машин на улицах страны с каждым годом стало расти едва ли не в геометрической прогрессии, автотуризм родился сам собой: это ведь так естественно — сесть в свою машину и поехать куда-нибудь. А еще чуть-чуть попозже к нам начали приходить караваны-кемперы разнообразнейших типов и моделей. Чем же они друг от друга отличаются?

Кемперы бывают разные

  
Чем больше «прицеп-дача», тем он более комфортнее и роскошнее. И, соответственно, тем мощнее должен быть тягач для перемещения этой дачи, например, на берег моря или в гольф-клуб. Фото: Hymer AG

Ну, во-первых, все дома на колесах делятся на два больших подвида: те, что возят себя сами, и прицепы, которые передвигаются с помощью обычного легкового автомобиля или внедорожника. Но этим классификация караванов не исчерпывается.

Жилой минивэн. С виду это самый обычный микроавтобус, каких тысячи бегают по улицам вашего города. Все главные отличия — внутри. Вместо двух-трех рядов кресел в салоне вы, как правило, найдете пару коек, стол, газовую плитку, возможно, даже умывальник и биотуалет. Современные кастенвагены (Kastenwagen — нем., буквально «автофургон») часто оборудованы также обогревателями и холодильниками. А вот, скажем, душ в таком кемпере вы встретите нечасто: уж очень мало места, а условия задачи (серийный кузов) не позволяют экспериментировать с пространством. Впрочем, в одну сторону его все же можно расширить: большинство кастенвагенов оборудуется раскладными подъемными крышами, позволяющими получить дополнительное спальное место или просто приподнять потолок для пущего комфорта. Не бог весть как просторно, но для двоих вполне хватит. Одним из пионеров в этом направлении стала фирма Volkswagen, начавшая выпуск караванов на базе минивэна Transporter еще в 50-х годах ХХ века. Сейчас многие ведущие автопроизводители – DaimlerChrysler, FIAT, Renault, Ford, Toyota, GM, Mazda выпускают жилые минивэны, оборудованные по последнему слову техники. Несмотря на кажущийся аскетизм, кастенваген — не самое бюджетное решение: цены на некоторые модификации Mercedes-Benz Viano доходят до 150 000 евро.

  
Даже обычный пикап можно превратить в настоящий караван. Конечно, тут не до холодильника с душем, зато можно забраться в такие дебри, куда шикарнывй моторхоум даже с помощью трактора не доберется. Фото: Nissan Motor Co.

Интегрированный автодом. Тоже самодвижущийся, но от серийного автомобиля (как правило, грузовика) ему в наследство остается лишь ходовая часть да двигатель с коробкой передач. Все остальное разрабатывается с нуля. Как следует из названия, водительская кабина интегрирована в дом, является его частью. Обычно интегрированные дома отличаются богатой отделкой салона и полным набором всех мыслимых удобств, включая душ, и развлечений. В этом «коттедже» с комфортом разместятся от трех до семи путешественников. Разумеется, стоимость такого средства передвижения весьма высока.

Полуинтегрированный дом на колесах похож на своего роскошного «брата», но все же сохраняет больше родовых черт автомобиля, на базе которого построен. Помимо шасси нередко оставляют и заводскую кабину. Иногда над ней выносится своеобразный альков — надстройка, в которой помещается спальное место для одного или двух человек. Стандартное оснащение — плита, обогреватель, холодильник, водяная помпа, душ, биотуалет. В отличие от интегрированных караванов, которые часто строятся по индивидуальным проектам, здесь имеет место более-менее серийное производство, и покупатель может выбрать степень «крутизны» отделки и оснащения своего будущего мобильного жилища.

Большие моторхоумы строятся на основе междугородных автобусов. Вот уж тут роскошь порой бывает запредельной. А список всего того, чем оборудовано такое жилище, займет несколько страниц. В таких домах во время спортивного сезона живут, например, гонщики «Формулы-1». Не так давно один из них, Дженсон Баттон (Jenson Button), выставил свой моторхоум на продажу всего за 380 000 долларов. «Всего» — потому что стоимость таких автодомов может достигать и миллиона евро.

  
Чем больше караван, тем больше всего можно в него вместить. В этом, пожалуй, не хватает лишь кабинетного рояля. Но как знать, может, владелец этого роскошного дома на колесах просто не любит музыку? Фото: C.A.M.I. LLC  

Внедорожные автодома строятся на базе больших грузовиков повышенной проходимости, и предназначены, соответственно, для передвижения в тех местах, где с дорогами дела обстоят совсем скверно: пустыни, степи, тундра, тайга... Совершенно необязательно, что внутреннее убранство такого дома похоже на сказку про пещеру Али-Бабы: надо же и, скажем, геологоразведчикам где-то жить? В цивилизованном мире времена палаток и костров если еще не совсем прошли, то вот-вот закончатся. И, хотя комфорт у жилых внедорожников отнюдь не во главе угла, — проходимость на первом месте, — стоимость такого автодома начинается с отметки примерно в 120 000 евро. А жить в нем могут до 8–9 человек.

Прицепы, или «автодачи», различают по размерам и количеству осей. И их существует немало разновидностей — от скромных двуколок, где не очень-то и понятно, как в этом скворечнике можно спать, до шикарных двух-четырехосных «дворцов», сравнимых размерами с автобусом.

Не все так просто

Караванов много, и, в зависимости от вашего кошелька и устремлений, без особых проблем можно выбрать подходящий вариант — тем более что и на рынке подержанных кемперов немало предложений, а цены, разумеется, ниже, чем в салонах. Но вот давайте представим: вы купили себе вожделенный дом на колесах. Сели в него (или в машину, если речь идет о прицепе) и поехали. Вопрос: куда? Дело в том, что, коль скоро мы решили последовать западному примеру и устроить цивилизованный автотуристический отдых, давайте вспомним, что в Америке и Европе давно существует развитая инфраструктура для путешествующих за рулем мобильных домов. В туристических местах оборудованы специальные стоянки, где за вполне скромную плату в 10–30 долларов или евро можно получить несколько квадратных метров асфальта под стоянку. Доступ к воде и прочим удобствам, зарядку электросистем, если требуется. Там же неподалеку наверняка сыщется магазин-другой. Обеспечение безопасности, конечно, входит в плату. В нашей же стране, к сожалению, всего этого пока еще нет. Но, с другой стороны, если не путешествовать на кемперах и не создавать тем самым спрос, стоянки-кемпинги у нас не появятся вовсе никогда. Так что, если вы смелый, выбирайте какой караван вам больше нравится, прокладывайте маршрут — и вперед!

  
Конечно, совсем здорово, когда ваше передвижное жилише не боится ни буераков, ни водных преград, и при этом дарит уют и комфорт, сравнимый с обычным домом или хотя бы трехзвездочным отелем. Вы не стеснены в передвижениях и не ограничены в быту. Но это удовольствие уже стоит очень дорого — цены здесь шестизначные. Фото: C.A.M.I. LLC 

Что хорошо, так это то, что вам совершенно необязательно покупать дом на колесах, чтобы куда-нибудь на нем поехать — вполне достаточно просто взять в аренду. Компании, предоставляющие такие услуги, можно найти и у нас. Стоит это удовольствие от 100 до 200 и более евро в сутки — в зависимости от типа кемпера и срока аренды. Так что хотя бы попробовать, как оно — путешествовать по-настоящему, не выходя при этом из дома — вполне можно. Главное, чтобы компания хорошая подобралась.

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:


Дмитрий Сорокин, 12.01.2007

 

Новости партнёров