Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Самый быстрый олигарховоз

Стремительная и экстравагантная, эта машина создана кружить голову и простым людям, и тем, кто на ней ездит

  
26 ноября 2006 года вся Россия узнала о существовании в мире такой машины, как Ferrari Enzo: в Ницце произошла серьезная авария, в которой пострадали миллиардер Сулейман Керимов и известная телеведущая Тина Канделаки. Не в первый раз при аварии машину разрывает пополам, так что задний отсек с двигателем оказывается довольно далеко от кабины с седоками. Эта конструктивная особенность спасает жизнь находящихся в машине, даже если столкновение происходит на очень большой скорости. Фото: Nice-Matin 

Так получилось, что, благодаря новостям и, особенно, скандальной светской хронике, марка автомобиля Ferrari Enzo склонялась последние полтора месяца на все лады — в прессе, в блогах, в разговорах. Что же это за машина, и почему их порой красят в черный цвет, а не в традиционные для Ferrari желтый и красный? Для ясного понимания того, что собой представляет Ferrari Enzo, нужно хорошенько прогуляться в историю и вспомнить, кто такой этот самый Энцо Феррари.

Человек, похоронивший улыбку

Фамилия Феррари в Италии — третья по распространенности, особенно она популярна в Риме и в северных провинциях. Так что появление в 1898 году в семье Феррари — жителей города Модена, что неподалеку от Болоньи, — младенца Энцо было ничем не примечательным. Мальчик подрастал, учился водить машину и разбираться в ее механизмах, потом куда-то устроился на работу, — короче говоря, это была вполне обыкновенная жизнь молодого итальянца из обыкновенной итальянской семьи.

  
Когда-то давно Энцо Феррари был самым улыбчивым и обаятельным итальянским гонщиком. 1956 год поставил на этой милой улыбке тяжелый крест. Фото: cortesy Ferrari S.p.A.
В 1914 году грянула Первая мировая война, и 16-летний Энцо попал на фронт. Много не навоевал: слег с тяжелой формой плеврита, выжил с трудом. Отца к тому времени унесла пневмония, брат на фронте тоже умер — от некой неизвестной болезни. И Энцо начал жизнь сначала. Лучше всего он умел водить машину, и потому стал автогонщиком. В 1920 году началась его гоночная карьера в составе заводской команды ALFA Romeo. Как гонщик, Энцо Феррари звезд с неба не хватал, но был неизменно обаятелен со зрителями и журналистами, превращая каждую свою гонку в этакое шоу. В результате, его имя не сходило со страниц газет, и зрители всегда с интересом следили за гонщиком из Модены. А семья прославленного итальянского летчика-аса Франческо Баракки (Francesco Baracca, 1888–1918) подарила Энцо право украшать свои машины личной эмблемой их знаменитого сына. Легко догадаться, что на ней изображен вставший на дыбы черный жеребец на желтом фоне...

В 1929 году Феррари создал свою команду, которая и по сей день носит имя, которое дал ей Энцо: Scuderia (команда) Ferrari. А три года спустя, после рождения сына Альфредо (Alfredo Ferrari, 1932–1956), Феррари перестает лично участвовать в гонках, сосредоточившись на создании болидов и руководстве командой. После войны сбывается главная мечта Энцо: уже не команда, но фирма Ferrari создает и выпускает серийно «гражданские» автомобили с мощью и норовом гоночных болидов. Ferrari 125, выпуск которой начался в 1947 году, по сути, была машиной «Формулы 1» с кузовом. Не полагаясь на собственные дизайнерские возможности, Энцо сотрудничал  с кузовными бюро Ital Design и Pininfarina. Сотрудничество это продолжается по сей день, и каждая машина с черным жеребцом на капоте — шедевр автодизайна.

Казалось бы, жизнь прекрасна, и фирма на подъеме, и команда успешна, — но тут судьба нанесла два сокрушительных удара подряд.  В мае 1955 года на тестах разбился Альберто Аскари (Alberto Ascari, 1918–1955) — лучший гонщик скудерии, принесший ей первый чемпионский титул в «Формуле 1», личный друг Энцо Феррари. Чуть более года спустя, в конце июня 1956 г., настал еще более черный день. Наследник Энцо, Альфредо, или Дино, рос весьма болезненным ребенком, но он унаследовал неистовую любовь отца к быстрым и мощным машинам. В середине 50-х годов Дино готовил для Энцо настоящий сюрприз — модель 246. К несчастью, хроническая болезнь почек не дала осуществиться этому маленькому чуду: в возрасте 24 лет Дино Феррари умер. Через 11 лет Энцо воплотил наработки сына в модели 246, которую назвал его именем: Дино. Ferrari Dino — легенда 60-х годов, до сих пор за сохранившимися экземплярами гоняются коллекционеры. После лета 1956 Энцо Феррари замкнулся. Он почти никогда не снимал черных очков, носил черные костюмы, крайне редко улыбался. И с головой ушел в работу. Сочетание «Энцо Феррари + черный цвет» не удивляло никого. Умер Энцо в 1988 году, в возрасте 90 лет.

  
Могучий 12-цилиндровый двигатель с успехом заменяет табун в 660 лошадей. Фото: Ferrari S.p.A.

Передвижной памятник отцу-основателю

В 1998 году Энцо Феррари исполнилось бы сто лет. В том же году группа инженеров компании Ferrari, возглавляемая Джузеппе Петротта (Giuseppe Petrotta), приступила к разработке принципиально новой машины под кодовым названием «Проект FX». Два главных принципа Энцо были поставлены во главу угла: это должна была быть дорожная машина с характеристиками «формульного» болида и, само собой, машина должна строиться вокруг мотора, а не наоборот. В F1 тогда регламент предписывал использовать десятицилиндровые моторы, однако Петротта посчитал, что для FX этого будет маловато, и начал строить «FX» вокруг 660-сильного шестилитрового  V12.

Итог трудов итальянских инженеров, протестированный лично Михаэлем Шумахером (Michael Schumacher), был представлен публике четыре года спустя, на парижском автосалоне 2002 года под именем Ferrari Enzo. Вот технические характеристики этой машины.

Кузов — купе
Число мест — 2
Снаряженная масса, кг — 1255
Габариты (длина/ширина/высота), мм — 4702/2035/1147
База, мм — 2650
Максимальная скорость, км/ч — 350
Время разгона до 100 км/ч, с — 3,65
Двигатель:
- бензиновый, V-образный, 48-клапанный
- рабочий объем, см3 — 5998
- максимальная мощность, л.с. (достигается при 7800 об./мин) — 660
- максимальный крутящий момент, Н•м (достигается при 5500 об./мин) — 657
- система питания — распределенный впрыск
Трансмиссия — секвентальная, шестиступенчатая, задний привод
Размер шин (спереди; сзади) — 245/40R19; 345/35R19
Подвеска колес — независимая, на двойных рычагах, с электронной регулировкой амортизаторов
Тормоза — дисковые, вентилируемые
Рулевое управление — реечного типа

Стоит добавить к этому агрессивный дизайн от Pininfarina, и сразу становится понятно, почему все 399 экземпляров машины, планировавшиеся к выпуску, были расписаны почти моментально, и цена примерно в $650 000 никого не испугала.

  
Дизайн для славящейся консерватизмом «конюшни» имени Энцо и Дино Феррари кажется революционным и эпатажным. И не в последнюю очередь именно за это Ferrari Enzo так любят во всем мире. Фото: Ferrari S.p.A.

Внешне Enzo похож одновременно и на гоночную машину кузовных серий, и на истребитель: осталось приделать крылья и хвостовое оперение — и, кажется, сейчас полетит. Разумеется, на самом деле ничего авиационного в экстерьере машины нет, разве, кокпит прикрыт вполне самолетным фонарем. А вот гоночного — хоть отбавляй. Линии, сходящиеся в центре, вызывают в памяти анфас чемпионского болида «Формулы 1», кокетливые фары, сверхнизкопрофильная резина колес... Что еще поражает, так это то, что автомобиль как будто состоит из соединенных воедино нескольких различных блоков, из-за чего создается ощущение какой-то «паззловости» автомобиля, он кажется неким трансформером. И в то же время машина выглядит совершенно целой. Экстравагантной для Ferrari, к чьему консерватизму давно привыкли — пожалуй, да.  Кстати, задняя часть Enzo выглядит гораздо более традиционно, хотя, разумеется, не выбивается из общего стремительного и агрессивного стиля машины. И, конечно же,  Cavallo Rampante — скачущий жеребец, родовой герб, подтверждает, из какой конюшни выбежала эта «лошадка».

Предпочтительными цветами для Ferrari всегда были и остаются красный и желтый. Однако немало машин Ferrari Enzo были окрашены в черный цвет — цвет великого Энцо, цвет его 32-летнего траура.

  
Автограф великого Энцо, сумевшего с нуля создать одну из самых красивых легенд автомобильного мира. Фото: Ferrari S.p.A.
Enzo — машина боевая, с характером. И отделку салона, на первый взгляд, шикарной не назовешь. Большинство управляющих функций сосредоточено на руле, вообще, во всем дизайне салона преобладает стиль «хай-тек». Однако практически все кресла (по крайней мере, водительские), — традиционные для суперкаров «ковши», — изготавливались индивидуально под каждого владельца машины. Ничего лишнего, ничто не должно отвлекать пилота от трассы.

Тому же, кто не верит, что он — пилот а не какой-то там «водитель», нужно либо отказаться от такой машины, либо выехать на безопасную дорогу (чем пустыннее, тем лучше), и на своей шкуре познать, что это такое — разгон до 100 км/ч менее, чем за 4 секунды. Ни с чем не сравнимое ощущение, когда мощная сила перегрузки вжимает в кресло, быстро покажет, что здесь есть что и кто есть кто. Максимальная скорость Ferrari Enzo заявлена в 350 км/ч., но вряд ли в России есть дорога, на которой среди обычного трафика можно развить хотя бы 200 км/ч, не говоря уже о максимальной скорости.

Впрочем, а стоит ли так гонять? Ведь можно запросто, впечатляя супермашиной сидящую рядом красивую девушку, во время обгона не справиться с управлением, протаранить дерево и лишиться не только здоровья, но и уникального, эксклюзивного четырехколесного чуда из метала и углепластика, по праву носящего имя создателя самой, пожалуй, красивой мечты ХХ века.

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:

 

Дмитрий Сорокин, 04.01.2007

 

Новости партнёров