Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Двухколесное Alter Ego

Как подогнать мотоцикл «под себя»

  
Кастомайзинг — это не обязательно длинная вилка и устрашающий обвес. Многие ограничиваются «скромным» блеском хрома. Фото (Creative Commons license): Eric Milot

Представьте себе байкера. Ну да, настоящего такого, патлатого. В кожаных штанах, «косухе», бандане и ковбойских сапогах, которые у нас патриотично именуют «казаками». Представили? А теперь вызовите перед внутренним взором главную байкерскую гордость — его мотоцикл. Да-да, с длинной вилкой, кучей хрома, подножкой в виде драконьей лапы и аэрографией на бензобаке с таким сюжетом, от которого покраснел бы и Борис Вайехо (Boris Vallejo). Нравится? А если представить рядом еще одного байкера... И еще... Короче говоря, если внимательно рассмотреть всю эту банду, очень быстро станет ясно, что в ней нет двух одинаковых мотоциклов, даже если изначально все они — одной модели и марки.

Почему? Да потому что мотоцикл — логичное продолжение хозяина, и на безликой серийной машине ездить совсем неинтересно. Есть в человеке эта черточка — возвышаться в собственных глазах, когда на тебя все смотрят и показывают пальцем. Но, если вдуматься, смотрят-то не на тебя, а на «железную лошадку» под тобой…А какая разница? Да никакой, в общем-то.

Договоримся о терминах

Кастомайзинг — грамотный синоним таких слов мотобайкерского сленга, как «самопал», «чоппербилдинг», «чоппинг». С английского же слово custom переводится как «изготовленный», «выполненный на заказ», слово же customize означает «переделывать», «подгонять». На кастомбайк и правда хочется смотреть и смотреть, разглядывать каждую блестящую заклепочку, поражаться черноте кожи, длинной бахроме вокруг сидения, оценивать технические решения. Кастомбайк хочется потрогать, погладить. И — ой, как хочется на нем прокатиться, чтобы удостовериться: не мотоцикл — мечта!

  
Суровые ребята эти байкеры. Грубые, жесткие. Но в аэрографических росписях их байков отчего-то преобладают эротические мотивы. Хоть порой и с инфернальным уклоном. Фото (Creative Commons license): Jason Meredith
В байкерской среде до сих пор возникают разногласия по поводу того, одинаковое ли значение имеют слова «кастомайзинг» и «тюнинг». Если снова обратиться к словарю, выяснится, что tuning ­— настройка, техническая регулировка (двигателя). Таким образом, кастомайзинг — это, прежде всего, «выпендреж», изменение внешнего вида байка, а уж тюнингом можно назвать изменение технических характеристик мотоцикла. Но это по нашему скромному мнению. Если же выслушать самих байкеров, то кто-то говорит, что «кастомайзинг на Руси — прежде всего хобби, увлечение... способ реанимировать транспортные средства, которые жалко выкидывать». Другие утверждают: «Кастомайзинг — это рогатые рули, лампочки, хром и прочие бесполезные штуки». Как бы то ни было, кастомайзинг в России живет и процветает.

Откуда есть пошел кастомайзинг

Началось все, разумеется, в Америке. Летчики ВВС США и на земле продолжали «летать», только уже на мотоциклах. Вторая Мировая война предоставила отважным пилотам возможность привезти на родину трофеи — легкие европейские мотоциклы, выгодно отличающиеся от тяжелых «харлеев» (Harley-Davidson). Сражаясь с фашистами, герои не теряли чувства юмора и раскрашивали фюзеляжи боевых машин драконами, зубастыми акулами, писали непристойности в адрес врага. Спустившись на землю и впав в ностальгию по военным будням, летчики начали раскрашивать трофейные мотоциклы кто во что горазд.

В стороне не остались и моряки с пехотинцами, которые подхватили моду на легкие европейские мотоциклы. Все это спровоцировало рост импорта мотоциклов из старушки-Европы. Менеджеры американских мотогигантов Harley Davidson и Indian, которые до сего времени уже добрый десяток лет конкурировали только друг с другом, зачесали в затылках. И придумали — стали предлагать на выбор модели, которые оставляли простор для фантазии клиента. У новых видов мотоциклов можно было заменить фары, бензобак, сбросить крылья и вообще облегчить байки до европейского уровня.

  
В отличие от российских байкеров, сравнительно недавно — лишь после перестройки — вышедших на дороги, их американские коллеги гоняют уже несколько десятков лет. Кадр из фильма «Беспечный ездок»: Columbia Pictures

В нашей стране кастомбайки появились в середине восьмидесятых, с началом перестройки. Еще близки были те времена, когда все, что отдавало заграницей, вызывало сомнения в благонадежности. С падением «Железного занавеса» самые продвинутые и смелые граждане начали переделывать отечественные оппозиты под американские чопперы, не оглядываясь на «широкую общественность». Имена смельчаков зафиксированы в первом российском фильме о байкерах «Дети Солнца», в котором эти самые байкеры, именуемые почему-то «рокерами», естественно, подавались в резко отрицательном свете. Впрочем, дошли не имена смельчаков, а клички — питерские Саша Чоппер и Коля Мюнхен прославились тогда на весь Союз. И подали пример — да, из родных «Уралов» и «Днепров» можно скроить красавцев-монстров с рогатым рулем, со слепящими фарами… Правда, для этого надо удалить нелепую коляску. На этих монстров не могла спокойно смотреть любимая ГАИ. Только тот, кто байковал в 1980-х, помнит, как проблематично было проехать на любимом детище мимо поста. Останавливали непременно, привязывались по любым мелочам.

Но вот в начале 1990-х наша промышленность «пошла навстречу пожеланиям трудящихся», и появились первые бесколясочные «Урал» и «Днепр». И процесс пошел…

Как из «Урала» сделать «Харлей»

Сегодня переделка родных оппозитов для умельцев — дело несложное и обкатанное до мелочей. Но повозиться придется. Особенно если желаете сделать из мотоцикла настоящего монстра. В оппозит будут вложены время и средства, но и результат будет вдохновляющим. Подержанный отечественный мотоцикл стоит около 800 долларов, «зачопперенный» «Урал-Вояж» — в десятки раз больше. Переделка оппозита «под себя» — дело трудо- и деньгоемкое, но в результате мотоцикл становится продолжением хозяина, его альтер-эго.

  
Кастомайзеры — великие украшатели, уделяющие большое внимание раскраске, аксессуарам и прочему внешнему шику. Фото (Creative Commons license): Alan_D
Начинается все, конечно, с рогатой вилки, которую каждый начинающий кастомайзер ставит в первую очередь. Вилка обычно ставится размера внушительного, поражающего воображение. Через день езды выясняется, что развернуться на этом мотоцикле можно только на Красной площади. И вилку укорачивают. Потом еще укорачивают... и еще… Пока вам, лично вам, на вашем байке не станет комфортно.

Раму, по мнению спецов, надо переварить. Если рама нормальная — просто пройтись по заводским швам сварочным аппаратом, если кривая — подправить и заварить снова. Идеальным было бы найти раму от М-72 1960-х годов. Тогда еще не было такого понятия, как «Знак качества», а качество было.

Не вдаваясь в технические подробности, можно сказать, что все новые детали рамы и прочих частей нужно делать из очень хорошего металла. Это залог вашего здоровья и благополучия на родных дорогах.

Мосты и стойки обычно меняются на широкие, сделанные из высококачественного отполированного (хромированного) металла. Ставят фару от трактора «Беларусь» с оптикой от «шестерки», руль от старого «Урала», приваривают к раме подножки из цельной трубы, которые призваны заменить дуги безопасности.

На оппозитный двигатель ставится карбюратор от «Запорожца». Правда, мотор работать будет только летом, но и ладно, зимой на байках ездят только самоубийцы. Тормоза — вещь суперважная, родные «ураловские» ненадежны. Лучше всего найти дисковый тормоз от «Иж», сделанный по японской лицензии в 1970-х. Амортизаторы стоит наклонить под углом в 45 градусов: по мнению кастомайзеров, это резко улучшает их качество.

Западную моторезину можно купить новую или подержанную. Качество не очень, зато вид потрясающий!

Брэнды и школы

Но это для самостоятельных «левшей», людей, у которых золотые руки и светлая голова. Если же голова светлая, но в направлении преумножения капитала, а кастомбайк иметь хочется, можно обратиться в мастерскую. Настоящие ценители мотошедевров предпочитают чистый «хэндмэйд». Особенно, если такой аппарат создан в именитой мастерской. Например, коллекционные кастомовые мотоциклы от американцев West Coast Choppers по цене доходят до 1 500 000 евро. Понятно, что основная сумма заплачена за брэнд. Таким же брэндом считаются и мотоциклы от Peter Penz.

Спрос, как и положено, рождает предложение. Сегодня в России и на просторах СНГ кастомайзинг развивается очень динамично. Причем у заказчиков кастомбайков есть возможность заказать мотоцикл по собственному вкусу. Каждая мастерская имеет индивидуальный стиль. Москвичи, например, великие украшатели, уделяющие большое внимание раскраске, аксессуарам и прочему внешнему шику. Кастомбайки из Ростова сильно вытянуты в длину, у них огромные задние колеса. Белорусские кастомайзеры из фирмы Wolf Engineering прославились своим технодизайном, они делают яростные «мужские» мотобайки, которые в то же время не лишены изящества. Их мотоциклы — прыжок в будущее. Краснодарские Custom Oppozites делают стремительные и очень легкие мотоциклы, великолепно вписывающиеся в южные реалии. Кроме чисто внешней привлекательности, их машины отличают мощное ускорение, хорошая устойчивость, ровная и быстрая езда.

По-настоящему кастомбайк может оценить только тот, кто ездил на такой машине. Этот полет ни с чем не сравнишь! Солнце в глаза, ветер в лицо, мелькание по сторонам деревьев, домов, людей… Которые, ясное дело, смотрят на тебя. И показывают пальцем.

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:

Елена Костадинова, 16.11.2006

 

Новости партнёров