Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Вождение слепым методом

Физическая неполноценность — не повод отказываться от участия в гонках

Кадр из американского ремейка итальянского фильма 1974 года «Запах женщины» (Profumo di donna). Гонки в районе Бруклинского моста в Нью-Йорке, за рулём слепой герой Аль Пачино — отставной полковник разведки Фрэнк Слэйд. Раньше такое было возможно только в кино, но, кажется, совсем скоро незрячие водители станут привычным явлением

О том, что вовлечённость человека в управление автомобилем постепенно сокращается, пишут давно. «Умные» автомобили с каждым годом приобретают всё больше самостоятельности: держат скорость, подтормаживают при необходимости, не позволяют пьяному водителю сесть за руль… Но последние разработки — это серьёзный повод задуматься о том, что «автомобильное завтра» наступает сегодня.

В июле этого года специалисты Лаборатории робототехники и механических устройств Политехнического университета штата Виргинии (Virginia Polytechnic Institute and State University) и представители американской Национальной федерации слепых (National Federation of the Blind) объявили о том, что занимаются разработкой автомобиля, предназначенного для слепых водителей — точнее, речь идёт не столько об автомобиле, сколько о концептуальной системе управления. По планам разработчиков, автомобиль будет продемонстрирован в 2011 году на соревнованиях Daytona International Speedway во Флориде.

«Наша задача заключается не в создании отдельного транспортного средства для слепых, а, скорее, в разработке невизуальных интерфейсов, которые позволят сделать процесс вождения возможным для слепых», — уточняет профессор Политехнического университета Виргинии Денис Хун (Dennis Hong). Хун также выражает надежду, что интерфейсом будут пользоваться и другие водители — чтобы сделать вождение более безопасным. Первым автомобилем, на котором испытывается разработка, стал кроссовер Ford Escape.

Планируется, что в дальнейшем при успешных испытаниях интерфейс будет встроен в серийный Escape. Сначала же разработку тестировали на вседорожном четырёхколесном багги, лёгкой коляске. Для изучения окружающей обстановки в ней используют лазерные датчики-дальномеры и камеры. Водитель получает обработанную компьютером информацию через интерфейс. Так, в опытном образце о скорости движения водителя информирует виброжилет, направление движения указывается посредством голосовых команд.

Команда Политехнического университета Виргинии принимала участие в гонках автомобилей-роботов DARPA Grand Challenge, после чего на их разработки обратила внимание Национальная федерация слепых США. Теперь эти организации объединили свои усилия для создания интерфейса для незрячего водителя. Фото: DARPA 

В Политехническом университете сейчас разрабатывают два дополнительных приспособления. Первое, DriveGrip, — перчатки с вибромоторами в районе костяшек пальцев; они дают водителю указания, когда и куда следует повернуть руль. Второе, панель AirPix, — небольшая пластина с отверстиями, из которых выпускается сжатый воздух. Панель даёт человеку своеобразную карту объектов, расположенных вокруг автомобиля, и информирует о других машинах и препятствиях, о состоянии дорожного полотна. Даже абсолютно слепой человек может своим телом осязать, что происходит на дороге.

Не обходится и без сложностей — на данном этапе разработчики столкнулись с проблемой вибраций, вызываемых работой двигателя внутреннего сгорания, которые вносят помехи в работу лазерных датчиков.

«Мы исследуем такие области, которые ранее считались непознаваемыми. И уходим от убеждения, что слепота лишает человека возможности быть полезным обществу», — говорит президент Национальной федерации слепых Марк Маурер (Mark Maurer).

Однако, идеологи этого проекта особых иллюзий не питают и осознают, что для того чтобы общество признало безопасность технологии и поверило, что и незрячий может быть водителем, понадобятся многие годы. Самой сложной задачей, по мнению Марка Риккобоно (Mark Riccobono), исполнительного директора Национальной федерации слепых, будет не столько решение технических проблем, сколько изменение общественного мнения и законов, запрещающих слепым людям водить автомобиль. В законодательствах многих стран мира существуют такие запреты.

Роджер Кини (Roger Keeney) двадцать лет назад потерял зрение в результате травмы головы. Больше всего он жалел, что лишён возможности видеть, как растут его дети, и управлять машиной. Компания Ford организовала ему в 2009 году поездку на Mustang. Кини сам вёл авто. Фото: Ford Motor Company

Конечно, и сейчас есть исключения — слепые водители ставят такие рекорды, что и зрячим не снились. Так, в первых числах августа в СМИ обсуждалась новость, что Майк Ньюман (Mike Newman) не смог поставить новый мировой рекорд скорости для незрячих водителей. Но случилось это вовсе не по его вине, а из-за неисправности автомобиля. Попытка разогнаться на суперкаре Keating TKR быстрее 320 км/ч оказалась неудачной, машина сумела достигнуть лишь 280 км/ч.

Предполагалось, что Ньюман поедет по дороге, идущей вдоль пляжа, а его действиями по рации из вертолёта будет управлять его отец. Однако от попытки пришлось отказаться из-за того, что автомобиль просто не мог ехать быстрее. Свой первый рекорд Ньюман поставил ещё в 2003 году, разогнавшись на Jaguar XKR до 232 км/ч. Затем, в 2006 году, на BMW M5 он смог разогнаться до 286 км/ч. Между тем, официальный рекорд скорости для невидящих водителей принадлежит жителю ЮАР Хайну Вагнеру (Hein Wagner), который на Mercedes-Benz SL65 AMG Black Series разогнался до 322,5 км/ч и поддерживал эту скорость на протяжении одного километра. Но Ньюман и ещё несколько слепых гонщиков — это исключение. Конечно, пока очень трудно себе представить, что на улицах городов появятся слепые автомобилисты, которые станут полноправными участниками движения. 

Сегодня в разработках устройств, позволяющих облегчить жизнь водителю с ограниченными физическими возможностями, задействованы многие компании. Так, французская Renault в 2010 году разработала инновационные сидения для автомобилей, облегчающие инвалидам посадку в машину. Сидение может поворачиваться на 90° вокруг своей оси. В остальном — это обычное комфортное и безопасное кресло водителя. Новинка уже доступна на европейском рынке в качестве опции к линейке моделей Clio.

Уникальный мотоцикл для людей с ограниченными физическими возможностями был создан в 2008 году компанией Boss Hoss. Вместо задней части конструкторы смонтировали специальную платформу с пластиковым верхом. И теперь не требуется совершать сложную процедуру по пересадке из инвалидного кресла за руль, водителю достаточно открыть «калитку» в задней части мотоцикла и просто въехать за руль. Управление, как и у обычного мотоцикла, сосредоточено на руле. Переключения передач обычно не требуется, Boss Hoss большей частью комплектуется лишь одной, прямой передачей. Тормозная система также продублирована на правой ручке. В остальном же это всё тот же мотоцикл Boss Hoss.

Автомобиль для людей с ограниченными физическими возможностями от Toyota. В Японии довольно много внимания уделяется этой проблеме, но из-за сложностей с сертификацией эти автомобили не экспортируются. Фото: Toyota Motors 

Особенно много внимания проблеме водителей-инвалидов уделяют в Японии. Ещё с 1960-х годов на заводах Toyota выпускают версии моделей легковых автомобилей, адаптированные для людей с ограниченными возможностями. Этот модельный ряд называется Welcab: в специальных модификациях установлены не только ручное управление, но и выдвигающиеся сиденья. Эти автомобили поставляются только для японского рынка. Как исключение в США в рамках государственной программы содействия мобильности людей с ограниченными физическими возможностями действует программа Toyota Mobility. Она реализуется в сотрудничестве с Национальной ассоциацией дилеров по продаже специального автомобильного оборудования для инвалидов.

Honda занимается разработками с 1975 года. Универсал Honda Odyssey c системой Techmatic предназначен для страдающих параличом нижних конечностей. По желанию машину можно оснастить педалью акселератора под левую ногу, рукояткой для вращения рулём одной рукой и расположенным слева под рулевым переключателем указателем поворотов. Honda Fit с системой Franz — для людей, которые могут работать только ногами. Руль вращается перемещением специальной педали вперёд-назад. Органы управления подгоняются индивидуально под каждого водителя.

В арсенале Suzuki есть модель MIO — гибрид инвалидной коляски и автомобиля. Модель от Suzuki совсем небольшая: около 1,2 м в длину, 65 см в ширину и всего метр в высоту. В Suzuki MIO предусмотрены жёсткие подлокотники, которые одновременно защищают водителя от боковых ударов, а также служат в качестве поручней. Сиденье оборудовано вентиляцией, а на передней панели машины установлен ЖК-дисплей. Но и эти японские разработки — лишь для внутреннего рынка.

Suzuki MIO — гибрид инвалидной коляски и автомобиля. Фото: Suzuki

«Европейцы» — например, Mercedes — предпочитают не выпускать подобные авто серийно, а отдавать модели для переоборудования своим партнёрам. Конвейер рассчитан на массовое производство, а в данном случае приходится иметь дело с индивидуальными требованиями. К примеру, если руки целы, то в рулевое управление изменения не вносятся; если руки повреждены — используют добавочный мини-руль с захватами или устанавливают джойстик.

Главная проблема разработки автомобилей для людей с ограниченными возможностями заключается в том, что это довольно многочисленная и весьма разнообразная группа. Дополнительное автомобильное оборудование для человека с парализованными руками и для того, у кого не функционируют ноги, — это совершенно разные вещи. Возникают серьёзные проблемы и с сертификацией — в разных странах разные требования, к тому же разнообразие моделей делает процедуру сертификации довольно дорогостоящей. Именно поэтому зарубежные компании, всерьёз занимающиеся разработкой транспортных средств для людей с ограниченными физическими возможностями, не берутся поставлять свои авто на российский рынок.

Между тем, по данным Минздрава, в России около 13 млн инвалидов, существенная часть которых это люди с ограниченными физическими возможностями. В соответствии с законодательством, они могут получить автомобиль в личное пользование бесплатно, но сейчас в России подходящие автомобили для людей с ограниченными физическими возможностями почти не производятся. А организовать ввоз необходимого транспортного средства из другой страны хватит сил, терпения и финансовых средств далеко не у каждого.

Марат Хабибуллин, 19.08.2010

 

Новости партнёров