Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Вологодские ловушки для «Круза»

Путешественника по дороге из Москвы в Великий Устюг без навигатора и полного привода всегда порадуют красоты природы

На первый взгляд Chevrolet Cruze кажется компактным и спортивным. Но внешность обманчива: на деле оказывается, что он довольно просторный и не такой уж и шустрый. Фото: Андрей Красавин

Сколько километров и по каким дорогам нужно проехать, чтобы получить представление об автоновинке? Одному достаточно часа городской езды, другому не хватит и недели по степям и весям. Мы же, недолго думая, решили свозить Chevrolet Cruze не куда-нибудь, а в Вологодскую область, в Великий Устюг. Путешествие длиною в две с лишним тысячи километров по дорожным покрытиям самого разного качества представлялось нам вполне надёжным способом составить своё мнение о потенциале автомобиля. Путь наш лежал через Сергиев Посад, Ярославль, Кострому и десятки населённых пунктов, названия которых хоть и чудны, но большинству жителей нашей страны ни о чём не говорят.

Шушарское дитя революции

На заводе General Motors, открытом в питерских Шушарах в ноябре 2008 года, изначально собирали два кроссовера — Chevrolet Captiva и Opel Antara. Но кризис внёс свои коррективы — низкий спрос на эти недешёвые модели вынудил владельцев предприятия искать более бюджетную модель, которой и стал Chevrolet Cruze. Комплектующие для этого автомобиля поступают непосредственно из Южной Кореи, на российском же предприятии осуществляют лишь сварку, сборку и окраску.

Российским покупателям «Круз» доступен с кузовом седан, который, впрочем, позиционируется маркетологами как четырёхдверное купе (что, в общем, странно, потому как под купе принято понимать двухдверный автомобиль спортивного вида), с бензиновыми двигателями 1,6 и 1,8 л, «механикой» или «автоматом» на выбор. 1,6-литровый движок мощностью 113 л.с. (153 Нм крутящего момента при 4200 об/мин) некоторым уже знаком по Lacetti. Для тех же, кто любит машины помощнее, — 1,8-литровый на 141 л.с. (176 Нм крутящего момента при 3800 об/мин). Этот же двигатель — правда, с небольшими изменениями, — устанавливается и на Opel Astra. Оба мотора оснащены системой регулирования фаз газораспределения впускных и выпускных клапанов, позволяющей повышать мощность и крутящий момент двигателя при одновременном снижении расхода топлива и уровня токсичности выбросов.

Именно такой автомобиль с шестиступенчатой автоматической коробкой переключения передач и достался нам на тест-драйв. Белоснежный, он выглядел нарядно и спортивно. Лаконичный, динамичный дизайн кузова без больших свесов и с поджатым багажником, хищная «морда» с хитрым азиатским прищуром, большая решётка радиатора  — в целом смотрится свежо и современно.

Вспоминаются слова создателей этого автомобиля, утверждавших, что их цель не эволюция, а революция — создание абсолютного нового дизайна Chevrolet. В комплектацию доставшегося нам автомобиля входят система автоматического климат-контроля, бортовой компьютер, аудиосистема с CD-чейнджером на шесть дисков, парктроник, система стабилизации ESP и датчик дождя. Какой же характер у этого «детища революции», нам  и предстояло выяснить.

Колокола ярославского Спасо-Преображенского собора на время ремонта музея-заповедника выставлены во двор. Фото: Андрей Красавин

Мы выехали из Москвы довольно рано, часов в шесть утра, так что в Сергиеве Посаде были в семь. Пребывающий в полудрёме город обсыхал после дождя. Но по дворикам Троице-Сергиевой Лавры уже прохаживались приезжие — под «Сенью над крестом», что между Надкладезной часовней и обелиском, толпились люди, радостно протягивая руки к освящённой воде, хлеставшей из горизонтальной перекладины креста. Целебная вода поступает туда прямо из Успенского кладезя. Одни кормили огромную стаю ручных голубей, вальяжно прогуливающихся возле стен Лавры, другие рассматривали стенды с фотографиями и историей этого места.

На несколько мгновений я, замедлив шаг, задержалась возле группы детей лет 8–9. «Да так молился он денно и нощно, так бился об пол, что на лбу, вот тут, набил себе огромную шишку», — экскурсовод столь артистично и эмоционально рассказывала ребятне об обитателях этих святых мест, что те, хоть и полусонные, но стояли с открытыми ртами, а кое-кто даже потёр себе лоб с воображаемой шишкой.

Прогулявшись для разминки час по центру города, мы двинулись дальше. К этому времени первое впечатление о «Крузе» уже сложилось — к примеру, выяснилось, что панель управления седана сделана очень удобно. К ней привыкаешь за считанные минуты — всё логично, никаких лишних кнопок. Трёхспицевое рулевое колесо с подрулевыми переключателями, кнопками управления аудиосистемой и сама передняя панель выполнены в духе нового Opel Insignia, а колодцы спидометра и тахометра «утоплены» и напоминают панель спортивного авто. В тёмное время суток — это нам предстояло оценить позднее — они подсвечиваются приятным голубым светом.

Отделка салона, выполненная в серых тонах, хоть и сделана из пластика, но выглядит дорого — возможно, благодаря вставкам, имитирующим кожу. Несмотря на то что «Круз» снаружи производит впечатление компактного (чуть больше четырех с половиной метров в длину и меньше двух метров в ширину), внутри он довольно просторен, никто из пассажиров не пожаловался на тесноту и неудобства.

Дизайнер автомобиля Тэ Ван Ким (Tae-Wan Kim), презентуя автомобиль, акцентировал внимание на «изюминке» салона — теме двойного кокпита, как в спортивных авто. Возможно, что такой спортивный акцент — дань уважения основателю марки автогонщику Луи Шевроле (Louis Chevrolet, 1878–1941). Посадка водителя и его спутника довольно низкая, находишься словно в «нишах», которые разделены центральным тоннелем, плавно переходящим в консоль. Это и стильно, и удобно — тут мы с Тэ Ваном солидарны.

Дизайнеры обыграли тему спортивного автомобиля, так что водитель и его передний пассажир чувствуют себя почти как в кокпите. Фото (Creative Commons license): © GM Corp.

Багажник средних размеров: при поднятых задних сиденьях — 450 л, но чемоданы и рюкзаки четырёх людей и пакеты с провизией в дорогу поместились без труда.

Обещанный расход топлива (при смешанном цикле 6,8 л на 100 км) в нашем случае не подтвердился. У нас вышло 10–11,5 л на сотню, но в то же время нельзя сказать, что мы ехали, соблюдая заповеди эковождения и экономя каждый литр. И стоит, пожалуй, сделать скидку на систему климат-контроля, которой временами приходилось пользоваться.

Ярославль на реставрации

К полудню мы докатились до Ярославля. Доводилось бывать в этих краях и раньше, однако город, весь перекопанный в преддверии подготовки к тысячелетию, празднование которого запланировано на осень, предстал перед нами в совершенно неузнаваемом виде. Дороги, мосты, дома, храмы — всё «under construction». На улицах центра столько запрещающих знаков, что выехать из города, ничего не нарушив, представляется крайне затруднительным — во всяком случае, нам это не удалось.

За десять минут нас дважды остановили за то, что мы проехались «под кирпич». «Да у вас же здесь везде кирпичи — во все четыре стороны, и все едут!» — пытались оправдаться мы. Общественный транспорт и спецтехника действительно едет, к ним пристраиваются и легковушки — вероятно, в надежде, что пронесёт. Не всех проносит, так что у машин ДПС выстраиваются очереди нарушителей. По всей видимости, именно в связи с подобной ситуацией в городе, цена решения вопроса на месте вполне приемлема.

В самом центре Ярославля, на берегу реки Которосль, расположен Ярославский музей-заповедник. Мы решили прогуляться по его территории, но и здесь кипит стройка. Вокруг покрытого лесами Спасо-Преображенского собора (XVI век), центрального места этого архитектурного комплекса, разгружая очередной грузовик с досками, суетились рабочие.

Ярославский музей-заповедник располагает к путешествиям в прошлое. Фото автора

Миловидная блондинка возле таблички «Слово о полку Игореве», указывающей направление в сторону бывшей монастырской трапезной, где сейчас расположена посвящённая этому древнерусскому памятнику литературы экспозиция, оттирала золотой, украшенный разноцветными камнями царский трон. «Птичка пролетела, напакостила», — улыбаясь, объясняет она.

У Александра и его супруги небольшой бизнес — они сдают в аренду боярские и княжеские костюмы. Заказали художникам эскизы нарядов, сшили их из дорогих качественных тканей, а теперь предоставляют желающим пофотографироваться. Можно посидеть на троне, подержать в руке скипетр да державу, походить по окрестностям — благо антураж здесь ещё тот — храмы, старые постройки, деревянные лестницы… Если вам доводилось бывать в Оружейной палате, то представить себе эти наряды труда не составит. Массивные камни всех цветов радуги, много золота, шелка, парча да меха.

Александр, памятуя о своём актёрском прошлом, берётся помочь войти в образ, подсказывает — мол, ну-ка посмотри сурово, боярыня ты или кто. Обнимает берёзу, игриво закатывая глаза. Фотосессия растягивается часа на полтора, но это того стоит. За это время удаётся порасспросить и о Ярославле. А забота сейчас у местных одна — постылая стройка века никому не даёт житья. Если раньше добирались до работы за 15 минут, то теперь на объездные пути уходит полтора-два часа. Пробки в городе невообразимые, а администрация всё кормит обещаниями — ещё чуть-чуть и всё доделают. Конца и края пока не видно, но тем не менее нас настойчиво зазывают осенью на праздник.

А мы, проехав триста километров, уже можем сделать и более серьёзные выводы о «Крузе». Подвеска автомобиля (передняя  — MacPherson, задняя — торсионная балка) довольно жёсткая, особенно хорошо это чувствуется на ухабах, но к ней быстро привыкаешь, и она даже и не воспринимается как недостаток. Автомобиль уверенно, с минимальным креном входит в повороты, отлично держит дорогу и на скорости 180 км/ч, до которой нам эксперимента ради удалось разогнаться на пустой дороге.

Однако до спортивной внешности динамика «Круза» всё же недотягивает. Ему явно не хватает резвости, напрашивается эпитет «нерасторопный». Особенно это заметно на разгоне. Обещанные десять секунд за сотню представляются слишком оптимистической оценкой. К тому же оба водителя, допущенных к управлению, сошлись во мнении, что «автомат» немного торопится с переключением передач, не позволяя двигателю выйти на нужную мощность.

Резные колонны Успенского кладезя в Троице-Сергиевой Лавре. Часовня по форме напоминает миниатюрный четырёхъярусный храм, который венчает купол с крестом. Как и другие постройки монастыря конца XVII в., она богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Фото автора

Со стороны же пассажиров к автомобилю созрела только одна серьёзная претензия — неудобный задний диван. Самое приемлемое положение — это сидеть прямо, пристегнувшись ремнём безопасности, но в дальней дороге хочется чуть больше комфорта. Зато у пасажиров на заднем сидении был раскладывающийся столик, и они могли на нем перекусить прямо на ходу.

АнтиGPS философия

В путешествие мы отправились без GPS-навигатора, и это было вполне осознанным решением. Современные технические средства, помимо несомненной пользы, провоцируют человека также к определённой самоизоляции. Если у тебя есть навигатор, контакт с внешним миром ограничен. Во время новогодних каникул мы с друзьями умудрились проехать по Европе тысячи четыре километров и ни разу не обратиться с расспросами по поводу дороги к местным жителям. И виной тому был навигатор. В общем, по моему личному убеждению, навигатор — враг непредсказуемости.

От Костромы до Устюга нет ни одного крупного города, да и с указателями ситуация напряжённая — так что остановки мы делали часто. Сбившись с пути в посёлке Мантурово, на вопрос «Как нам проехать на Верхнеспасское — свернуть направо или налево?» мы получили совершенно неожиданный ответ: «Да как вам больше нравится — хотите, езжайте налево, хотите езжайте направо».

Но настоящий сюрприз поджидал нас в посёлке Пыщуг — мы основательно сбились с курса, и заметили это, лишь проехав километров пятьдесят, когда оказались в неком Павлино. Согласно атласу автодорог, из этого самого Павлино можно было выехать на нужную нам трассу. Полночь, до Устюга ещё километров двести пятьдесят, мы пытаемся найти эту спасительную дорогу на трассу Р157. Обеспокоенные родственники, перерыв весь Интернет, бомбардируют смсками, что из Павлино нет никакого выезда на Р157. Вновь обращаемся к местным:

— Вы нам не подскажете, где здесь выезд на большую дорогу, в сторону Никольска?
— Нет, не знаю. Даже не слышал про Никольск.
— Хорошо, а где мы?
— В Павлино.

Хорошая новость, ибо у нас появились подозрения, что мы заехали ещё глубже. Надежда выбраться отсюда нас не покидает. Завидев метрах в трёхсот светящиеся точки, подъезжаем — оказалось, это фары легковушки, сама же она в глубоком кювете, только зад и торчит из-за кустов. Пассажиры — три девицы лет семнадцати-двадцати и молодой парень лет двадцати пяти — смеясь, оживлённо что-то обсуждают.

Да нет, помощь не нужна, все живы, а за трактористом уже пошли. Как выехать на Никольск? Да только через Пыщуг. Нет, выезда на трассу из Павлино нет. Есть, правда, просека для лесовозов, но вы на такой машине точно не проедете.

По всей видимости, фраза «В России две беды — дураки да дороги» имеет более глубокий смысл, чем кажется. Дело не только в том, что дороги у нас плохие, но и в их обозначении — если на картах и просека для лесовоза обозначена как полноценная дорога, это заставляет призадуматься. Пришлось возвращаться в Пыщуг и делать петлю почти в сотню километров.

Почти сутки в пути и, наконец, ранним субботним утром подъезжаем к заветной цели. За последних три часа — ни одного встречного автомобиля. Места здесь глухие, болотистые,— даже хочется сказать «первозданные» — совсем непохожие на привычные подмосковные пейзажи. Перед носом нагло пролетает упитанный дикий гусь. Переезд через реку Сухону — и мы в Устюге. «Круз» с московскими номерами лениво провожает взгядом ДПСник... Он пока и не догадывается, что в ближайшие дни мы встретимся ещё не раз.  

На пути от Костромы до Великого Устюга нечасто встретишь селения. Чаще всего это небольшие деревушки с полутора десятками покосившихся домов. Однако бороться с соблазном притормозить, выйти из машины и насладиться красотой этой глуши не так-то просто. Фото: Андрей Красавин

Создатели возлагали на Chevrolet Cruze большие надежды — он задумывался как автомобиль, способный завоевать мир. Оправдает ли он их? Во время поездки мы несколько раз встречали автомобили этой модели, причём на таких дорогах, где на полсотни километров пути тебе встречаются одна-две машины. Россиянам автомобиль, кажется, приглянулся — так на это и был расчёт, он выглядит явно дороже, чем стоит. А вот довольны ли они своим приобретением — вопрос открытый. Сказать, что «Круз» поражает, пожалуй, нельзя.

Добротный, добросовестный, не вызывающий серьёзных претензий седан по разумной цене, способный доставить вас в Великий Устюг по разбитым северным дорогам без особых затруднений.

Продолжение следует.

Элла Бикмурзина, 08.06.2010

 

Новости партнёров