Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<март>

Путеводители

Снесённая крыша как признак достатка

Родстер по достоинству оценит лишь тот, кто готов платить за простоту, достоинство и скорость

Jaguar XK120 считается одним из самых красивых и изящных английских родстеров. К его созданию приложил руку сам основатель марки — Уильям Лайонс (William Lyons). Прототип был создан для испытаний нового двигателя, но после огромного успеха на Лондонском автомобильном салоне в 1948 году Лайонс решил запустить машину в серию. Автомобиль хорошо продавался в США, конкурентов у него тогда почти не было: Chevrolet Corvette появился только в 1953 году. Фото (Creative Commons license): Pedro Simões

Эти машины выходят ограниченными партиями и довольно дороги. Не заметить их на дороге практически невозможно. Броские, изящные, спортивные — они привлекают внимание даже тех, кто к автомобилям совершенно равнодушен. Родстеры занимают очень небольшую нишу на автомобильном рынке. Не будет слишком большим преувеличением сказать, что автомобили, причисляемые к этому классу, сегодня можно пересчитать по пальцам. И каждый из них — настоящее произведение искусства.

Поскольку классификация кузовов с неизбежностью условна, границы между типами довольно размыты. Чтобы в дальнейшем не путать родстеры с кабриолетами, оговоримся, что сегодня родстером принято называть двухместный автомобиль со складным мягким или жёстким верхом и отдельным багажником. Кабриолет — это фактически то же самое, но только число посадочных мест больше двух, и автомобиль выполнен на базе дорожных моделей. Впрочем, разница весьма условна.

Двое без крыши

Родстер — и само слово, и обозначаемый им тип кузова — появился ещё до Второй мировой войны. Так называли автомобиль без верха и боковых стёкол с одним рядом сидений и зачастую с одним дополнительным откидным сиденьем позади основного ряда (rumble seat). Всё это хозяйство можно было накрыть специальным тентом. Позднее родстеры стали оснащать электрической складной мягкой крышей. Как опция появился так называемый хардтоп — съёмная жёсткая крыша, которую можно установить, например, на зиму или в дождливый сезон. Важной вехой в истории родстеров стало появление жёсткой складной крыши с электроприводом — незаменимым атрибутом многих современных авто.

Рассказ о родстерах следует, по всей видимости, начинать с BMW — именно баварцы славятся своей особой любовью к ним. Прародителем всех родстеров этого завода стала модель Wartburg Sport 1930 года. Автомобиль достиг немалых успехов в гонках, хотя при его разработке инженеры планировали создание обычного серийного авто — двухместного, с лёгким кузовом. Wartburg оснащался бензиновой «четвёркой» объёмом 750 «кубиков», которая выдавала 18 л.с. Небольшая масса в 400 кг позволила ему быть быстрее многих конкурентов.

Спортивный успех Wartburg подтолкнул баварских инженеров к созданию более мощного мотора. Баварцы выработали правильную концепцию, основой которой стал низкий центр тяжести, новый шестицилиндровый мотор и адаптированная ходовая часть.

В 1934 году баварцы создали двухместный кабриолет «315», а затем — настоящий спортивный родстер BMW «315/1». За два года было выпущено 230 экземпляров и ещё 178 более мощных «319/1» (1935–1936). Фото: BMW AG

В 1934 году появился родстер BMW «315/1», под капотом которого установили «шестёрку» (1,5 л) мощностью 40 л.с. Автомобиль весил 750 кг и разгонялся до 120 км/ч. Уже через год в серию вышла более мощная версия «319/1», максимальная скорость которой достигла 135 км/ч. Двигатель объёмом 1,9 л развивал 55 л.с. Цена впечатляла — родстер стоил около шести тысяч рейхсмарок. Для сравнения — созданный несколькими годами позже «Жук» обходился в тысячу. 

Баварцы прекрасно понимали: чтобы и впредь бороться за победы на гонках, необходимо добавлять «лошадей» без увеличения массы автомобиля. В результате на свет появился «BMW 328», оснащённый 80-сильным двигателем и массой всего 830 кг. Его максимальная скорость достигала 150 км/ч. В дебютном заезде по гоночной трассе Нордшляйфе («Северная петля») Нюрбургринга баварский родстер не оставил ни единого шанса даже более мощным конкурентам. Серийный выпуск «BMW 328» продолжался всего два года. За это время было произведено 464 экземпляра. Послевоенные годы для BMW удачными не были: долгое время производство компактных родстеров не приносило желаемого результата.

Зато шедевром в послевоенной истории родстеров отметилась компания Mercedes-Benz. В 1954 году она представила двухместное купе 300 SL, за своеобразную конструкцию дверей получившее прозвище «крыло чайки». А  через три года появился и родстер. Легендарный 300 SL оснащался трёхлитровым двигателем мощностью 218 л.с. с непосредственным впрыском топлива. Кузов родстер появился вовсе не случайно, а ради повышения безопасности. В случае аварии двери купе, открывающиеся вверх, заклинивало, и пассажиры не могли выбраться из автомобиля. В автомобиле без крыши с этой проблемой уже не сталкивались. За всю историю «крыла чайки» было выпущено 1858 родстеров и 1400 автомобилей в кузове купе.

Вплоть до середины 80-х спрос на родстеры был существенно ограничен в первую очередь из-за высокой стоимости подобных авто. Содержать эти шикарные машины могли только очень состоятельные люди. Позднее производители стали осознавать, что можно было бы сделать пару шагов в сторону массовости и доступности.

Родстер Mercedes-Benz 300 SL «родился» из одноимённого купе, которое прозвали «крылатым» из-за того, что его двери открывались не привычным нам способом, а вертикально. Фото: Daimler AG

В погоне за мощностью

В 1984 году свою модель родстера представляет японский производитель: начинается производство нового двухместного спортивного автомобиля Toyota MR2. Среднемоторная компоновка, небольшая масса (998 кг), отлично настроенная подвеска и оборотистый 1,6-литровый мотор 4A-GE, который в зависимости от рынка сбыта развивал от 112 до 130 л.с., наделили японский родстер отличной управляемостью. В 1987 году двигатель объёмом 1,6 л получил турбонаддув, в результате чего мощность возросла до 145 л.с.

В 1988 году на творение Toyota последовал ответ из Германии. Компания BMW представила миру новый родстер BMW Z1. Кузов его был сварен из штампованных элементов, а днище создано по так называемой «сэндвичной» конструкции. Для снижения массы все наружные элементы выполнили из пластика, а главной «фишкой» Z1 стали опускающиеся в пороги двери.

Родстер комплектовался 2,5-литровым двигателем мощностью 170 л.с. от BMW E30 325i. Переднюю подвеску на амортизационных стойках также позаимствовали у «трёшки», а вот заднюю Z-образную разработали с нуля. Масса в 1250 кг позволяла BMW Z1 разгоняться до 100 км/ч менее, чем за восемь секунд, а «максималка» составляла 225 км/ч. Единственным недостатком высокотехнологичного BMW Z1 была его цена. Уже тогда она составляла более восьмидесяти тысяч немецких марок. Этим и объясняется, что производство модели свернули уже спустя два года.

В 1989 году Toyota выпустила MR2 второго поколения. Колёсная база выросла на 81мм, а длина на целых 240 мм (4170 мм). За своё сходство с Ferrari F355 родстер Toyota тут же окрестили «Ferrari для бедных», после чего для MR2 начали выпускать множество аэродинамических обвесов, которые ещё сильнее приближали японский родстер к дизайну легендарной итальянской конюшни. Toyota MR2 второго поколения оснащалась атмосферными двигателями 3S-GE объёмом 1,6 л и  мощностью 165 л.с. и наддувными агрегатами 3S-GTE, в которых с двух литров объёма удалось снять 220 л.с. В 1993 году в результате рестайлинга мощность 1,6-литрового двигателя увеличили до 180 л.с., а турбированный мотор стал выдавать 245 л.с.

Toyota MR2 третьего поколения выпускалась вплоть до 2007 года. В японской версии родстер назывался MR-S, а в Европе и США был известен как MR2-Spyder. Фото (Creative Commons license): Tommy Wong

Успех BMW Z1 вдохновил баварских инженеров. Было понятно, что автомобили в кузове родстер будут пользоваться популярностью, но требовался более массовый и доступный вариант. И в 1995 году на новом тогда заводе в Спартанбурге (штат Южная Каролина) стартовало производство нового спортивного BMW Z3, получившего выразительный дизайн, почти идеальную развесовку по осям и заднеприводную компоновку. Однако главным преимуществом стала  доступная цена. Низкий центр тяжести и конструкция передней и задней подвесок, заимствованная у BMW M3 E30, наделили родстер строптивым нравом, точностью реакций и отменным поведением в поворотах.

Первоначально BMW Z3 комплектовалась только четырёхцилиндровыми двигателями объёмом 1,8 л. Первый из них — 8-клапанный M43 мощностью 115 л.с., второй — 16-клапанный M44 мощностью 140 л.с. Для отлично настроенного шасси и спортивной управляемости этого было недостаточно, и в 1997 году на Z3 стали устанавливать 2,8-литровый рядный 6-цилиндровый двигатель мощностью 193 л.с., в 1999 году BMW Z3 получил 2,0-литровый мотор М52 мощностью 150 л.с., а уже спустя год — доработанную версию этого двигателя объёмом 2,2 л мощностью 170 л.с. На вершине модельной линейки BMW Z3, традиционно для баварского автопроизводителя, обосновалась BMW Z3 M, выпускавшаяся с 2001 по 2002 год. Заряженный родстер оснащался 3,2-литровым двигателем мощностью 321 л.с.

В середине 90-х управляющие компании Audi понимали, что если срочно не навязать конкуренцию Toyota, BMW и Mazda, то ниша родстеров будет безвозвратно потеряна. И в сентябре 1994 года в дизайн-центре компании в Калифорнии началась работа над первым родстером этой марки. В результате уже спустя год на Международном автосалоне во Франкфурте компания Audi представила концептуальное купе, получившее незамысловатое, но запоминающееся название TT (в честь ежегодной гонки Tourist Trophy, которая с 1905-го проводится на острове Мэн в Великобритании). Серийная версия купе Audi TT, построенная на базе VW Golf VI, была показана в 1998 году, а в сентябре 99-го свет увидел и родстер.

Родстер Audi TT. Фото: AUDI AG

Родстер комплектовался передне- и полноприводной трансмиссией Quattro. На выбор предлагались три варианта моторов. Базовый 1,8-литровый двигатель, устанавливаемый на переднеприводную модификацию, выдавал 150 л.с. Полноприводные модификации Audi ТТ оборудовались 180-сильным двигателем такого же объёма, а также 3,2-литровым V6 мощностью 225 л.с. Сначала TT-шки комплектовались только «механикой», но с 2003 года для этой модели стали предлагаться и автоматические трансмиссии S-Tronic.

Одновременно с родстером от Audi компания Toyota выпускает третье поколение своей знаменитой MR2, которое продержалось на конвейере до 2007 года. Родстер Toyota получил двигатель 1ZZ-FE объёмом 1,8 л мощностью 143 л.с. Последнее поколение MR2 выпускалось как с механической коробкой передач, так и с роботизированной трансмиссией.

В 1999 году появился ещё один представитель родстеров, который нельзя не отметить. На автовыставке в Женеве был представлен Honda S2000, выпуск которого был приурочен к пятидесятилетию японской компании. Японский родстер оснащался двухлитровым атмосферным (!) двигателем мощностью 240 л.с. Идеальная развесовка по осям, тесный кокпит, жёсткая подвеска — это серьёзный, почти гоночный автомобиль. Если держать обороты в пределах 6000 об/мин, то S2000 — это просто быстрый родстер, но как только вы начнете выкручивать оборотистый мотор в звон (до 8400 об/мин), то Honda незамедлительно отплатит чумовой динамикой.

Boxster, один из самых ярких представителей современных родстеров, появился на свет в Штутгарте, где базируется штаб-квартира Porsche. Новинка получила 220-сильный оппозитный 6-цилиндровый двигатель объёмом 2,7 л, который агрегировался с 5-ступенчатой механической или автоматической КПП. В 2000 году появилась модификация Porsche Boxster S. Её особенностью стал новый мотор объёмом 3,2 л мощностью 252 л.с.

Родстер Boxster S 2007 года. Фото: © 2009 Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG

В качестве дополнительной опции владельцы Boxster могли установить съёмную жёсткую крышу. Спустя пять лет пришла модель нового поколения. В ходе модернизации мощность модификации Boxster увеличилась на 25 л.с., а Boxster S — на 43 л.с. Кроме того, доработке подверглось шасси, а дизайнеры изменили дизайн кузова и салона.

Если сравнить первые родстеры, мощностью 18–40 л.с., с современными, мощность которых измеряется сотнями «лошадок» — они покажутся, вероятно, детскими шалостями инженеров. Но сегодня стоимость уцелевших экземпляров старых родстеров достигает полумиллиона долларов, а то и выше. Они становятся жемчужинами автомобильных коллекций и поводом особой гордости своих владельцев.

Ну а современные родстеры шагают в ногу со временем, меняются в угоду искушённому потребителю. Вот уже появились и родстеры–электромобили — Tesla Roadster, например. Какими станут родстеры лет через тридцать, сказать сложно, но вне всякого сомнения у этих машин на двоих всегда будут свои почитатели.

Руслан Галимов, 02.11.2009

 

Новости партнёров