Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Корейский барашек на казахской орбите

Качества нового корейского вседорожника «Мохав» тестируют на «пыльных тропинках» вокруг Байконура

«Это всего лишь груды металла!» — оглядывая установку, неодобрительно резюмировала подружка американского туриста, который прибыл на Байконур исключительно ради того, чтобы стать свидетелем запуска пилотируемой ракеты. Должно быть, вспомнила, в какую сумму им обошёлся этот «космический» вояж. Сколько средств и сил потребовалось, чтобы возвести в глухой степи эти «груды» — первый в истории человечества космодром — можно только догадываться. Но сегодня, увы, многие жители Казахстана воспринимают Байконур не иначе как свалку драгметаллов, на которой можно неплохо наживиться. Фото автора

«Шестнадцатый у десятого принял. Первый!». «Двадцатый у десятого принял. Приём!». Мы стоим на вертолётной площадке, в двух с половиной километрах от «Гагаринского старта». Всего через несколько минут отсюда будет запущен космический корабль «Союз-ТМ16», который доставит на МКС экипаж 21-й экспедиции. Помимо российского космонавта Максима Сураева и американского астронавта Джеффри Уильямса (Jeffrey Williams), бороздить просторы Вселенной отправляется седьмой космический турист — канадский миллиардер с красным носом циркача Ги Лалиберте (Guy Laliberté).

За происходящим на стартовом комплексе пристально следят не только жители Байконура и журналисты. Кто-то прибыл в эту окутанную легендами космическую гавань из других городов и стран — исключительно ради того, чтобы стать свидетелем очередного запуска пилотируемого космического аппарата. Подсуетились и некоторые турфирмы: включили в спектр услуг трёхдневный тур на Байконур, в программу которого входит наблюдение за запуском.

С такого расстояния стартовый комплекс кажется почти игрушечным — вокруг километры голой степи, не за что зацепиться глазу, чтобы прикинуть масштаб. Конечно, космодром вовсе не случайно вырос в этой глуши. Место для строительства выбирали очень скрупулёзно. Наличие большой незаселённой территории стало решающим фактором. Учитывались также близость к экватору, к крупным водной и железнодорожной магистралям, подходящие погодные условия (в 1950-х в этих местах было не менее трёхсот солнечных дней в году). Всем этим требованиям соответствовал район разъезда Тюра-Там Кызылординской области Казахстана.

Пока я предаюсь размышлениям, каким, должно быть, значимым, грандиозным событием была полвека назад стройка первого в истории человечества космодрома, из установленных на вертолётной площадке динамиков всё чаще вырываются хриплые резкие команды, смысл которых для нас, непосвящённых в тонкости космической кухни, остаётся загадкой. Все объективы журналистских фотокамер направлены на площадку № 2. Остаются считанные секунды до старта. По некоторым причинам для меня освоение космоса жителями Земли всё ещё остаётся фантастическим предприятием, поэтому происходящее на площадке особенно волнует. «То есть, по-твоему, эти люди сейчас отправятся в иные миры?», — ухмыляется один из моих спутников. Да, именно так: в иные миры, а может даже — в параллельную реальность!

Первого космического клоуна Ги Лалиберте отправили бороздить просторы Вселенной на «Союзе-ТМ16» с того же стартового комплекса, что и Юрия Гагарина. Фото автора

К счастью, час томительного ожидания подходит к концу — ракета с пылающим хвостом, оставляя за собой клубы пыли, начинает уходить в небо. Сопровождается всё это непривычным резким звуком. Отделяется первая ступень. Зрелище продолжается секунд тридцать, пока «Союз» окончательно не скрывается из вида, оставив за собой лишь белоснежное облачко. Можно вздохнуть с облегчением.

Этот пуск на Байконуре стал логическим завершением автопробега «Mohave. Звёздный старт», участники которого в течение трёх дней бороздили казахские просторы на новых вседорожниках Kia. Полторы тысячи километров разбитых дорог по маршруту Астана-Караганда-Жезказган-Кызылорда-Байконур стали суровым испытанием не только для автомобилей, но и для водителей. Старт на Байконуре для корейцев символичен: с «Киа Мохав» они планируют выйти на новую орбиту. Президент KIA Motors Rus Хан Чан Кюн (Han Chang Kyun) на презентации двух вседорожников (Mohave и Sorento второго поколения) в посольстве Республики Кореи в Москве так и заявил в своей речи: эти модели олицетворяют новый этап в развитии компании — этап, когда Kia начинает производить автомобили премиум-класса. Насколько удачен этот дебют, нам и предстояло оценить в ходе трёхдневного пробега Астана–Байконур.

Пренебрегая возможностью вздремнуть несколько часов после ночного перелёта, я отправилась знакомиться с утренней Астаной и её обитателями. Улыбчивая девушка-портье, у которой я попыталась выяснить, в какую сторону нужно двигаться, чтобы добраться до центра, заверила меня, что лучше взять такси или проехать на автобусе. До старого города, мол, очень далеко.

Прикинув, что Астана, в общем, город не такой уж и большой — всего чуть больше полумиллиона жителей — и фраза «очень далеко пешком до центра» значит вовсе не то же самое, что подобная же, сказанная, к примеру, в Москве, я решилась всё-таки на пешую прогулку.

То и дело в пути нам встречались небольшие стада лошадей. Казахская кухня богата блюдами из конины. Фото автора

Река Ишим разделила ставший 12 лет назад столицей Казахстана город на две части. Новая Астана (активно растущее левобережье) вызывает противоречивые чувства. Обзорная башня Байтерек, небоскрёб Транспорт Тауэр, Дворец мира и согласия — всё высокотехнологично, всё современно, много стекла и металла, но с холодком, без души. Эта часть города выглядит необжитой, выставленной напоказ. Гулять по Астане старой (правобережной) — заглянуть на местный базар, разглядывать узоры фасадов старых домов, пройтись по скверам и набережной солнечным осенним утром, — куда приятнее, и можно было растянуть прогулку на весь день, но подошло время отправляться в путь.

Для трёхдневного тест-драйва нам предложили пять автомобилей разной комплектации — от базовой до самой навороченной. Пока есть несколько минут до старта и вседорожники аккуратно выстроены в ряд перед гостиницей, разглядываю автомобили снаружи. Мощная решётка радиатора, большие колёсные арки с накладками другого цвета, всё довольно лаконично, сдержанно. Новый корейский флагман не отличается выдающейся внешностью. Броский и незаурядный — не про него. Первый эпитет, который приходит в голову, — мощный. Возможно, из-за размеров: 4880 мм в длину (колёсная база — 2895 мм) и 1915 мм в ширину. В длину «кореец» превышает размеры вседорожников Nissan Pathfinder, Honda Pilot и Hyundai ix55. В ширину превосходит Ford Explorer, Nissan Pathfinder и Mitsubishi Pajero. Именно в этот класс полноразмерных вседорожников метит производитель.

Вообще, «Мохав» известен на североамериканском рынке как Kia Borrego, что переводится с испанского как «барашек». В США авто продаётся с 2008 года, в октябре продажи начнутся и в России. По совершенно очевидным причинам на российском рынке «кореец» будет представлен под другим именем — лишённом в русском языке негативных коннотаций. Выбор пал на название калифорнийской пустыни Мохаве, где расположился испытательный полигон компании Kia.

Салон вседорожника представлен в нескольких вариантах: кожа, ткань или сочетание кожи и ткани. Фото: KIA Motors

Автомобиль семиместный. Честно говоря, мне довольно сложно себе представить ситуацию, в которой потребовалось бы перевести шесть пассажиров без груза (или с довольно небольшим грузом). Но тем не менее «Мохав» на это способен. Чтобы увеличить багажный отсек, можно сложить не только третий, но и второй ряд сидений; объём багажника при сложенном третьем ряде — 1220 л.

Первые несколько часов поездки мне предстояло провести в роли пассажира второго ряда сидений. Пока мы ехали в сторону области по идеально выложенным дорогам Астаны, просторный салон так и манил возможностью вздремнуть. Специальный вход для iPod и USB-носителей, три 12-вольтовые розетки, отклоняющаяся спинка сидений второго ряда, широкий подлокотник с подставкой для бутылок — все эти приятные мелочи облегчают жизнь. Салон просторный и эргономичный, в дальней дороге это становится особенно ценным.

Стоило, однако, выехать за границы города, как испытуемому пришлось двигаться по совершенно иного качества дорожному покрытию, а мне — пристегнуть ремень безопасности и быть готовой прыгать на кочках. «Мохав» оснащён рамной конструкцией и независимой подвеской. До Караганды мы добирались на автомобиле с пружинной подвеской: слабые стороны её уже начинают проявляться, но настоящие испытания ещё впереди.

В следующие дни дорожное покрытие будет ещё хуже — я забываю пристегнуться на заднем сиденье, подпрыгиваю несколько раз и ударяюсь головой о потолок. Зато когда наш экипаж пересел на автомобиль с электронным управлением задней пневмоподвески, мы все облегчённо вздохнули и расслабились — поездка стала куда более приятной и менее травмоопасной. Конечно, невелика вероятность того, что будущие владельцы корейского вседорожника подвергнут его столь суровым испытаниям, но, тем не менее, пружинная подвеска — очевидный недостаток модели.

Внедорожные свойства автомобиля испытывались в том числе и на дне высохшего солёного озера. Фото автора

В первый же день путешествия нам предстояло преодолеть спецучасток — сотню километров степных и полевых дорог — и отметиться на всех компостерах. Маршрут проходил через несколько небольших деревушек. Порой меня не покидало ощущение, что поселения эти заброшены уже с десяток лет — если бы не люди, которые нет-нет да и появлялись то на почти утопших в земле лавочках, то в окнах покосившихся домов. Всего час езды от Астаны, и перед нами совсем другой Казахстан. Башня Байтерек или Транспорт Тауэр на этом фоне начинают восприниматься как мираж в пустыне, а то и как галлюцинация.

На спецучастке мы двигались по спортивному навигатору, временами съезжали с грунтовки и начинали бороздить казахскую степь. С ухабами и небольшими канавами «кореец» справлялся без затруднений. Случалось, что в этой безлюдной степи вдруг навстречу появлялся ещё один «Мохав». Это, в общем, странно, потому как двигаться, по задумке, мы должны были в одном направлении. То ли экипаж сбился с курса, то ли ребята настойчиво искали заветные компостеры — неясно. Но это как кадры из абсурдисткого фильма. Представьте себе — в салоне машины играет хаус, смеркается, голая степь да поля, усыпанные ржавыми чайниками и дырявыми тазами, которые наш экипаж в шутку прозвал «космическим мусором» ... и пара новеньких начищенных до блеска корейских вседорожника, мчащихся навстречу друг другу.

Первое, что мне довелось оценить по достоинству, добравшись до руля, это встроенный 3,5'' ЖК-дисплей на зеркале заднего вида. Когда сдаёшь назад на незнакомой дороге в тёмное время суток, совсем небесполезная опция. Лично мне вариант со встроенным дисплеем на зеркале показался более удобным, чем камера заднего вида, экран которой встроен в центральную консоль, как, например, на Nissan Teana — так и не удалось приучить себя, сдавая назад, смотреть не на зеркало, а на монитор.

Самым сложным оказался третий день испытаний — нам предстояло проехать наибольший отрезок пути, от Жезказгана до Байконура. Жезказган — металлургическое сердце Казахстана, здесь работает один из крупнейших на территории постсоветского пространства медных комбинатов. Так что город выглядит соответствующим образом — как декорация к фильму «Сталкер», ну или «Груз-200». Стоило немного отъехать от Жезказгана, как мы оказались на дороге, которую и дорогой-то назвать язык не повернётся. Такое ощущение, что здесь лет эдак 20-30 назад выложили асфальт и благополучно про него забыли. Выбоины, ухабы, щебёнка. Порой разбитый асфальт переходит в грунтовку, и «Мохав» оставляет за собой клубы пыли. Но позволить себе ползти 60 км/ч мы не можем, поэтому несёмся, не щадя машину, на 100–120 км/ч.

Аттракционы в городском парке Байконура давно не работают. Фото автора

Свернув за минеральной водой в придорожную чайхану, мы встретили весёлую компанию обедающих казахов. На нас — людей в красных куртках с символикой Kia, увешанных фотоаппаратами, камерами и бейджами, они реагировали довольно бурно — с большим энтузиазмом всей толпой принялись обнимать, фотографировать и расспрашивать. Возможно, приезжие здесь редкость. Мне, однако, подумалось, что эти люди были бы рады любым попутчикам. Плотность населения Казахстана — 5,5 человек на квадратный километр (в Германии, к примеру, около 230 человек). Порой поверить, что их хотя бы пять-шесть на километр совсем непросто — от Жезказгана до Кызылорды мы не встретили ни одного поселения.

Помимо разбитых дорог, во время пробега тестируемым автомобилям приходилось преодолевать ряд спецучастков — карабкаться по склонам холмов, проехаться по дну солёного озера, преодолеть трассу по побережью Сырдарьи. Если верить многочисленным опросам, критерии оценки автомобиля мужчинами и женщинами не совпадают. Для последних при выборе авто важную роль играет безопасность транспортного средства. Так что пока мои спутники пытаются нащупать предел возможностей вседорожника, я стараюсь разобраться, как обстоят дела с системами активной и пассивной безопасности автомобиля. В этом плане у «Мохав» — полный порядок. Автомобиль напичкан под завязку: двухстадийные подушки безопасности, шторки безопасности на боковых окнах для всех трёх рядов, дисковые тормоза с системой ABS, система электронного распределения тормозных усилий (EBD), система помощи при торможении (BAS), электронная система стабилизации движения (ESC), противозаносная система (TCS), и система мониторинга давления в шинах (TPMS). И ещё пара фишек в помощь водителю. Первая — DAC, система помощи при спуске с крутых склонов, которая активируется с помощью кнопки и автоматически поддерживает скорость 8 км/ч без нажатия на педаль. Вторая — HAC, система помощи при подъёме на них, удерживая тормоз на пару секунд, она предотвращает откат автомобиля назад на крутом склоне. К тому же часть элементов кузова усилена — передние и средние стойки, передняя панель, задняя часть днища.

В технических характеристиках автомобиля заявлен расход топлива при смешанном цикле от 10,2 л/100 км (трёхлитровый дизельный V6 мощностью 250 л.с., с шестиступенчатой АКПП) до 11,6 л/100 км (3,8-литровый бензиновый V6 мощностью 274 л.с., с пятиступенчатой АКПП), на деле вышло больше, но не значительно.

Движение на крутых спусках облегачает система DAC (Downhill Assist Control), которая автоматически поддерживает скорость 8 км/ч без нажатия на педаль. Фото автора

В целом от корейской новинки остались, скорее, приятные впечатления. Kia ассоциируется с простыми и доступными авто, «Мохав», в общем, претендует на большее. Хорошая управляемость и проходимость, разумный расход топлива, комфортный салон. Да, есть свои недостатки и рассматривать его как потенциального полноправного участника в сегменте полноразмерных вседорожников премиум-класса, надо полагать, ещё рано. Тем не менее доля вседорожников на российском рынке продолжает расти, увеличивается и спрос на дизель — по всей видимости, корейский флагман найдёт своего покупателя.

Элла Бикмурзина, 07.10.2009

 

Новости партнёров