Хронограф
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Счастье одиночества на пользу здоровья

История медицины знает немало случаев, когда важные открытия делались людьми, удовлетворявшими своё любопытство без свидетелей

19 апреля 1943 года вошёл в историю как День велосипеда. Именно тогда химик Альберт Хофманн впервые намеренно принял дозу синтезированного им препарата и оправился домой на велосипеде. Весь путь его преследовали визуальные и звуковыю галлюцинации. Фото (Creative Commons license): jaqian

Чтобы эффективно решать серьёзные медико-биологические задачи, современные учёные предпочитают объединяться в исследовательские группы. Стоит вспомнить хотя бы проект «Геном человека» (Human Genome Project) — в расшифровке последовательности нуклеотидов, которые составляют ДНК человека, участвовали генетики из университетов и исследовательских центров США, Канады, Великобритании, Китая, Франции, Германии и Японии. Практически невозможно себе представить, чтобы при существующих технологиях это было под силу одному человеку.

Но вместе с тем история медицины знает множество примеров, как великие открытия совершались в одиночку — людьми, плывшими против течения, противостоявшими истеблишменту, роль которого играли определённые научные круги. Вспомните хотя бы историю с натуральной оспой — в 1797 году Лондонское королевское общество (The Royal Society of London for the Improvement of Natural Knowledge) отказалось публиковать многостраничный труд Эдварда Дженнера (Edward Jenner, 1749–1823,), где был обобщён его 25-летний опыт по профилактике болезни. Более того, против сельского врача из Глостершира восстало духовенство, публиковались карикатуры и памфлеты, где рассказывалось о том, что вакцинированные дети начинают вести себя подобно животным. Так что Дженнер ещё долгих 12 лет доказывал свою правоту.

И таких «одиночек» было немало. Они искали подтверждение своим смелым гипотезам, ставили рискованные эксперименты на себе, ошибались, снова искали, упрямо доказывали свою правоту научному сообществу, консервативному и закостеневшему. И всё это ради того, чтобы спасать жизни и избавлять людей от страданий.

Виктор Инер, 04.09.2009