Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Идеалы губят тело

Для современного человека опасны обе крайности: махнув на себя рукой, перестать бороться со слабостями, или вредить здоровью, следуя моде

  
Осматривая одежду, развешанную в магазинах на манекенах, трудно заметить, что пропорции манекенов далеки от человеческих. Фото автора

«Ого, как ты похудела!» — встречаю я подругу удивленным возгласом. «Десять дней на гречке без соли и сахара, плюс яблочный сок, массаж и спорт — и вот результат: минус пятнадцать киллограмов веса!» — подруга светится горделивой улыбкой.

Но я не могу ей позавидовать: за те десять лет, что я её знаю, по крайней мере раз в год она садится на очередную «чудо-диету», теряет 10–15 кг, которые набирает снова через месяц. Её поведение — типичный конформизм: среднестатистическая женщина проводит 31 год своей жизни на диете.

Плохая модель 

Современной женщине нелегко полюбить собственное тело: стереотипы, которые навязывает ей общество, сильнее здравого смысла. Начинается все с куклы Барби, чьи пропорции не имеют ничего общего с реальной живой женщиной. Для иллюстрации этого в Центре охраны здоровья университета Вандербильта (Wellness Resource Center Vanderbilt University) сделали куклу ростом с реального человека, но с сохранением всех пропорций, и оказалось, что она отвратительно длинна и худа. Из-за этого в её теле недостаточно места для многих жизненно важных органов. Например, у нее может быть либо трахея, либо пищевод, но и то и другое вместе в ней не уместятся. Учитывая комплекцию, логично предположить, что Барби дышит, но не ест. 

Следующий удар женщина получает, осматривая витрины магазинов. Как замечательно сидят модные наряды на манекенах! Однако не все знают, что о фигуре манекена мечтать бессмысленно: её пропорции тоже далеки от человеческих, и даже одежда тридцать восьмого европейского размера обычному манекену велика, её приходится подкалывать. Но даже о вожделенном размере 38 большинство реальных женщин не может и мечтать: объем груди для этого должен быть менее 80 см. 

Испанское правительство, известное своими очень современными взглядами и смелыми решениями, оказалось первым в мире, принявшим решение «уволить» слишком худые манекены и заменить их другими, с более реалистичными пропорциями. Это лишь одна из мер, направленных на исправление искаженных и вредных взглядов на женскую фигуру, сформировавшихся в обществе.

  
Рассматривая куклу Барби как идеал женской красоты, следует помнить, что приблизиться к нему можно, только пожертвовав некоторыми жизненно важным внутренними органами. Фото (Creative Commons License): Anne Siegel

Модная худоба

Мода вносит свою — и весьма значительную! — лепту в создание у средней женщины комплекса неполноценности: с обложек журналов на нее смотрят изумительно худые модели, представляя современный эталон красоты.

Сейчас уже трудно поверить, но до Твигги — знаменитой английской манекенщицы 1960-х годов прошлого века Лесли Хорнби, прозвище которой можно перевести как «веточка», — модели были просто красивыми женщинами с хорошей фигурой. Может быть, не всегда а-ля Софи Лорен, но и на современных «ходячих Барби» они не походили ничуть. 

Однажды обнаружив, что на «девушках-вешалках» (как неполиткорректно называли моделей в 1970-е годы) одежда выглядит существенно лучше, модельеры уже не смогли отказаться от высоких и худых моделей. Идеальная манекенщица сегодня — это юная девушка не менее 175 см ростом, с объемом груди 84–85 см, объемом талии 60 и бедер 90. Для большинства женщин эти размеры недостижимы даже при самой суровой диете — это вопрос конституции, а не процента жировой массы: модели обычно принадлежат к узкокостному типу. 

«Моделями рождаются», как справедливо заметили модельеры Доменико Дольче (Domenico Dolce) и Стефано Габбана (Stefano Gabbana) в интервью, данном итальянскому журналу «Vanity Fair». Знаменитые дизайнеры моды выразили точку зрения многих своих коллег: «Мы выбираем моделей определенной конституции, потому что их профессия — показывать одежду как можно лучше. Анорексия не провоцируется модой. Это психосоматическое заболевание, а значит, психологи и врачи, но не стилисты, должны заниматься здоровьем девушек».

  
Рене Зельвегер очень убедительна в роли Бриджит Джонс. В конце концов, ее героине удалось одержать победу в борьбе с собой и даже немного похудеть. Однако стоит помнить, что такая борьба порой оканчивается увечьями и серьезными проблемами со здоровьем независимо от того, какая сторона одерживает верх. Фото: Miramax Films/Universal Studios Inc.

В защиту «средиземноморского типа красоты»

Главный вопрос этого интервью был таков: что думают дизайнеры по поводу соглашения между Итальянской палатой моды (Camera Nazionale della Moda Italiana) и римской ассоциацией Кутюрье «Альта Рома» (Alta Roma), подписанного в декабре 2006 года.

После смерти от анорексии нескольких латиноамериканских моделей всего за несколько месяцев, во многих странах были приняты правила, ограничивающие выбор модельеров: девушки-модели должны быть не младше 16 лет и перед участием в работе должны представить сертификат от врача, подтверждающий нормальное состояние здоровья. В этих требованиях определенно есть здравый смысл, но сработает ли это на практике? 

В Испании к этому вопросу подошли жестко: там ввели эти требования в ранг закона, который применяется с осени 2006 года. На подиуме запретили появляться моделям с индексом массы тела ниже 18 — их вес должен быть не менее 55 кг при росте 1,75 м. «Все должны стремиться к тому, чтобы красота и здоровье шли рука об руку», — заявила министр здравоохранения Элена Сальгадо.

В марте этого года в книжных магазинах Италии появилась книга «Как щепка» (Come un chiodo), написанная министром по делам молодежи Джованной Меландри (Giovanna Melandri), в которой автор убеждает девушек любить себя такими, какие они есть, не прибегая к изнурительным диетам. Кроме того, в декабре 2006 года Меландри подписала уже упомянутое соглашение, заключенное при поддержке Летиции Моратти (Letizia Moratti), мэра итальянской модной столицы — Милана. Данное соглашение среди прочего предполагает, что модельеры станут включать в свои коллекции вещи 46 и 48 размеров, «продвигая таким образом средиземноморский тип красоты».

Дискриминация по признаку… лишнего веса

Предположим, что к индустрии моды можно действительно применить санкции и ввести разумные ограничения на стройность моделей. Но что делать с обществом в целом?
Общество «знает» твердо: умные и богатые — всегда стройные и красивые, в результате толстые нередко подвергаются дискриминации. Причем происходит это не только в младших классах средней школы: выяснилось, что людям с лишним весом труднее добиться успеха в жизни. 

Косвенным (зато очень убедительным!) примером может послужить Голливуд: если собрать вместе всех знаменитых артистов, толстым окажется один лишь Джек Блэк (Jack Black). Надо отдать ему должное: он считает свою полноту достоинством и даже в своем роде «эксклюзивом». И правда: кто в Голливуде рискнет набрать пару лишних киллограм, просто так, не для роли Бриджет Джонс?

Но среднему обладетелю лишнего веса не до шуток: американские исследования показывают, что среди руководителей компаний в девять раз меньше склонных к полноте (8%), чем среди их подчиненных (75%). А согласно статистике университетов Техаса и Мичигана, красивые люди зарабатывают в час на 5% больше, чем их менее привлекательные коллеги.

В России ситуация не лучше. «Полные люди зарабатывают меньше — это факт, — подтвердил корпоративный психолог Артур Гараганов в беседе с корреспондентом газеты „Новые известия“. — Дело даже не в самих лишних килограммах, а в том, как они влияют на самооценку человека. Долгое время я был консультантом у женщины-бухгалтера. Она считала себя непривлекательной и подсознательно демонстрировала свои проблемы на рабочем месте — держалась неуверенно, носила одежду, скрывающую полноту, постоянно что-то поправляла. Ей удалось изменить отношение к себе только после курса психотерапии. После этого она начала быстро подниматься по карьерной лестнице».

  
Модельеры Елены Миро считают, что хорошая одежда должна красиво смотреться на реальных (а не «модельных») людях. Фото: Elena Miro/Miroglio Group

О бедной толстушке замолвите слово

Исследования, проведенные в разных странах, подтвержадают, что полные женщины всегда страдают больше, чем полные мужчины. И объяснение этому довольно жестокое: мужчины могут хорошо себя чувствовать, даже обладая лишним весом и некрасивым телом, а женщины не могут — этого им не позволят другие женщины. Действительно, первое, что женщины, по собственным словам, замечают в других представительницах своего пола, — это комплекция и фигура, всего лишь 20% обращают внимание на лицо. Когда женщина смотрит на мужчину, она, напротив, первом делом замечает его лицо. При этом к фигуре потенциальной конкурентки требования всегда высокие, а к мужчине неизменно проявляется снисходительность. Результат — маниакальное стремление женщин довести свою фигуру до совершенства. 

Почти две трети женщин, принявших участие в опросе на сайте Closerdiets.com, считают, что они утратили способность нормально питаться, потому что постоянно стараются сохранить стройность. Лишь 1% опрошенных довольны своим телом, а 54% заявляют, что «ненавидят свое тело»: две трети из них — девушки в возрасте до 25 лет.

Интересное исследование провели среди студенток в возрасте до 25 лет в Аппалачинском университете (Appalachian State University). Студентки в произвольно образованных группах могли общаться друг с другом на любую тему, и однако чаще всего всплывала одна и та же тема: «я толстая и недовольна своим телом». Даже те участницы группы, которые были вполне довольны собой, сразу же присоединялись к разговору, заверяя других девушек, что тоже страдают от проблем с фигурой. Видимо, причиной тому — опасение быть отторгнутой из группы. Согласно результатам исследования, женщины испытавают изрядное давление общества, заставляющее их признать свою непривлекательность — напротив, верить в себя и считать себя красивой в таких условиях сложно.

Однако ненормальная и утомительная ситуация с диетами в наше время, кажется, доживает свой век. «Не нужно быть щепкой, чтобы достичь успеха в жизни» — такое послание все чаще получает женщина со страниц журналов, с экрана телевизора. Такие известные модные марки, как Марина Ринальди (Marina Rinaldi) и Елена Миро (Elena Miro), не только красиво одевают женщин с европейским размером 46 и более, но и оказываются невероятно успешными с точки зрения бизнеса. 

В 1998 году, запуская свою рекламную компанию «Ciao, magre!» (можно перевести с итальянского как «Привет, худышки!», но так же и как «Прощайте, худышки!»), руководство марки Elena Miro даже представить не могло, какой оглушительный успех она принесет. Сейчас эта история вошла в курсы социологии, преподающиеся в университете Боккони в Милане (Universita` Bocconi). Одежду компании всегда представляют манекенщицы 46 размера, и в агенствах моделей эти женщины слывут самыми спокойными, счастливыми и веселыми. Ещё бы — им не надо сидеть на диете! Никогда больше.

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:

 

Виктория Грегуольдо, 06.04.2007

 

Новости партнёров