Диктатура грибков изнутри и снаружи

Эстетические неудобства, доставляемые микозами ног и кожи, несравнимы с серьёзными последствиями микозов внутренних органов

Диктатура грибков изнутри и снаружи
Если определить грибковые поражения кожи бывает затруднительным, то на ногтях, как правило, грибок ни с чем не перепутаешь.
(Creative Commons license): goodcatmum

О том, что на наших покровах проживает множество микроорганизмов, людям хорошо известно. Ещё Антони ван Левенгук (Thonius Philips van Leeuwenhoek; 1632–1723) рассмотрел и описал таинственных «зверюшек», обитающих у нас по боком. Часть этих сожителей человеку просто необходима, она защищает его от патогенных микроорганизмов . Но другая часть — к примеру, грибки, облюбовавшие кожу , ногти, внутренние органы, — настроена враждебно и доставляет немало хлопот.

Грибы сочетают в себе признаки растений и животных. В это царство живых организимов входят и растущие в лесу опята, и плесневые, и дрожжевые грибы. На сегодняшний день известно более сотни тысяч видов грибов, и каждый год в мире описывают более тысячи новых видов. Некоторые из них способны вступать во взаимовыгодные отношения с окружающим миром, другие же — просто паразитируют на растениях или животных.

В среднем один человек из десяти на планете страдает от грибковых заболеваний. Распознать присутствие этих «захватчиков» на коже бывает непросто — зуд, покраснение, шелушение или уплотнение кожного покрова могут служить признаками множества заболеваний, включая и аллергию на косметику . В отличие от кожи, грибки на ногтях легко узнаваемы: ногтевые пластины теряют форму, меняют цвет, становятся ломкими или крошатся. Несмотря на одинаковые симптомы, тип патогенного грибка определить непросто.

Грибковые поражения вызывают неприятные ощущения, поэтому мы стараемся держаться подальше от очага заболеваний, от их носителя. Однако грибки могут присутствовать и на вполне здоровой коже, не вызывая болезненных симптомов. Так, исследовав микрофлору стоп около сотни человек, учёные их нигерийского Университета имени Ннамди Азикиве (Nnamdi Azikiwe University) установили, что в 78% случаев у здоровых людей на коже присутствуют грибки. Причём было выявлено четырнадцать различных видов, включая дрожжевые.

В ходе исследования также выяснилось, что области между пальцами стоп у мужчин более подвержены заселению грибками, чем у женщин. Правда, причина такого различия неизвестна: связана ли она с различием в гигиенических нормах — ещё предстоит установить. Тем не менее очевидно, что здоровая кожа служит прибежищем для многих типов грибков, и их присутствие на поверхности кожи не вызывает дискомфорта. В определённых же условиях такое соседство оборачивается неприятными заболеваниями.

Болезни, вызываемые грибками, называют микозами (от греческого «mykos» — «гриб»). При этом грибковые поражения кожи называют дерматомикозами, а ногтей — онихомикозами. Подхватить микоз можно от больного человека, через различные предметы: обувь, одежду, игрушки, спальные принадлежности . Так, исследователи из Университета Манчестера (University of Manchester) задались целью изучить микроскопических обитателей подушек. В журнале «Аллергия» (Allergy) были опубликованы результаты их изысканий: в каждой подушке учёные обнаружили более миллиона спор грибков, от четырёх до шестнадцати видов.

Располагают к инфекциям и механические повреждения кожи и ногтевых пластин. Зачастую в ранах могут поселиться грибки, то же происходит в трещинках ногтей. Группу риска составляют люди с пониженным иммунитетом . С возрастом, когда местный иммунитет кожи ослабевает, а ногтевые пластины становятся более хрупкими, частота развития грибковых заболеваний также увеличивается.

Диктатура грибков изнутри и снаружи
Чаще всего паразит, вызывающий микоз стоп, внедряется в кожу межпальцевых складок на ногах. Заподозрить его присутствие можно по характерным симптомам: кожа начинает шелушиться и отслаиваться, затем в этих местах появляются маленькие пузырьки, наполненные жидкостью. Когда пузырьки лопаются, на их месте появляются точечные воспаления, которые зудят и долго не заживают.
(Creative Commons license): Wim de Jong

Современная медицина делит микозы на несколько групп. Прежде всего, выделяют кератомикозы, которые поражают верхний слой кожи. Они менее заразны, чем остальные, и не вызывают воспалительных реакций, поскольку не проникают вглубь организма. Затем следуют эпидермомикозы. Это заразные микозы, которые поражают роговой слой, вызывая воспалительные реакции. Трихомикозы наиболее заразны, они способны поражать кожу, волосы и ногти.

Существуют и глубокие микозы, которые развиваются внутри организма, могут проникать во внутренние органы, проявляясь на коже в виде долгозаживающих язв. Например, дрожжеподобный грибок Histoplasma capsulatum, проникая во внутренние органы, приводит к увеличение печени и селезёнки, образованию язв в кишечнике, часто инфекция распространяется на костный мозг. Прогрессирующая форма заболевания способна привести к летальному исходу.

Большинство людей сталкивается с микозами, которые не доставляют серьёзных болезненных ощущений, хотя вызывают значительные неудобства и эстетические проблемы. Пожалуй, самый распространённый микоз — это эпидермофития стопы, относящаяся к группе эпидермомикозов. По статистике, 90% людей сталкиваются с таким микозом хотя бы раз в жизни. При эпидермофитии стопы чаще всего страдают области между пальцами стоп (обычно между четвёртым и пятым пальцами). Здесь тепло и влажно, а это — идеальные условия для развития грибка. Заразиться грибком легче всего в бассейне или общей душевой. Интересно, что некоторые люди устойчивы к развитию эпидермофитии стопы, другие, наоборот, слишком восприимчивы. Причина такой чувствительности к грибку неясна. Известно только, что люди, перенесшие грибок, легче заражаются им вновь. К счастью, этот микоз легко поддаётся лечению с помощью мазей и противогрибковых спреев.

Ещё одна грибковая неприятность — это перхоть на коже головы. Её появление часто связано с увеличением количества Pityrosporum ovale — грибка, который составляет часть нормальной микрофлоры кожи. В норме грибок метаболизирует триглицериды кожного сала, превращая их в олеиновую кислоту. Проникновение олеиновой кислоты в эпидермис чувствительных людей нарушает местный гомеостаз и приводит к отшелушиванию клеток. Таким образом, при повышенной активности сальных желёз популяция грибка растёт, количество олеиновой кислоты увеличивается, что служит фактором риска для появления перхоти.

Существуют грибки, которые могут поражать как кожу, ногти, так и слизистые оболочки. К примеру, дрожжевые грибки рода candida, которые доставляют немало хлопот женщинам, расселяются на коже в тёплых влажных местах: в подмышечных впадинах, вокруг анального отверстия, под грудью. Грибок может поражать и ногти, особенно если пальцы регулярно проводят долгое время в тёплой воде.

Диктатура грибков изнутри и снаружи
Большинство шампуней, которые позиционируются как средства от перхоти, способны лишь снять симптомы, но не решить проблему кардинально.
(Creative Commons license): beverlyislike

Грибки служат причиной целой группы заболеваний, которую называют лишаем. В действительности лишаи могут сильно отличаться по этиологии (причине возникновения) и симптоматике. Так, например, пёстрый лишай вызывают грибки рода Malassezia, чёрный лишай — грибки Exophiala. Названия лишая говорят сами за себя: при пёстром лишае кожа покрывается яркими пятнами, при чёрном — чаще страдают стопы и ладони, на которых образуются области тёмного цвета. Стригущий лишай поражает волосистую часть головы, может распространяться на кожу тела и на ногти. Под действием грибка рода Trichophyton кожа краснеет, шелушится, на голове появляются залысины.

Встречаются и довольно экзотичные грибковые поражения, например, «чёрный язык». При этом заболевании на языке появляются тёмные пятна, а сосочки заметно увеличиваются в размере (отсюда происходит второе название микоза — «чёрный волосатый язык»). А вот споротрихоз обрёл романтичное имя «болезнь розового шипа», или «болезнь садовника роз», поскольку может распространяться садовыми розами и поражает фермеров, садовников, людей, занятых в сельском хозяйстве. Помимо роз, грибок находит прибежище в земле, на многих растениях и проникает в кожу через мелкие порезы, царапины. Кошки также переносят споротрихоз, поэтому в группу риска попадают ветеринары.

Противогрибковый арсенал

Лечение грибковых заболеваний занимает от нескольких недель до многих месяцев. Первоначальная трудность заключается в том, что довольно сложно определить возбудителя неприятностей, ведь многие грибки вызывают схожие симптомы. Для диагностики микозов используют ряд методов, включая микросокпические исследования и культуральную диагностику. У больного берут пробу с поражённых участков кожи и ногтей, а затем тестируют устойчивость пробы к различным антигрибковым препаратам. Поскольку различные виды грибков чувствительны к различным фармацевтическим веществам, можно установить, какой конкретно грибок вызывает поражение.

С конца 1990-х годов в диагностие микозов стали активно использовать полимеразно-цепные реакции (ПЦР). В 1997 году лабораторные исследования, проведённые под руководством доктора Чоу (Chow J.W.) в медицинском институте госпиталя им. святого Георгия (St George’s Hospital Medical School) в Лондоне , подтвердили эффективность ПЦР-диагностики для выявления и определения микозов на ранних стадиях, когда проявления заболевания ещё не столь очевидны.

Диктатура грибков изнутри и снаружи
Подхватить грибок можно не только благодаря домашним животным, но даже растениям, например розам.
(Creative Commons license): Daniel R. Blume

После того, как возбудитель микоза установлен, начинается медикаментозное лечение. Всем, кто хоть раз боролся с этой напастью, хорошо известно, что избавиться от грибка порой бывает совсем непросто. В отличие от бактерий и вирусов , грибки довольно близки к клеткам человека, поэтому сложно создать лекарство, которое без ошибки распознаёт грибок и разрушает его, не затрагивая функций человеческого организма. Именно поэтому противогрибковые препараты остаются мало эффективными и часто вызывают побочные эффекты.

По химической природе и механизму действия противогрибковые лекарства делят на несколько групп. Так, препараты на основе полиенов содержат органические вещества с большим количеством ненасыщенных связей (полиены). Полиены способны встраиваться в клеточные мембраны. У грибков мембраны содержат особый стероид — эргостерол, который связывается с полиенами. В результате мембрана грибковых клеток становится более вязкой, в некоторых областях кристаллизуется, что приводит к вытеканию клеточного содержимого и гибели грибковых клеток. В отличие от грибков, клетки человека содержат стероид холестерин, поэтому нечувствительны к действию полиеновых препаратов. На основе полиенов выполнены такие лекарства, как нистатин, кандицин, римоцидин.

Особую группу противогрибковых препаратов составляют вещества, подавляющие активность фермента, который важен для синтеза эргостерола и формирования клеточной стенки грибков при размножении. По такому принципу действуют миконазол, кетоконазол и флуконазол.

Диктатура грибков изнутри и снаружи
Снимок липофильных дрожж (Malassezia lipophilis), полученный с помощью электронного микрографа. Уникальность этих грибков состоит в том, что они представляют собой яркий пример способности микроорганизма проявлять свойства комменсала (безвредного сожителя) или патогена в зависимости от условий окружающей среды и иммунитета хозяина. Кроме того, это единственный представитель микрофлоры человека, для жизнедеятельности которого необходимы жиры.
Janice Haney Carr/CDC

Противогрибковые препараты могут оказывать токсичный эффект на печень . Также показано их влияние на уровень эстрогенов человека. Именно поэтому противогрибковую терапию важно проводить под наблюдением врача, избегая самолечения. Поиск новых, более эффективных препаратов для борьбы с грибковыми заболеваниями продолжается.

В частности, особую трудность доставляет лечение грибковых заболеваний на ногтях, поскольку очаг поражения находится в глубине ногтя и недоступен для мазей. Компания NexMed заявила о разработке фармацевтического лака для ногтей под кодовым названием NM100060, который основан на действии тербинафина. Отличие лака от подобных продуктов, уже представленных на рынке, заключается во введении в рецептуру веществ, облегчающих проникновение вглубь ногтевой пластины. Ожидается, что лак поступит в продажу в 2010 году.

В разработке противогрибковых препаратов заинтересованы и такие крупные компании, как Шеринг Плау. В сотрудничестве с Anacor Pharmaceuticals эта компания в 2007 году объявила о разработке нового противогрибкового агента AN-2690 для локального применения. Результаты первой фазы клинических испытаний были опубликованы в журнале Current Opinion in Investigational Drugs.

Поскольку фармацевтическое лечение не всегда даёт желаемый результат и часто влечёт за собой серьёзные побочные эффекты, сейчас силы учёных направлены на поиски новых эффективных нефармацевтических подходов. Так, в 2008 году стал доступен новый метод борьбы с онихомикозами с помощью лазерной терапии , предложенный американской компанией PinPointe FootLaser system. Под действием лазерного излучения грибок погибает, и вновь растущая ногтевая пластина оказывается здоровой.

Не исключено, что в скором времени противогрибковая терапия станет возможна и с помощью других нефармацевтических воздействий, и эти недружелюбные «соседи», так похожие на нас и оттого неуязвимые, станут докучать нам куда меньше.