Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Европейцы лечатся от скуки азиатскими лекарствами

Не будь стран Востока, Европа давно задохнулась бы в религиозном вакууме


Четырнадцатиметровая статуя Будды во вьетнамском городе Нячанг. Этические принципы буддизма и христианства схожи, что послужило одной из причин большой популярности идей Шакьямуни на Западе. Фото (Creative Commons license): Petr & Bara Ruzicka

Историю взаимоотношений двух частей огромного континента Евразии — Запада и Востока — можно представить в виде трех больших циклов, разных по внешним формам, но единых по своей сути. Речь идет о повторяющемся алгоритме: изначально жесткое силовое противостояние Европы и Азии рано или поздно уступает место полной или частичной духовной капитуляции западного мира перед восточными религиозно-философскими системами. Первый этап этого процесса приходится на времена Римской империи. Период войн Рима с Парфянским царством и беспокойной Иудеей, начатый в I веке до н. э., по прошествии некоторого времени был дополнен процессом заимствования римским язычеством восточных божеств, например Адониса и Митры, с их экстатическими культами и образом умирающе-воскресающего бога. А в конечном итоге все завершилось вытеснением традиционной религии римлян христианством.

Вторым этапом, пожалуй, можно считать эпоху крестовых походов XI–XIII веков. На смену периоду изначального ожесточенного противостояния христиан и мусульман пришло время, когда восточная культура дала новый импульс духовному развитию Европы. Речь идет, с одной стороны, о появлении в христианском мире ранее не известных произведений античных авторов, в первую очередь Аристотеля (Ἀριστοτέλης, 384–322 до н.э.), оказавших огромное влияние сначала на схоластику, а потом и на философию эпохи Возрождения. С другой стороны, с Востока в Европу перекочевали принципиально новые религиозные учения, например манихейство, породившее еретические учения катаров и богомилов.

Наконец, третий, самый продолжительный этап, длится последние 700 лет: сначала бесконечные войны с Турцией, потом колонизация Южной Азии, подчинение европейским державам Китая… Казалось бы, восточная цивилизация доказала свое полное бессилие перед Европой. Однако массовое увлечение культурой Востока, начавшееся в 1960-х, с очевидностью показало, что Запад снова находится в духовном кризисе, и ему снова не хватает философско-религиозного оптимизма. Но не только этого. Интерес к Востоку, проявляемый на протяжении второй половины ХХ столетия, можно было бы назвать тотальным. Западному обществу интересно в Азии все: философия, религия, история, народы, обычаи… Дело в том, что для нас Восток превратился в идеальный мир, который кажется спокойнее, добрее, гармоничнее и глубже нашего. Любое напоминание о нем рождает позитивные эмоции. Азия — это место, куда можно мысленно эмигрировать от темпа и противоречий современной цивилизации. Наверное, это особенность Запада — забывать о том, что хорошо только там, где нас нет.

Принадлежности для японского чаепития. На Дальнем Востоке чаепитие — целое действо, со своей философией и ритуалом. Конечно, это привлекло интерес современных европейцев, для которых чай такая же банальность, как мытье рук. Фото (Creative Commons license): Hideyuki KAMON

Трудно найти дом, где не было бы кусочка Востока. У кого-то чайник с китайским драконом, у кого-то веер или кальян, а, может быть, биография Будды или даже Дао Дэ Цзин. А вот христианский молитвослов — редкость. И это понятно: мы знаем, что христианство требует от человека жесткого самоограничения, а буддизм или даосизм издалека представляются удачными наборами принципов (выбираемых произвольно), следуя которым можно получать ещё большее наслаждение от благ земной жизни.


Виктор Инер, 10.07.2009

 

Новости партнёров