Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Гиппохронный друг лучше автохтонных двух

Одомашнивание лошади произошло на 1500 лет позже, чем козы, овцы или коровы. Но должно было пройти еще несколько веков, чтобы человек понял — на лошади можно ездить

Согласно старинной арабской легенде, когда Аллах сотворил лошадь он сказал ей: «С тобой не сравнится ни одно животное; все земные сокровища лежат между твоими глазами. Ты будешь счастлива на всей земле и тебя будут ценить дороже всех существ, потому что тебе будет принадлежать любовь властелина земли. Ты будешь летать без крыльев и разить без меча». Фото (Фотобиблиотека ВС): fotojazz

Историки полагают, что впервые лошадь была приручена индоевропейцами, жившими в степях Приазовья, между Доном и Днепром. Было это примерно 6000 лет назад, в новом (позднем) каменном веке (неолите). Свидетельство тому — части роговых удил, которые находят в могильниках среднестоговской археологической культуры, названной так по урочищу Средний Стог, в Запорожье, где впервые были открыты характерные для нее памятники (фрагменты жилищ, хозяйственный инвентарь и оружие). А самые древние останки одомашненной лошади нашли на городище возле украинской деревеньки Дереивки. Вероятно, именно приручение лошади и послужило решающим стимулом к быстрому расселению индоевропейцев на просторах Евразийского континента. Началось новое историческое время, иногда именуемое гиппохронностью, то есть временем использования лошади. Первые же изображения скакунов, служащих человеку, принадлежат древним египтянам и датируются XVIII веком до н. э.

Лошадь была незаменима в хозяйстве, как, впрочем, и автохтонные — прирученные ранее — животные, но абсолютно исключительной была ее роль в военном деле. Недаром она занимает исключительное положение в мифологических системах разных народов. Так, знаменитое скандинавское Мировое Древо, модель вселенной, состоящей из нижнего, среднего и верхнего миров, именуется ясенем Иггдрасиль, что в переводе означает «конь Игга», то есть Одина — верховного военного бога. Можно вспомнить и солнечных богов, разъезжающих по небу на колесницах, запряженных конями, и исключительную важность конских жертвоприношений, характерных как для римлян, так и для германцев, и для славян. Кстати, именно отсюда ведет свое начало и наш деревенский «конек» на крышах — замена жертве богу солнца и грозы, которая, вероятно, сменила человеческие жертвоприношения при начале строительства жилища.

Да и современную жизнь трудно себе представить без лошадей. Конечно, им уже трудно тягаться с механизмами, но это что касается разве что сферы народного хозяйства. Сегодня лошадь — это, в первую очередь, предмет роскоши и гордости, объект зависти и игроцких страстей. А с другой стороны — символ уходящей патриархальности и близости к природе. В общем, каждый находит в этом изящном и сильном животном что-то свое. Но, может быть, самое главное заключается в том, что лошадь может пробудить в человеке любовь и ответить такой же любовью. И с ее стороны это чувство всегда будет абсолютно бескорыстным.

Битва всадника со змеем, алтайский петроглиф. Рисунки на алтайских скалах оставили после себя скифы — индоевропейский народ, живший в этих краях в VI–III веках до н.э. Мотив противостояния конного воина и чудовища характерен для мифологии всех индоевропейских народов. У славян это был бог грозы Перун, превратившийся в христианское время в Георгия Победоносца. Фото (Фотобиблиотека ВС): Дмитрий Виноградов
В Литве встречается ещё целина и подъём её плугом, сменившим соху в середине XIX века. Да и приметы остались старые: «Когда пашешь — не оглядывайся». А то потревоженные духи земли заморочат, и полоса пойдет криво. Фото (Фотобиблиотека ВС): Владас Стасишкис

 

В этом киносюжете показаны все стадии нехитрого процесса — изготовления монгольского кумыса. Есть тут и палка для взбивания кобыльего молока — главное орудие кумысоделия. По легенде, от названия такой палки происходит название столицы КиргизииБишкек, столь часто сейчас повторяемое в новостях. «Вокруг света-ТВ»

 

Китайская Астана в 50 км к востоку от Турфана, Синьцзян-Уйгурский автономный район. Эта Астана — не город, а комплекс могильников III–VIII веков. Туристы посещают расписанные яркими красками склепы, а у входов в них стоят современные скульптуры полулюдей-полуживотных, олицетворяющих знаки зодиака. Год Лошади не за горами: 2014-й. Фото (Фотобиблиотека ВС): Дмитрий Виноградов

 

Ежегодное родео в городе Филомат, штат Орегон. Вот так отважные всадники вяжут бычков каждый год в уикенд после 4 июля. Фото (Фотобиблиотека ВС): Александр Носков

 

Индеец сиу в музее Татанка, штат Южная Дакота. Здесь ещё можно увидеть, как не знавшие лошадей до XVI века индейцы преследуют бизонов верхом. Фото (Фотобиблиотека ВС): Василий Власов

Кавалерийский почетный эскорт — последнее конное воинское подразделение российской армии. На него можно полюбоваться каждую субботу в полдень, во время развода караулов Президентского полка. Церемония проходит с апреля по октябрь, пока нет снега. Фото (Фотобиблиотека ВС): Власова Наталья

 

Памятник воинам-куртатинцам, погибшим на Великой Отечественной войне. Скульптор Даурбек Цораев, Северная Осетия, 1971 год. Конь склонился к лицу воображаемого джигита, чтобы узнать, дышит ли его всадник. Если он ещё жив, конь будет пастись рядом, а если мёртв — вернётся в родное село. Фото (Фотобиблиотека ВС): ольга сергеева

 

Конный прыжок — дело непростое. Официальный рекорд в этом упражнении — 2,47 м — установила в Чили верховая лошадь по имени Гуасо 5 февраля 1949 года. Фото (Фотобиблиотека ВС): Борис Флорин
Заезд на Московском международном чемпионате наездников. Скачки — благородная азартная игра, разрешенная даже в Советском Союзе. А самый крупный выигрыш (по соотношению ставки и полученной суммы) на бегах был зафиксирован в Англии в 1995 году. Одна особа получила £153 644 за ставку в 5 пенсов. Фото (Фотобиблиотека ВС): Владимир Алимов

Подбор Альбомов, 09.04.2010

 

Новости партнёров