Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Золотые слезы Флоры

По тому, как организован парк, можно судить о ментальности общества, к которому принадлежал его создатель

Парки существовали ещё в Древнем Египте. Там искусственные насаждения окружали храмы и дворцы. Они занимали огромные площади и своей регулярной планировкой резко выделялись на фоне остальной природы, как бы заявляя о могуществе фараона, способного противопоставить творение рук человеческих творению богов. А вот древние греки, напротив, старались не нарушать естественного ритма, поэтому их парки повторяли хаотичность окружающего ландшафта. Однако это был не опасный, а упорядоченный хаос, усмиренный божественной волей. Стремясь материализовать базовое чувство безопасности, эллины устанавливали среди деревьев статуи богов и алтари для сакральных церемоний. Римляне наследовали эту традицию. Но они были первыми, кто украсил парки сложными (в отличие от Вавилона) гидротехническими сооружениями: искусственными водоёмами и фонтанами. Тем самым наследники Ромула и Рема в собственных глазах достигли творческого паритета с природой: мы не трогаем её красоту, но сами умеем творить ничуть не хуже.

Арабы в Средние века сумели оценить изящество цветка и спелого плода: в их парках почти не было диких деревьев, которые могли бы заслонить от солнца огромные цветочные клумбы. Китайцы и японцы старались, как и греки, воспроизвести дикую природу, но это должна была быть идеальная дикая природа, соответствующая всем требованиям фэн-шуй.

С XVI века начинается расцвет паркового искусства и в Европе. Появляются регулярные парки. Однако речь не шла о конфликте с Флорой. Европейский садовник был призван лишь убрать из природы все лишнее, что мешает человеку понять её изначальную гармонию, подчиняющуюся законам точных наук. В это же время появилась и новая деталь садового интерьера — фигурно постриженные кусты, служащие «каркасом» для композиций из деревьев и цветов. В моду входили диковинные растения из далёких стран. XVII–XVIII столетия стали настоящей золотой порой паркового искусства. Была разработана масса художественных приёмов, призванных показать, сколь чудной бывает объективная реальность, когда за неё возьмётся человек. Террасы, каскады, партеры… XIX век уже устал от этой роскоши. Входящий в моду романтизм требовал воскрешения дикой красоты. Тогда появились искусственно «запущенные» сады с «древними» руинами. Для того, чтобы ходить и грустить.

В конце XIX века ландшафтное искусство стало доступно массам. Сначала открылись общественные парки. Одним из первых был Английский парк в Мюнхене (Englischer Garten), ставший образцом для подражания. После падения монархий в России, Австро-Венгрии и Германии дворцовые сады этих страна открыли свои ворота для всех желающих.

Современный парк — это, как правило, незатейливая композиция из рядов деревьев, перемежаемых однотипными клумбами. Исключение — ботанические сады, созданные при научных институтах. В них действительно чувствуется и забота создателя, и осмысленность композиции. Последнее веяние «высокой» парковой моды — особое внимание к растениям, характерным для местности, где парк расположен: ведь горожане уже не могут назвать деревья, растущие у них под окном.

Парки, созданные с любовью и знанием дела, хороши в любое время года. Но все-таки осень — это их лучшая пора. Разве можно найти лучшее место, чтобы подвести промежуточные итоги текущей мимо жизни? Когда остаешься с этим один на один, становится тяжело. Когда делишься с кем-нибудь — понимаешь, что тебя слушают из вежливости. Жёлто-красный, плачущий листьями парк, пожалуй, лучший твой собеседник.

Вот так и человек: солнышко еще светит, а уже пора облетать. Фото (Фотобиблиотека ВС): Наталия Осипова
Иногда хочется раствориться в осенней сырости. Фото (Фотобиблиотека ВС): Павел Заславский aka west_wind
Всё приходит и уходит, остаются только камни. Фото (Фотобиблиотека ВС): Алексей Макарычев
Лучшее, что создала русская культура, — мир дворянской усадьбы XIX века. Фото (Фотобиблиотека ВС): jurie
Думал ли когда-нибудь Персей, что будет мокнуть под дождём  на окраине ойкумены? Фото (Фотобиблиотека ВС): Наталья Власова
Вальс бостон... Фото (Фотобиблиотека ВС): Алексей Палагин
Умиротворение. Бархатный сентябрь в Казахстане. Фото (Фотобиблиотека ВС): Анатолий Бутырин
Акварельная улыбка финской осени. Фото (Фотобиблиотека ВС): Елена Гомонова
У японцев во всём чувствуется вечность. Даже в осени. Фото (Фотобиблиотека ВС): Николай Пальшин
 

Подбор Альбомов, 28.08.2009

 

Новости партнёров