Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Повседневность в бронзе

Понадобилось пять тысяч лет, чтобы люди поняли, что тихая жизнь тихого человека тоже заслуживает памятника

На протяжении всей истории человечества было принято ставить памятники только героям, да знаменитостям. Они выразительно доминировали над массой серых спешащих людей, олицетворяя силу искусства и мощь государства, которое умело «пасет» свое безликое стадо. Но в бытовой картине мира памятники как атрибут официоза вытеснялись на периферию: они больше ассоциировались с юбилейными открытками, марками, фотоальбомами и буклетами… И ведь прошло совсем немного времени. Но постмодерну этого вполне хватило, чтобы поглумиться над всем святым и смешать все, что можно, и что нельзя.

Скульптура постмодерна принципиально иная. Она существует в общем с нами пространстве, и отношения с ними мы строим не по вертикали, а по горизонтали — свои же… Ее герои веселятся, играют с нами, мистифицируют, изображая живых людей. Получается своеобразный диалог. Диалог — вообще принцип культуры постмодерна: нет истины, есть мнение. В одиночестве мнение умирает.

Омск, улица Ленина. «Сантехник Степаныч» (Сергей Норышев, Игорь Вахитов, 1998). Из своего колодца «Степаныч» с грустной нежностью смотрит на другую сторону улицы: там на чугунной лавочке сидит «Любочка» — бедная чахоточная жена генерал-губернатора Западной Сибири Густава Христофоровича Госфорда (1851-1861). Добрые люди обычно в руку «Степанычу» вставляют папироску или ставят рядом кружку пива. Вместе с ним  любят фотографироваться молодожены, некоторые даже лежа. А у тех, кто посидит на плечах «Степаныча», целый год не будет проблем с санузлом. Фото (Фотобиблиотека ВС): Олег Потехин 

Париж, Монмартр. «Человек, проходящий сквозь стену» (Жан Маре, 1989). В этой скульптуре великий артист, сыгравший Фантомаса, увековечил образ своего друга — писателя Марселя Эме (1902–1967). Источником сюжета послужил одноименный рассказ Марселя. В нем простой бухгалтер получает необычный дар, которым обычно пользуются призраки. После множества приключений, уходя от возлюбленной, он навечно застревает в стене. Фото (Фотобиблиотека ВС): Ирина Нехорошкина

Череповец, Комсомольский сквер у площади Металлургов. Памятник сталеварам (2005). Маленький житель Череповца уверенно шагает навстречу техническому прогрессу. За кадром осталась фигура его отца, чей взгляд говорит о спокойствии за будущее сына. Фото (Фотобиблиотека ВС): Екатерина Мерзлякова aka Livniggle

Калининград. Кто эта девушка? Что это за дверь? Мы не знаем. Никаких поясняющих табличек рядом обнаружить не удалось. Калининград, бывший Кёнигсберг, — город, овеянный самыми невероятными легендами. Среди них есть повесть о несчастной Гретхен, жившей со старым мужем-деспотом. Ее служанка каждый день, незаметно ускользая через заднюю дверь, носила письма Гретхен к ее возлюбленному — одному молодому дворянину. Все кончилось плохо: и служанку, и Гретхен старый муж убил… Нет, пусть лучше, эта скульптура будет из другой легенды… Фото (Фотобиблиотека ВС): Сергей Тилигузов aka Archer39

Столица Андорры — Андорра-ла-Велья. Самая высокая столица в Европе (1055 м над уровнем моря), здесь есть откуда скатиться, причем не только на горных лыжах, но и на велосипеде. На художественный вкус лавелийцев, вероятно, сильно подействовали Жоан Миро и Сальвадор Дали. Да и неудивительно, Каталония тут совсем рядом. Кажется, что автор этой скульптурной группы еще увлекался и психоанализом, но любовь остается любовью, как бы ее не изобразили. Фото (Фотобиблиотека ВС): Андрей Чупров

Москва. Таганская улица. Памятник «Первому табурету земли русской» (2000). На этой табуретке можно было даже посидеть. Только лезть высоковато — 3 метра. Но ловкачи находились всегда, правда, требовался традиционный российский допинг. В конце концов, администрация Музея мебели, во дворе которого стоит памятник, «лавочку прикрыла». Теперь рядом с табуретом-переростком можно только фотографироваться. Лучше это делать вечером — очень красивая подсветка. Табурет был известен в России еще в IX веке. Автор памятника нам не известен, может быть, это народ. Фото (Фотобиблиотека ВС): Анна Камынина

Париж, Марэ. Неожиданный крохотный памятник портфелю без всяких пояснительных табличек нашелся в углу двора Шведского культурного центра. Нам повезло — дверь во двор была приоткрыта, внутри никого не было, и можно было спокойно осмотреть все закоулки. С другой стороны, не у кого было спросить, что это за памятник, когда и кем создан и зачем он понадобился.  Фото (Фотобиблиотека ВС): Егор Быковский

Томск. Набережная реки Томь. Памятник А. П. Чехову (Леонтий Усов, 2004). По дороге на Сахалин, Антон Павлович в своем дневнике написал: «Томск гроша медного не стоит... Скучнейший город... и люди здесь прескучнейшие... Город нетрезвый. Красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское... Грязь невылазная... но возникают и зачатки цивилизации... Обеды здесь отменные...» Памятник стоит около ресторана «Славянский базар». Надпись на нем гласит: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего ″Каштанку″». Фото (Фотобиблиотека ВС): Андрей Сорокин

Деревня Аренсал. Андорра. Этот турист-водохлеб всего 100 см ростом. Фото (Фотобиблиотека ВС): Андрей Чупров

Оденсе, Дания. Родина Ганса Христиана Андерсена. Этот город знаменит своими скульптурами, изображающими героев его сказок. Судя по всему, этот персонаж к ним не относится. Скорее, его можно соотнести со скандинавскими сагами и такими героями, как Брунгильда. Скульптура называется «Пробуждение» и располагается напротив оденского Таунс-Холла. Из дневника одной английской туристки: «Я так и не поняла, кто это, но дети очень веселятся, когда лазают по ней». Фото (Фотобиблиотека ВС): Александр Беловешкин

Подбор Альбомов, 16.01.2009

 

Новости партнёров