Польская колыбель русского книгопечатания
У Кракова есть все, чтобы считаться «жемчужиной славянского Ренессанса»: свой университет, карнавал и чернокнижники
![]() Королевский дворец на Вавельском холме. Когда в XVIII веке земли Польши отошли к Австрии, в Краковском дворце устроили казармы. Постепенно часть стен и старинных зданий были разобраны на кирпичи. Не желая мириться с гибелью национальной святыни, жители Кракова в начале ХХ века собрали выкуп — 3 504 609 австрийских крон, который выплатили австрийскому правительству за Вавель. В 1905 году солдаты ушли из замка, а спустя шесть лет покинули все Вавельское взгорье. Сразу же после этого начались реставрационные работы. После Первой мировой войны здесь был учрежден национальный музей. Главным его сокровищем является огромная коллекция гобеленов XV–XVII веков. Фото (
|
Краков — прежняя столица Польши, а ныне — сокровищница польской культуры, оплот национального самосознания, хранитель польской истории. Королевский замок на холме Вавель над городом, средневековая Рыночная площадь, старинные дома и костёлы — всё это мазки на портрете Кракова, одного из самых красивых городов Европы. На его солнечных часах на стене Мариацкого костёла время остановилось, и с башни храма, как в старину, трубит трубач, а в кафедральном соборе в гробницах почивают короли. Уступив роль столицы более молодой Варшаве, город бережно хранит своё наследие — память о важных событиях прошедших веков.
От первого поселения до столицы
Первые поселения на месте Кракова известны с VII–VIII веков. Переселенцев в эти края привлекли разнообразные природные ресурсы — олово, соль, сера, — стимулировавшие развитие ремесел . В IX веке на известняковом холме Вавель над Вислой было создано укреплённое поселение, обеспечивающее защиту расположенных рядом с ним населённых пунктов. Из поселений у подножия вавельского холма и вырос город Краков.
К X веку Краков стал крупным центром торговли. Чуть позже город уже чеканил монеты. А первый коронованный правитель Польши
![]() Первоначально на гербе Кракова изображался воин в шлеме и с треугольным щитом, опирающийся на копье. Современный герб города появился в XV веке. Три крепостные башни были символом вольного города, как, например, на гербах Данцига и Гамбурга. Их красный цвет обозначает храбрость. Ворота краковской городской стены открыты в знак гостеприимства. Коронованный орел — герб Польши — свидетельствует о том, что в Кракове была королевская резиденция. |
В 1320 году в вавельском кафедральном соборе был коронован князь
Золотой век
Время наивысшего расцвета Кракова длилось около ста лет — с конца XV до конца XVI века. В эту эпоху город был не только политическим, но и интеллектуальным центром Польши.
В 1364 году король
Благодаря финансовой и административной поддержке королевского двора и церкви на основе Краковского университета был создан крупный образовательный центр, который значительно продвинул вперёд науку того времени и выдвинул Краков в число передовых культурных центров Европы. В это время в Краков стекаются студенты со всей Польши, а также из стран Центральной Европы: Венгрии, Германии и Чехии. В университете могли учиться не только дворяне, но и дети мещан и даже крестьян.
В 1405 году в университете появилась кафедра математики и астрономии — одна из первых в Европе. Хорошая лабораторная база (астролябии, глобусы, армиллярные сферы) давала студентам возможность на практике усвоить навыки наблюдения за звездами. С 1491 по 1495 годы студентом университета был
Сохранилось старое главное университетское здание — Коллегиум Майус, оно находится на расстоянии одного квартала от Рыночной площади, на углу улиц святой Анны и Ягеллонской. Его купил король
XV–XVI века — период зарождения и стремительного развития книгопечатания в Польше. Около 1473 года в Кракове возникла первая в стране типография, основанная странствующим немецким печатником Каспером Штраубе (
![]() Внутренний двор Краковского университета. Среди выпускников этого учебного заведения были политический мыслитель и публицист
|
В архивной книге Краковского университета есть запись о том, что в 1532 году здесь был удостоен учёной степени бакалавра свободных наук «Иван сын Фёдора Москвитин». Некоторые исследователи считают, что эта запись относится к российскому первопечатнику Ивану Фёдорову (1510–1583).
Помимо развития науки и книгопечатания в понятие «золотой век» входит и взлёт аристократической ренессансной культуры при королевском дворе. Наивысшего расцвета придворная культура достигла во время правления двух последних королей из династии Ягеллонов —
Особенного размаха достигло придворное строительство. Самым выдающимся архитектурным проектом этого времени стала перестройка королевской резиденции. Готический дворец, построенный в XIV веке при Казимире Великом на месте первого романского дворца, стал тесен для придворных празднеств. По приказу Сигизмунда Старого в 1507–1536 годы дворец был капитально перестроен под руководством итальянских мастеров. На холме вырос ренессансный дворец-крепость, а оставшиеся здания готического дворца
Дворец образован четырьмя крыльями зданий, каждое из которых имеет башню на стыке двух фасадов. Особенно мастера постарались, при постройке внутреннего дворцового дворика, окаймлённого тремя ярусами галерей, разделённых чередующимися опорами, арками и балюстрадами. Каждый ярус иной высоты, но пропорции найдены настолько удачно, что всё здание пронизывает ощущение совершенной гармонии и лёгкости.
![]() Как рассказывает легенда, в пещере под Вавельским холмом жил дракон. Извести его удалось только сапожнику Скубе. Скуба сшил несколько овечьих шкур и набил их серой – получилось чучело, похожее на живую овцу. Это чучело он поставил перед драконьей пещерой. Как и следовало ожидать, дракон его съел. Но от его огненного дыхания сера в животе чудища загорелась. Оно стало пить воду из Вислы пока не лопнуло. В награду молодой сапожник взял в жёны королевскую дочку. Пещера под Вавельским холмом действительно существует. Теперь здесь музей. Рядом стоит известняковая скульптура дракона высотой около трёх метров. Примерно каждые десять минут у него из пасти вырывается огонь. Фото автора |
По всему замку развернулась анфилада залов. Западное крыло было отведено для королевы и придворных дам, южное — для короля и его приближённых. Главным украшением замка были залы третьего этажа. Здесь проходили королевские советы, принимали послов, устраивали праздничные церемонии и балы. Самыми великолепными были четыре зала: Сенаторский (он же Тронный), Посольский, Турнирный и зал Смотра Войск. С особенным старанием был украшен Посольский зал. Его опоясывает лента расписного фриза кисти Ганса Дюрера (
Ныне в королевском дворце музей. Открыты для посещения королевские покои, сокровищница и арсенал, а также выставка «Утраченный Вавель» — археологический заповедник с фрагментами зданий романского и дороманского периодов, в том числе ротонды Пресвятой Девы Марии (вторая половина X века), считающейся старейшим в Польше христианским храмом.
Кроме королевского дворца, образцом ренессансной архитектуры в Польше и символом «золотого века» стала Сигизмундова капелла, пристроенная в 1517–1533 годах к вавельскому кафедральному собору итальянцем Бартоломео Береччи (
Однако после того, как
Главная святыня
Главная святыня Кракова — кафедральный собор расположен на Вавельском холме рядом с королевским дворцом. Он представляет собой сочетание трех стилей: романского, готического и барочного. То здание, которое можно увидеть сегодня строилось с 1320 по 1364 годы. Это трёхнефная базилика из кирпича с белокаменными деталями, его фасад с крутым остроконечным завершением украшен узкими окнами и большой готической «розой» — символом колеса Фортуны. Интерьер собора производит впечатление величавой суровости. Декор отличается простотой: кирпич и камень, глухая кладка стен, узкие высокие окна.
![]() Первый собор на Вавельском холме месте был построен ещё в XI веке. В начале XII века его перестроили, сохранив прежний романский стиль. От второго храма сохранилась подземная часовня — крипта
|
В центре собора расположена серебряная рака с мощами
У мощей Станислава находился так называемый «алтарь Отчизны», к которому со времён Владислава Локетка возлагались военные трофеи. Именно к нему король Владислав Ягайло принес хоругви
Вдоль боковых нефов и в пристроенной к ним веренице капелл — гробницы польских монархов и епископов. Готические надгробия изображают королей и королев, лежащими на саркофагах в коронационной одежде, с регалиями в руках. Здесь также погребали национальных героев и великих поэтов. Так, в крипте святого Леонарда рядом с королями похоронены
Краковские легенды
В современную жизнь города вплетаются старинные легенды. Самая известная из них — легенда о краковском трубаче. В центре Старого города на Рыночной площади возвышается Мариацкий костёл с двумя башнями разной высоты (XIV век). Высокая башня была сторожевой. Смотрящий на ней звуком трубы оповещал жителей об открытии и закрытии городских ворот. Согласно легенде, некогда один такой трубач увидел приближающееся татарское войско. Не обращая внимание на вражеские стрелы, он принялся трубить, чтобы оповестить горожан о надвигающейся опасности. Вскоре одна из стрел попала ему в горло. С тех пор в память о герое каждый час на верху башни открывается окошко, в нём появляется труба и над площадью звучит протяжная мелодия, обрывающаяся за несколько тактов до окончания, в знак о преждевременной смерти смелого краковянина. Как в старину, труба играет четыре раза на четыре стороны света: сначала на Вавель — королю (на юг), потом на ратушу — городским властям (на запад), затем — в направлении
![]() В Кракове есть парк «Скалы Твардовского»: живописные отвесные скалы, в пещерах которых когда-то проводил свои опыты маг, сейчас используют для тренировок альпинисты. Фото (
|
Другая легенда повествует о Лайконике. Рассказывают, что некогда в XIII веке сплавщики леса на Висле увидели татарский отряд. Они заняли оборону и стойко держались на протяжении нескольких часов. В конце концов, им удалось убить татарского хана, после чего остальные отступили. Победителей встречал ликующий народ, а те гарцевали на конях, размахивали татарскими хоругвями и играли на дудках и бубнах. Один из них, некий Лайконик, вырядился в одежду убитого хана. В память об этом событии ежегодно в июне в Кракове отмечается праздник встречи Лайконика. Его сопровождает толпа наездников и музыкантов, расчищающих ему дорогу и исполняющих старые весёлые краковские мелодии. Лайконик доезжает до Рыночной площади, гарцует перед ней, ударяя деревянной булавой всех, кто попадается ему под руку. Считается, что удар Лайконика приносит счастье. По дороге люди угощают его и сопровождающих. Перед башней ратуши Лайконика встречает президент города и вручает ему символическую дань — горсть монет и бокал вина. Лайконик произносит тост за благополучие Кракова, исполняет танец с большими хоругвями и после этого начинается народное гулянье. Праздник Лайконика известен по всей Европе как аналог карнавала.
Герой еще одной легенды — чернокнижник XVI века пан Твардовский. Он жил на Рыночной площади в угловом доме у начала улицы Вищльной. Однажды в одной из краковских пещер, во время своих занятий магией, Твардовский подписал с дьяволом договор о том, что отдаёт ему свою душу. Взамен дьявол должен был исполнять все желания чернокнижника. Пан Твардовский был человеком с фантазией и желания имел иногда довольно необычные. Он, например, пожелал собрать всё серебро в Польше и сложить его под своим родным городом. Говорят, благодаря этому образовался серебряный рудник рядом с
Краков захватывает сразу. Достаточно пройти по Королевской дороге через Старый город, не спеша обойти огромную Рыночную площадь, послушать трубача, подняться на Вавель — и Вы поймете, что это действительно «Славянский Рим», как называл этот город Адам Мицкевич.
Мария Свиридова, 30.09.2008
Новости партнёров