Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Поморы плавают по морю

Жители южного побережья Кольского полуострова приглашают гостей со всей Скандинавии померяться с ними в силе и ловкости

Свои состязания поморы проводят на традиционных лодках, которые называют карбасами. Фото автора

Первый летний месяц на Кольском полуострове – удивительное время, солнце не садится за горизонт даже ночью, а оживающая от долгой зимы природа спешит обзавестись бушующей зеленью, чтобы успеть пронести свое волшебное благоухание через короткое северное лето. Величественные горы, хрустальные реки и озера, дремучие девственные леса и бурные моря впитывают в себя быстротечную жизнь лета, а скалы, камни, болота и тундры одеваются кружевом лишайников и мхов. И потому не случайно именно это время года было выбрано для праздников и забав коренных жителей севера.

Наибольшую популярность в последние несколько лет среди населения мурманской области приобрела поморская гребная регата, которая привлекает в северные края туристов не только из российских мегаполисов, но из ближайшей Скандинавии. Туристы стремятся сюда главным образом для того, чтобы прикоснуться к богатству бурных рек, а также культуре и обычаям поморов. В этом году регата проходила уже в девятый раз в поселке Умба, основанном на берегу двух глубоких заливов Белого моря. Гоняться в регате могут все желающие, но есть одно ограничение – соревнования проходят только на местных беломорских судах, называемых карбасами. Место, где традиционно проходит регата, называется Малая Пярь-губа.

Мы отправились в Умбу ранним довольно хмурым утром вместе с болельщиками и теми, кто изъявил желание попробовать свои силы в регате. Наш путь лежал почти через весь Кольский полуостров от Баренцева к Белому морю. К полудню мы таки добрались до места назначения, и тут на радость нам сквозь темные тучи пробились яркие лучи ласкового солнца. Кстати сказать, некоторые поклонники регаты приехали в Умбу на велосипедах, преодолев расстояние в 240 километров. Для этого им потребовалось два дня, в пути им пришлось останавливаться на ночлег в лесу.

 
Большинство домов в Умбе деревянные. Их построили еще в позапрошлом веке. Фото автора

Поселок Умба поражает своей почти нетронутой стариной. Такое впечатление, что обветшалые деревянные дома сохранились здесь со средних веков, со времен освоения этих краев поселенцами из Великого Новгорода.  Традиционные дома поморов отличаются своей стройностью – высокие, просторные, с окнами, обязательно  выходящими на море.

Церемония открытия праздника началась с приветствия участников и поднятия флага, после чего народ ринулся к берегу занимать места болельщиков и напутствовать свои команды. Своими корнями регата уходит в вековые поморские традиции. Каждый год накануне рыболовного сезона лучшие рыбаки собирались на берегу и плыли наперегонки до хороших тоневых участков. Кто первым достигал тони, тому она и доставалась. Примечательно, что лодки сшиты местными умельцами из дерева по всем правилам дедовской науки. Они надежны и проворны. Вопрос только в том, кто как умеет ими управлять, ведь для этого требуется немалая сила и ловкость. Современная регата проходит по несколько иной схеме. Первыми стартуют участники на карбасах и подъездках. Далее проходит женская гонка, затем – эстафета. С каждым годом эти старты привлекают все больше участников, в том числе и новичков.

Несмотря на огромную акваторию залива, где проходили соревнования, карбасы, на которых плыли женские команды, как-то нечаянно вдруг врезались друг в друга. В итоге одной из команд пришлось сойти с дистанции и покинуть гонку. Однако впечатления праздника у команды с этой потерей не угасли. А между тем, как бы не старались, участники из разных городов Мурманской области обогнать на своих карбасах жителей Умбы, как и на всех предыдущих регатах сделать им этого так и не удалось. Сколько бы силачей не садились за весла карбаса, вот только худощавые, но проворные и ловкие поморы, на соревнованиях всегда приходят первыми и остаются непобедимыми!

И это неудивительно,  ведь помор – это «тот, что живет возле моря», то есть житель прибрежной полосы. Переселившись сюда, они стали смешиваться с местными коренными жителями – карелами, саамами и ненцами. Земли Поморья оказались менее плодородными, чем земли северных русских княжеств, потому и земледелие имело здесь меньшее значение. Не было здесь и крепостного права. На берегах Белого моря русская земледельческая культура была преобразована в рыболовно-промысловую.

Главным кормильцем поморов было море. Они вели тресковые промыслы на Мурмане, били морского зверя, ловили семгу и селедку в Белом море. В местах промысла ставились сезонные поселения – тони, станы, избы, названиями, которых пестрит карта побережья. Промысловые экспедиции на Новую Землю и Шпицберген, который русские называли Грумантом, также не были чем-то необычным. Многие поморы были капитанами и занимались торговлей. Некоторые ставили дело на широкую ногу и владели несколькими судами. Поморы жили большими семьями и объединялись в сельские общины.

В XII–XV веках Поморье входило в земли Великого Новгорода, а в XV–XVII – Поморьем называли обширный экономический и административный район по берегам Белого моря, Онежского озера и вдоль рек Онега, Северная Двина, Мезень, Пинега, Печора, Кама и Вятка, вплоть до Урала. В началу XVI века Поморье присоединилось к Москве. Стоит заметить, что, несмотря на попытки ассимилировать поморов, они смогли сохранить свое этническое самосознание аж до наших дней.

 
По окончании гонки ее участники оставляют свои карбасы, чтобы продолжить веселье на берегу. Фото автора

Праздник поморов  – это не только регата. В эти дни вся Умба нарядна, вся гуляет и поет, а народ толпится  вокруг торговых рядов, где местные мастера и ремесленники Терского берега предлагают свои чудные изделия. Кроме прочего здесь можно приобрести редкие минералы ставролиты или аметистовую щетку со знаменитого мыса Корабль. Продолжают праздник «Поморские игрища» в рамках регаты, которые включают турнир силачей, шахматный турнир, заплыв моржей и состязания по армреслингу. Главный приз на них, как всегда, резиновая лодка.

Посещение регаты послужило нам хорошим поводом осмотреть местные достопримечательности. Пройтись по Терскому берегу – он хотя и невысок, но порой обрывается в море крутыми скалами. На этом чарующем берегу можно встретить удивительные природные достопримечательности. Поблуждать по каменному Умбскому лабиринту. Расположен он на мысе Аннин крест, находящемся в 13 км к западу от Умбы. По все вероятности, в древности на Кольском полуострове лабиринтов было довольно много – до 50, но большую часть из них не пощадило время, а местонахождение других, возможно, забыто. Сейчас их известно всего три.

Умбский лабиринт представляет собой выложенные кругами каменные спирали с наружным диаметром 12–15 метров, образующие замысловатый, запутанный рисунок проходов. Центральный вход размещен на противоположной от моря стороне. Время создания ориентировочно относится к XVIII–XVI векам до н.э. Точное предназначение не известно, они могли служить культовыми объектами, а могли использоваться в промысловых целях – возможно, в недалеком по геологическим меркам прошлом лабиринты находились в приливно-отливной зоне моря и попавшая туда во время прилива рыба не могла найти выход, когда вода отступала. Камни – либо сами, либо закрепленные с их помощью жерди – служили ловушкой для рыбы на отливе. Некоторые исследователи считают лабиринты могильными знаками над местами погребений, они якобы символизируют вход в подземное царство, у которого «при лунном свете танцуют эльфы и феи». И в самом деле, лабиринт завораживает своей таинственной энергетикой.

Не менее достойная внимания достопримечательность Терского берега – петроглифы района Канозера. Это одно из крупнейших скоплений неолитических рисунков на камне. К настоящему времени найдено более 300 рисунков, самые ранние из них относят к V  тысячелетию до нашей эры. Излюбленными сюжетами древних жителей этих мест были шаманы, киты, дикие животные, сцены охоты, солнце, символы плодородия. Эти петроглифы случайно обнаружились в 1997 году во время спортивно-исследовательской экспедиции. Говорят, что эти изображения имеют сходство практически со всеми стилями, применявшимися при изготовлении наскальных рисунков в других частях Скандинавии. Таким образом, в первобытное время здесь могло располагаться одно из важнейших святилищ Северной Европы!

Элина Билевская, 29.06.2006

 

Новости партнёров