Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Странные танцы в таинственных масках

Космогонические мифы пронизывают всю культуру одного из африканских народов на территории Мали

  
Мифология догонов — одна из самых развитых среди африканских народов. У них сложно устроенный космос и сложные взаимоотношения между богами. Все это находит свое отражение в масках и танцах. Фото: Александр Тягны-Рядно

В апреле—мае 2006 года мы с Александром Тягны-Рядно проехали в Мали от столицы Бамако до Страны Догонов; в октябре ВС опубликовал наш материал, вынеся на обложку фотографию темнокожего танцора с лицом, скрытым выразительной ушастой маской. Ритуальный танец в красочных, вырезанных из дерева масках, снят в селении Санга на плато Бандиагара. Это вовсе не значит, что нам повезло угодить прямехонько на праздник догонов, который проводится всего раз в году. Станцевали специально для нас, за соответствующее вознаграждение. Дело это для танцоров привычное: Мали — страна бедная, на четвертом месте с конца в ооновском рейтинге ИРЧП (индексов развития человеческого потенциала). Плато Бандиагара — территория, где вот уже несколько веков компактно живут догоны — находится примерно в 600 км на северо-восток от столицы страны Бамако; жизнь там непроста и скудна, и возможности заработать не упускает никто. 

Танец, фрагменты которого запечатлел Александр, продолжался около получаса. Зрелище было динамичное и яркое, молодые мужчины слаженно двигались под аккомпанемент задающих ритм барабанщиков и вокалистов, но меня что-то смущало. Будь я туристом, осваивающим мир через видоискатель, я, наверное, не ощутила бы ни малейшего дискомфорта и без тени сомнения щелкала бы фотоаппаратом, стремясь снять как можно больше. Но к догонам я ехала вовсе не за экзотическими кадрами. Происхождение этого африканского народа, о существовании которого европейцы узнали в 50-е годы прошлого века из работ французских этнографов Марселя Гриоля (Marcel Griaule, 1898–1956) и Жермены Дитерлен (Germaine Dieterlen, 1903–1999), окутано тайной, истоки которой, похоже, нужно искать в звездных мирах… 

Когда статьи Гриоля попались на глаза астрономам, выяснились любопытнейшие детали: получалось, что архаичная мифология «примитивных» догонов давно оперировала космогоническими знаниями, которые «цивилизованная» наука открыла только с появлением мощных оптических телескопов. Существование второй звезды системы Сириуса (открыта в 1862 году), вращающаяся галактика (в 1927 году), спиральные туманности (в 1950-м) — все эти элементы так или иначе присутствуют в догонских легендах. А сами эти знания догоны будто бы получили от бога, который спустился с третьей звезды Сириуса. Он явился в ковчеге, который вращался, и вращенье его поддерживалось «дыханием» через сопло… О существовании третьей звезды в системе Сириуса современной науке не известно ничего.

  
Город Дженне — наверное, самый известный из городов Мали. Во время выборов семи чудес света ХХI века 7 июля 2007 года находящаяся здесь мечеть Джингарей-бер дошла до финала, но в окончательный список все-таки не попала. Фото: Александр Тягны-Рядно

Гриоль и Дитерлен прожили у догонов 25 лет. Волею догонских жрецов Гриоль был посвящен в тайны народа. Ритуальные танцы догонов — один из способов «прочитать» их историю. Но много ли узнаешь, если вместо толстой книжки с картинками тебе за небольшую плату сунут два-три листочка с цитатами? Получасовой танец в Санге был, в сущности, такими вот «цитатником» для непритязательных туристов. Красочное, но выхолощенное действо, несущее лишь ничтожную часть того мощного энергетического заряда, что заключен в древнем ритуале, бледная переводная картинка вместо густого выразительного сюжета… К счастью (собственно, иначе и быть не могло…), плато Бандиагара — не то место, откуда, добравшись сюда издалека с определенной целью, уходишь с пустыми руками. Через пару часов после деревенского шоу я сидела за столом с молодыми людьми, чьи лица во время танца были скрыты гигантскими масками. Тридцатпятилетний Атемулу Доло и его двоюродный брат тридцатитрехлетний Понла Доло взялись провести со мной догонский «ликбез» — насколько это вообще возможно сделать экспромтом… 

То что в туристических справочниках легкомысленно именуется догонским «Фестивалем масок», на самом деле никакой не «фестиваль». То есть — не развлечение, в каковом качестве его привычно видеть праздным туристам. Танцы в масках — составная часть многозначных ритуальных церемоний: эпической Сиги, посвященной Прародителю догонов Номмо, и регулярных погребальных торжеств, именуемых «dama». Сиги — главная ритуальная церемония догонов, символизирующая период от смерти Номмо, созданного спустившимся с небес божеством Амма, до того момента, когда человек обрел способность облекать мысль в слова. Проводится она один раз в 60 лет. Её загодя готовит общество догонских жрецов, которых здесь называют «олубару»; длится Сиги по нескольку месяцев (а то и лет!), в течение которых мужчины в масках, танцуя, движутся от одной догонской деревни к другой. Маски — своего рода иероглифы, у каждой — свой смысл и своя функция. Это своеобразный язык, которым владеют олубару и который дозволено изучать только мужчинам, но не женщинам догонов. Главной маской Сиги является Большая Маска, она же Мать Масок. Раз в шестьдесят лет её изготавливают заново. Последняя церемония Сиги длилась с 1967 по 1973 год, время начала следующей — 2027-й.

А вот погребальные маскарады «dama» — похоже, именно их европейцы и записали в «фестивали» — проходят ежегодно. Цель этих погребальных церемоний состоит в том, чтобы с помощью танцев и древних ритуалов проводить души родственников, ушедших с земного плана, к месту их последнего упокоения. Тем, кто остается, праздник служит напоминанием: все и вся в этом мире связано незримыми узами. Одна из масок — канага — имеет длинное навершие и напоминает… антенну. Движения танцора, на голове которого надета высокая канага, символичны: нагибаясь, он касается маской земли, а затем, резко выпрямившись, обращает её к небесам, демонстрируя связь двух миров. Случается, что во время танца навершие ломается; это считается дурным знаком — в таком случае танец останавливают.

  
Относительно того, что именно символизирует маска канага, так и остается не выясненным до конца. По одной из версий, танец маски канага изображает эпизод космогонического мифа, когда на спустившийся с неба ковчег с прапредками напало гигантское мифическое насекомое и стало прогрызать его дно. Фото: Александр Тягны-Рядно

Ежегодная церемония посвящена всем тем, кто умер за время, минувшее с последнего «dama». Попасть на маскарад непросто — фиксированной даты его проведения попросту нет. Решение о том, когда он состоится, принимают олубару. Правда, делается это заранее — подготовка требует времени и средств, необходимых в частности, для изготовления масок. К маскам для платных «шоу» олубару отношения не имеют: это не более чем реквизит, оставшийся от последнего «dama», который участники догонской «самодеятельности» держат наготове в ожидании клича «Туристы приехали!». Вместе с танцорами Атемулу и Понлой за нашим столом сидел олубару из Санги — Аманиду Доло (эту фамилию носит половина селения). Он-то и сказал, как именно определяется время начала праздника «dama» — его назначают, «когда главная маска подает знак». От дальнейших расспросов — что именно за знак — олубару, невысокий худощавый человек лет пятидесяти, мягко уклонился. Сказал только: «Приезжайте ещё раз — покажу…». Я уже тогда понимала, что возвращение неизбежно. А это значит, что рассказ о настоящем, не напоказ, догонском танце масок ещё впереди.

Ольга Соколовская, 11.07.2007

 

Новости партнёров