Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Древние храмы из камня в Каменной стране

За тысячелетия своей истории армяне поклонялись разным богам. Но за то, как они это делали, никогда не было стыдно

  
За тысячелетия своего существования государство армян не раз меняло границы, название, столицу. Но гора Арарат, находящаяся сейчас на территории Турции, всегда была символом Армении. Ее тут можно увидеть почти из любого места. Фото Ирины Попович

Говорят, что в Армении нет горизонта. Куда ни глянь — всюду высятся горы. Поэтому Армению часто называют Карастан — Страна Камней. Но камни — это не так уж и плохо. Они бывают холодны и грубы, но в умелых руках искусных армянских мастеров камень превращается в произведение искусства, способное выразить душу народа! Поэтому на этом небольшом клочке земли, где растут до небес заснеженные горы, где текут хрустальные реки и теплое солнце освещает плодородные долины, можно встретить так много каменных чудес.

Диковины туфовой столицы

Еревану, страшно представить, почти 2789 лет! И в этом невероятно древнем городе, кстати сказать, тринадцатой по счету столице Армении, почти ничего не осталось от прежних времен — только руины крепости Эребуни, построенной царем государства Урарту (предшественники Армении) Агришти I в 782 г. до н.э. Эта крепость, как считают историки, и дала современное имя городу. Однако многие предпочитают верить красивой легенде о том, что название Еревана происходит от слова «Еревац!» — «вижу, виднеется», будто бы сказанного Ноем, спускавшимся с Арарата и увидевшим эту красивую долину, где и был основан первый город после потопа.

Многочисленные завоевания, осады, разграбления, длившееся с VII по XIX века, уничтожили все, что могло бы стать историческими достопримечательностями армянской столицы. Турки жгли то, что строили персы, персы рушили все, что возводили турки. Лишь в XX веке город приобрел свой индивидуальный и узнаваемый облик, во многом благодаря архитектору Александру Таманяну, который с 1924 года разрабатывал и претворял в жизнь генеральный план Еревана. Город строился по классическим канонам с элементами советской размашистости и монументальности, однако не обошлось и без влияния национальных элементов. Особенно это заметно в отделке зданий.

Издавна армяне, жители страны камней, использовали для строительства природный камень — базальт, мрамор и, главным образом, туф. Всего этого добра было много и в окрестных горах, и прямо под ногами. Например, туф — камень вулканического происхождения, очень легкий и прочный, да, к тому же, красивый, добывали прямо из пластов, на которых и построен Ереван. Добирались до залежей туфа и прямо на этом же месте строили дома. Но это еще в дореволюционные годы. В советские времена из туфа возводили все главные здания столицы и им же облицовывали стандартные многоэтажки, которые после такой «армянской модернизации» становились очень даже симпатичными. Из множества оттенков туфа в Ереване больше всего прижился бежево-розовый, отчего армянскую столицу стали именовать «розовым городом». «Ереван, выстроенный из вулканического туфа, гармоничный, как розовая роза» — писал латиноамериканский поэт Пабло Неруда. С розами связана одна трогательная городская легенда о старике Карабала, вечно неопрятном, в старом пальто и поношенной шляпе, который каждый день появлялся в Ереване с корзинкой свежих роз и раздаривал их всем окружающим женщинам. Этому старичку даже памятник поставили на улице Абовяна.

  
Монастырь Севванк. Традиционные армянские каменные стелы, хачкары, изготавливались из самых разных видов камня: гранита, базальта, туфа. По высеченным на них узорам можно проследить всю историю народа. Фото автора

Ереван располагается как бы на нескольких уровнях: верхнем, среднем и нижнем. Центр города лежит на ровном месте, но здесь есть и целые районы, располагающиеся прямо на склонах холмов. На возвышении находится и знаменитый музей древних рукописей Матенадаран, и монумент «Мать Армения», и довольно странное сооружение под название Каскад (некая конструкция из эскалаторов, лестниц и смотровых площадок). Странного в городе вообще достаточно — взять хотя бы вездесущие скульптуры из запчастей. А вот что приятно удивило, так это работающий даже зимой фонтан «Знаки Зодиака» перед кинотеатром «Москва». И, конечно же, почти отовсюду в Ереване виден библейский Арарат — символ Армении, находящийся в данное время на территории Турции. К сожалению, зимой город часто окутывают туманы, «загораживающие» вид на гору. Однако когда Арарат все-таки появляется — это действительно завораживающее зрелище. Лучшего символа для горной страны не найти.

Легенды непреступного острова

Армения не граничит с морями. Да это и ни к чему, ведь на территории страны есть настоящее чудо природы — озеро Севан, запрятанное среди гор на высоте 1916 м над уровнем моря и занимающее площадь в 1200 кв. км. Можно сказать, что Севан — это и есть совершенно уникальное, высокогорное армянское море, причем вулканического происхождения. «Высоко-высоко в горах, в огромной, образованной скалами чаще, лежит озеро Севан. Здесь Малый Кавказский хребет разделяется на две ветви. Горы разбегаются, но, кольцом охватив Севан, сходятся снова. Лежащее в их лоне озеро похоже на кусок лазури, упавшей с неба, чтобы смягчить и оживить мрачный облик склонившихся над водами вершин. А вершины эти кажутся сказочными великанами, вступившими в хоровод вокруг озера. Стали плечом к плечу, взялись за руки, повернулись друг к другу и, начав танец, окаменели...», — так описывает Севан Вахтанг Ананян, один из популярных армянских писателей. Он, как и все армяне, не может не восхищаться лазурной красотой озера.

На северо-западе Севана есть скалистый полуостров. На полуострове, если подняться по каменным ступеням на самую его вершину, среди множества древних хачкаров стоят два храма, сложенные из черного туфа. Это остатки построенного здесь в IX веке монастыря Севванк, что в переводе с армянского языка означает «Черный монастырь». Возможно, именно он и дал название всему озеру. С вершины скалы открывается потрясающий вид на Севан: с одной стороны перед тобой запорошенные снегом гладкие на вид горы, нежно обнимающие озеро, с другой — пологий берег, застроенный отелями и ресторанами, и спящие под солнечными зонтиками заснеженные пляжи. Сегодня главная достопримечательность полуострова — вот этот вид, когда прямо перед твоими глазами сливается в одно целое синева озера-моря и синева неба. Зимой здесь совсем тихо и пустынно, а ведь раньше, в IX веке, тут кипела жизнь и рождались легенды.

  
Озеро Севан зимой. Фото автора

В те давние времена, еще до того, как благодаря деятельности человека резко упал уровень воды в Севане, обнажив ранее скрытые под водой территории, полуостров был одиноким обособленным островом. От берега его отделяли примерно 3 км прозрачной воды, в которой водилось много рыбы. Сиг и даже знаменитая севанская форель, в настоящее время занесенная в Красную Книгу, в те времена еще свободно резвились и плескались в прохладных озерных водах. Монашеская обитель, разместившаяся на одиноком острове, жила тихо и скромно, скрываясь за оборонительными стенами. И не был бы этот монастырь так знаменит, если бы в конце IX века тут какое-то время не жил армянский царь Ашот II, прозванный за свой сильный характер Железным, и если бы в то время к берегам озера не вышли арабы во главе с полководцем Баширом, желающие захватить эти территории. Ашот Железный, имея в своем распоряжении очень малочисленный отряд, к которому присоединились монахи, несколько месяцев героически держал оборону, не давая врагам даже доплыть до острова, а потом дал сражение арабам и победил их. Как ему это удалось? История об этом умалчивает, зато говорят легенды.

Рассказывают, будто Ашоту помогала не только его недюжинная смекалка, но и сама природа. Когда на Севан спустился туман, армянский царь отправил по воде плоты с горящими на них кострами, и тем самым обманул неприятеля, пытающегося пробраться в белой мгле к острову. А потом, когда Ашот со своим малюсеньким отрядом, состоящим всего из ста воинов, совершал вылазку на берег, ему помогало яркое армянское солнце. Солнце слепило глаза арабам, и они не могли точно прицелиться по баркам царя, пуская стрелы наугад, попадая просто в воду. Остров с Черным Монастырем и после этих событий неоднократно подвергались набегам неприятеля: то бесчисленные орды Тамерлана нападут, то персы осадят. Однако монахи все время мужественно защищались, и прочность их обороны рождала новые легенды. Одна из них рассказывает о том, как враги, отчаявшись захватить неприступный остров, с помощью подкупленного армянского торговца провезли в монастырь своих воинов, спрятав их в бочках с провизией. Но хитрый «троянский» трюк врага был раскрыт, и захватчики полетели со скалы в севанскую воду прямо в тех же бочках, в которых и прибыли.

Иллюзии «Храма Солнца»

В местечке Гарни, на краю фантастически красивого горного ущелья, на дне которого многие тысячи лет прокладывает себе дорогу быстрая река Азат, стоит необыкновенный памятник армянской истории — настоящий эллинистический храм. Строгие ионические колонны, удивительно точные пропорции, симметричность, богатый орнамент на камне… Храм в Гарни — отличный пример греко-римского периптера, этакий упрощенный Парфенон. Удивительным кажется тот факт, что стоит этот языческий храм на территории Армении — страны, которая первой в мире официально приняла христианство в качестве государственной религии.

Возведение храма историки приписывают царю Трдату I (царствовал во второй половине I века), который в свое время посетил с дружественным визитом Рим. В еще более давние времена Гарни служила крепостью для урартского царя Аргишти I. А с III в. до н.э. по IV век здесь располагалась летняя резиденция армянских царей (Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов). Крепость затронули и опустошительные походы римских легионов по Армении в I в. Какое-то время даже бытовало мнение, что французское слово «гарнизон» родилось именно здесь: якобы Марк Антоний написал Клеопатре письмо, о том, что он соорудил военный лагерь у Гарни — гарнизон. Но это всего лишь красивая «этимологическая иллюзия».

  
Храм Гарни построен по канонам классической архитектуры. Это один из немногих хорошо сохранившихся памятников архитектуры, относящихся еще ко временам язычества. Об этом храме даже успел написать Тацит. Фото автора

Сейчас комплекс Гарни представляет собой развалины крепости с некогда мощными стенами, остатки дворцового комплекса, типичные римские бани с чудом сохранившейся древней мозаикой на полу и, конечно же, храм, в котором поклонялись богу солнца Митре. Статуя Митры стояла во внутреннем помещении храма на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие поклониться богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием. Периодически (вероятно, в дни солнцестояния) жрецы устраивали для прихожан своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на хорошо отполированный большой прямоугольный камень, закрепленный над входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в центре комнаты. От водной глади лучи тоже отражались и, на сей раз, освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо божественного Солнца.

В 1679 году по Армении прокатилось сильное землетрясение, разрушившее множество строений. Пострадал и храм в Гарни. Его обломки разлетелись по ущелью реки Азат. В 1966-1976 годах храм удалось восстановить благодаря опытным реставраторам и местным жителям, которые в течение нескольких лет собирали кусочки разрушенного здания по окрестным склонам. Сегодня святилище бога Солнца выглядит немного заштопанным: некоторые его части так и не были найдены или были слишком сильно разрушены, их заменили новыми, уже не обладающими той «античной древностью», однако эти современные «вставки» позволили сохранить целостность храма. И это еще одна иллюзия Гарни — языческий храм, которого уже не должно было быть, все еще возвышается над глубоким ущельем на фоне ожерелья заснеженных гор.

А вот одна из приятных особенностей Армении: можно любоваться памятником такого масштаба почти в полном одиночестве. Да, здесь бывают туристы, но далеко не в таких количествах, как, скажем, в Европе. В Гарни также периодически проходят музыкальные концерты. А в 1985 году здесь даже снимали Песню Года, после чего у Аллы Пугачевой «в душе родилось двустишье»:

О Гарни, Гарни, Гарни,
Крепость моей недоступной любви...

  
Монастырь Гехард знаменит своей скальной архитектурой. А еще, по преданию, тут некогда хранилось Копье Судьбы, которым легионер Лонгин прервал крестные страдания распятого Христа. Фото Ирины Попович

Сокровища Пещерного Монастыря

Пожалуй, одно из самый потрясающих каменных чудес Армении, «жемчужина гор», по словам Эдуардоса Межелайтиса, — пещерный монастырь Гехард (или Герард), первоначально называвшийся Айриванк. Он был основан в IV веке Григорием Просветителем — Первым Католикосом Армении. Монастырь, располагающийся наполовину в естественных пещерах, неоднократно подвергался нападениям сначала арабов, а потом турков-сельджуков. В XIII веке благодаря усилиям армянских князей из рода Закаре и Прошьянов здесь был возведен главный храм — Катогике, полупещерная часовня Святого Георгия, церковь Авазан, а затем зодчим Галдзагом прямо в монолите скалы была вырублена еще одна церковь Аствацацин и две княжеские усыпальницы. Тогда же монастырь получил название Гегардаванк — «Монастырь Копья». Сюда, если верить преданию, апостол Фаддей принес копье, которым римский воин пронзил сердце распятому Христу.

Посещение Гехарда — это возможность почувствовать себя героем приключенческого фильма, этаким исследователем-археологом. Зимой туристов здесь, как и в Гарни, очень мало. Поэтому можно в одиночестве и тишине полазить по многочисленным пещерам, кельям, пустынным усыпальницам, ощутить на себе успокаивающее величие гор, акустику внутренних помещений. Гехард скрывает множество сокровищ: то в одной из пещер наткнешься на маленького керамического ангелочка, такого трогательного, нежно-белого на фоне черных закопченных стен, то совершенно неожиданно попадешь в огромный торжественный зал с колоннами, то поднимешь голову вверх и увидишь невообразимую резьбу на потолке, а то вдруг в полумраке храма вспыхнет яркий свет — это лучи солнца пробьются через окошко. Одно старинное предание рассказывает о захватившем Гехард Тамерлане, который, думая, что в храме находятся невиданные богатства, излучающие яркий свет, попытался их схватить, но ухватил только пустоту.

И это было тайной чудодея,
А попросту — оптический обман.
Казалось, что молитвенно радея,
С простертыми руками Тамерлан
Застыл на месте, может, сожалея,
Что храма не взвалить на караван... 
Сиявуш Мамедзаде

На территории Гехарда находится также родник с чистой водой, которую почитают как священную. А если выйти за монастырские стены и перейти быстротекущую реку по симпатичному горбатому мостику, то можно попасть в еще одну пещеру, из недр которой открывается потрясающий вид на весь монастырский комплекс. Всюду в окрестностях Гехарда деревья увешаны разноцветными тесьмами. Это армянский обряд «матах»: ленточки завязывают, загадывая самое заветное желание. И, конечно же, в Гехарде можно найти множество разнообразных хачкаров, многие из которых монахи и паломники высекали прямо в скалах. Поистине, нет предела совершенству армянских мастеров-каменщиков. Они сумели в своих творениях запечатлеть духовный и культурный облик целой страны.

Как летопись, читал твои каменья я
Вдоль всех дорог, при солнце и во мгле,
Но глубже суть твою постиг, Армения,
Я в храме том, что выдолблен в скале.
С каким желанием и верой пламенной
Свой лик народ стремился сохранить,
Что смог в горе, в породе этой каменной
Такой приют для духа сотворить! 
Нил Гилевич

Татьяна Козаченко, 07.02.2007

 

Новости партнёров