Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

В гостях у баварской сказки

В Ротенбурге Рождество празднуют круглый год

  
Кажется, что Ротенбург спит под снегом. На самом деле город готовится к вечеру, когда на Рыночной площади начнется весёлый и красочный праздник. Фото: Rothenburg Tourismus Service

25 декабря — Рождество Христово по григорианскому календарю, государственный праздник почти в 150 странах мира, вместе с тем это один из самых важных и популярных семейных праздников. К нему готовятся заранее, чтобы провести самую главную ночь в году — с 24 на 25 декабря — вместе с родными. В такое время вспоминаются сказки, хочется оказаться в каком-нибудь маленьком средневековом городе, где живут феи и принцы, гномы и волшебники. Впрочем, в этом нет ничего невозможного: на Рождество фею и гнома можно встретить почти в любом маленьком немецком городке, не говоря уж о принцах и волшебниках.

Вольный имперский город

Один из них — Ротенбург-на-Таубере (Rothenburg ob der Tauber) — расположен в стороне от дороги Нюрнберг–Мангейм. Это поселение на реке Таубер известно с IX века, позже здесь была построена крепость, вокруг которой возник город. К XIII веку территория Ротенбурга увеличилась вдвое, город развивался и смог выкупить независимость во времена императора Конрада IV (Conrad IV, 1228–1254).

Благодаря этому в XIV–XV веках Ротенбург процветал: торговля была на подъеме, и горожане даже ввели собственную единицу измерения длин и весов. В Ротенбург, лежащий на пути из Вюрцбурга в Аугсбург, стремились торговцы и пилигримы. Деньги текли рекой, и символами благосостояния города служили церковь Якова, ратуша и внушительные дома, построенные в пределах крепостной стены. Город входил в двадцатку самых крупных городов Священной Римской империи германской нации: в пределах крепостной стены жили порядка 5,5 тысяч горожан, еще около 14 тысяч человек проживали в 163 окрестных деревнях.

Однако статус вольного города возлагал на его жителей и ряд обязанностей. Так, они были обязаны хранить запас зерна на целых два года, чтобы пережить неурожай или осаду в случае войны. Выбор зерна в качестве стратегического продукта объяснялся просто: свежее мясо стоило дешево, однако соль, которую можно было использовать в качестве консерванта, была недоступна для бедняков и называлась «белым золотом».

Другой почетной обязанностью горожан была охрана города. Его шесть ворот ежедневно запирались по вечерам. Ночью на крепостных стенах посменно дежурили отряды горожан, они помогали сторожам, которые одновременно заботились и об охране порядка в пределах городских стен. Город был поделен на шесть зон, и шесть сторожей совершали обход своих территорий с 8 часов вечера до 5 часов утра. Ежечасно, вместе с ударами часов на ратуше они трубили в рог, издавая каждый раз разные мелодии и давая тем самым знать жителям, что город находится под охраной. Также в случае необходимости ночные сторожа должны были поднять пожарную тревогу. В их обязанности вплоть до 1920 года входило и освещение города: они зажигали керосиновые лампы и уличные фонари.

  
На Рыночной площади Ротенбурга в течение года устраиваются всевозможные представления, в том числе профессиональный праздник Гильдии овцеводов и городской фестиваль. Но особенно красива площадь на Рождество. Фото: Rothenburg Tourismus Service

Рождение туристического центра

В результате Тридцатилетней войны (Dreissigjaehriger Krieg, 1618–1648) город был разрушен, половина его населения погибла в ходе боевых действий и от эпидемии чумы, которая не обходила стороной поселения, утопавшие в мусоре и нечистотах.

Ротенбург превратился в провинциальный городок и в 1802 году стал частью Баварии. Старый город начал возрождаться на волне романтизма первой половины XIX — начала XX веков. Он привлек к себе внимание многочисленных поэтов и художников (например, Людвига Рихтера (Ludwig Richter, 1803–1884), знаменитого автора иллюстраций к сказкам братьев Гримм, и Карла Шпицвега (Carl Spitzweg, 1808–1885), называвших его «франкским Иерусалимом». Благодаря тому, что Ротенбург сохранил свой средневековый облик, уже в XIX веке он получил солидную статью дохода для городской казны — туризм.

В 1945 году Ротенбург бомбили американские самолеты; пострадало 40 процентов строений. Однако город сдался и тем самым спасся от артиллерии: война закончилась для жителей Ротенбурга 17 апреля 1945 года. Сегодня он считается одним из самых красивых старых городов на юге Германии, а его ворота, как и прежде, запираются по вечерам.

Когда попадаешь за крепостную стену, представить себе не можешь, что ждет впереди: узкие улицы украшают кованые золотые вывески магазинчиков, мастерских и ресторанов. Владельцы магазинов как будто соревнуются между собой — у кого лучше украшены к Рождеству витрины? Стилизованный под старину экипаж предлагает услуги туристам, а улочки ведут к центру города, в рождественскую сказку.

Средневековые церкви и дома города, окружающие его мощные крепостные стены XIV века и долина реки Таубер становятся крохотными, если смотреть на них с обзорной площадки здания Ратуши, сохранившего черты сразу нескольких эпох. У его подножия шумит рождественский базар, который каждый год вот уже более пятисот лет устраивают на Рыночной площади. Да и сам город, украшенный разноцветными огнями и елками, превращается в зимнюю сказку. На улицах играют духовые оркестры, на площадях устраиваются театрализованные представления и танцы, проводятся экскурсии по самым таинственным закоулкам города, имеющим особую прелесть для романтиков. Недаром Ротенбург входит в популярный у туристов маршрут под названием «Романтический путь», который пролегает через Франконию, Баварскую Швабию и завершается в Альпах у сказочных замков баварского короля Людвига II.

Музей главного праздника

  
По замыслу создателей Музея, его посетители должны убедиться, что основные традиции празднования Рождества зародились именно в Германии. Фото: Käthe Wohlfahrt GmbH & Co. OHG

В Ротенбурге нельзя пройти мимо уникального комплекса — Музея немецкого Рождества и магазина «Рождественская деревня». Понять, где заканчивается музей и начинается магазин, довольно сложно: они расположились в пяти старинных городских домах, объединенных в единое целое. Когда-то здесь располагалась типография, а теперь эти помещения оформлены как заснеженная деревенька, которую можно обойти по кругу. 

Идея создать музей Рождества возникла у Вильгельма Вольфарта (Wilhelm Wohlfahrt) после того, как в 1977 году он открыл в Ротенбурге магазин елочных игрушек. Предприниматель начал изучать историю праздника и его традиции. Результатом стало появление в 1981 году экспозиции, где представлены многочисленные Санта-Клаусы, Щелкунчики, елочные игрушки и прочие рождественские украшения.

По экспонатам можно изучать историю Рождества Христова. Его впервые отметили 25 декабря 354 года в Риме, до этого времени праздник не имел точной привязки к дате. Конкретный день рождения Иисуса Христа был согласован церковными иерархами с историками и астрономами, также на дату повлияли и языческие праздники, отмечаемые в период зимнего солнцестояния. В Германии Рождество впервые официально праздновалось в 813 году в Майнце, хотя сам термин «Рождество» появился в 1170 году в поэме баварского поэта Шперфогеля (Spervogel).

До XIV века рождественские торжества были исключительно религиозной церемонией, проходящей в церквях и монастырях. Лишь в XVII веке Рождество начали праздновать дома, а к XIX веку оно стало неотъемлемой частью немецкой культуры, особенно среди аристократов и среднего класса, хотя в рабочих семьях не отмечали этот праздник до конца XIX века.

  
Вера в то, что добрый дедушка принесет всем подарки на Рождество, — часть древней сказки, которая должна научить ребёнка добру. Фото: Käthe Wohlfahrt GmbH & Co. OHG

Елка и добрый дедушка

Первые упоминания о елке, украшенной Гильдией пекарей Фрайбурга, относятся к 1419 году. Как и их предки-язычники, немцы украсили дерево яблоками, вафлями, орехами и имбирными пряниками. Позже на дерево стали вешать бумажные цветы, конфеты, сыры и колбаски, чтобы доставить радость детям. Те украшения, конечно, не дошли до наших дней, однако предметы, что вешали немцы на елку до 1950-х годов, можно увидеть в залах музея.

С развитием технологий в XIX веке появились стеклянные, бумажные, хлопковые, проволочные и оловянные игрушки (каждая земля Германии использовала различные материалы при создании елочных игрушек). Примерно с 1880 года традиция украшать елку накануне Рождества стала частью праздника, а по стилю художественного оформления можно было судить о социальном статусе семьи.

Вплоть до второй половины XVI века в Германии праздновали день святого Николая, епископа Мирского (Sankt Nikolaus von Myra). По легендам, в IV веке он одаривал бедных жителей Мир подарками и воскрешал мертвых. Святой Николай приносил детям подарки в ночь на 6 декабря.

Однако позднее в протестантских землях образ святого Николая заменили младенец Иисус и рождественский Дед. Приблизительно в начале XX века традиция дарить детям подарки перешла с 6 декабря — Дня святого Николая — на 25 декабря, символизируя собой дар волхвов маленькому Иисусу.

  
В середине декабря Санта Клаусы — скалолазы появляются на стенах домов в Мюнхене и других европейских городах. Фото автора

В начале XIX века появился в Германии и рождественский Дед (Weihnachtsmann), ставший со временем популярным персонажем на празднике Рождества. В 1820 году он был упомянут как синоним младенца Иисуса (Christkind) в словаре Гримма. Деда воспел в рождественской песенке и Хоффман фон Фаллерслебен (Hoffmann von Fallersleben, 1798–1874), написавший незатейливые стихи о Рождественском деде, который завтра приедет с подарками (Morgen kommt der Weihnachtsmann, kommt mit seinen Gaben).

Впрочем, до поры до времени Дед и Младенец Иисус не встречались: первый одаривал детей центральной Германии, а также жителей ее северных и восточных территорий. Младенец же дарил подарки на западе, юго-западе и юге Германии, а также в Силезии.

Рождественский Дед был добродушным пожилым человеком с длинной белой бородой, одетым в красный тулуп с белым капюшоном, с мешком и хлыстом, которым он наказывает непослушных детей. Хотя порой в изображении Деда мелькало обличие епископа: строгий вид, длинное мешковатое пальто темных или красных тонов. Однако к 1900-м годам образ Деда устоялся, он стал похож на своего американского коллегу Санта-Клауса.

Шахтерские поделки

К исконно немецким символам Рождества можно отнести другие экспонаты музея — всевозможные пирамиды, подсвечники и люстры, которые жители Рудных гор мастерили к празднику. Кризис горной промышленности и снижение цен на серебро в XVI–XVII веках вынудили жителей Саксонии — шахтеров — искать дополнительные заработки. Поделки из дерева со временем стали народными промыслами.

Считается, что прообразом многоярусных рождественских пирамид, которыми в XVIII веке украшали церкви, были саксонские конструкции XV века, в которых теплый воздух вращал диски, и похоронные принадлежности, используемые в Богемии. Такие пирамиды появились около 1800 года в Берлине и Тюрингии. И если первые рождественские пирамиды украшали церкви, то с началом их промышленного производства в 1902 году они стали популярным домашним украшением, а в 1933 году впервые украсили города. Классическими сценками в рядах пирамид считаются изображения рождения Христа и трех волхвов, лесные сцены с животными, шахтеры и их быт.

  
Из снимков золотых вывесок Ротенбурга можно составить отдельную фотогалерею. Фото автора

Еще одним шахтерским изобретением являются люстры, которые изначально использовались в шахтах, а затем стали популярны в первой половине XIX века в связи с Рождеством. И если вначале медные люстры украшали церкви, то позже их деревянные аналоги, украшенные резными фигурками ангелов, вошли в дома простых граждан.

Шахтеры придумали и рождественские подсвечники в форме арки или дуги — они напоминали рабочим арочный вход в шахту. По традиции, в Сочельник в шахте проходили мессы, а зажженные светильники вешались у дугообразного входа в забой. Такую конструкцию — освещенную дугу (арку) в виде подсвечника — по легенде впервые создал черный кузнец Йохан Теллер в 1726 году. А самая старая из сохранившихся арок датируется 1778 годом. Среди первых сюжетов, которые обыгрывали персонажи, украшавшие арки, были библейские рассказы, позже им на смену пришли сценки из шахтерской жизни.

До начала XX века все подсвечники создавались вручную и были дорогим подарком мастера, однако позже они попали в массовое производство. Ими стали украшать не только церкви и дома, но и площади городов, где располагались рождественские рынки. Однако существовали и обычные подсвечники с резными фигурками ангелов и шахтеров. По числу таких подсвечников, стоящих в окне дома жителя Рудных гор, можно было определить, сколько в семье детей и какого они пола.

Еще один персонаж выставки был знаком мне с детства — это курилка. Разнообразные фигурки курилок стали популярны в Германии в XIX веке, когда в стране стало модным курение. Шахтеры и лесники, почтальоны и турки, курящие трубку (символ Востока для немцев), стали любимыми персонажами у мастеров, которые придумали оригинальный способ курения ладана в домашних условиях, — ароматические смолы и смеси трав всегда были частью рождественской церковной традиции.

Метаморфозы орехоколов

  
Даже такой незамысловатый предмет, как щипцы для колки орехов, можно превратить в произведение искусства. Фото: Käthe Wohlfahrt GmbH & Co. OHG

В музее представлена крупнейшая в мире частная коллекция Щелкунчиков. Их, в количестве 458 штук, собирал по всему миру Адольф Хайденрайх (Adolf Heidenreich). Экспозиция рассказывает о пятисотлетней истории этой игрушки. Когда появился первый Щелкунчик и как он выглядел, не знает никто, ведь орехи издавна входили в рацион человека. Идея сохранить свои зубы в целости и привела его к созданию Щелкунчика. Первые упоминания о щипцах для орехов в виде двух рук относятся к IV веку до нашей эры, есть и сведения об использовании щипцов в 1372 году. В эпоху Возрождения орехоколы были популярны у аристократов и высокопоставленных священников. В Тюрингии Щелкунчики были известны с 1735 года, однако на территории области Рудных гор они не были популярны до середины XIX века. В 1851 году была издана иллюстрированная книга сказок Гофмана (Ernst Theodor Amadeus Wilhelm Hoffmann, 1776–1822) «Щелкунчик и Мышиный король». Рождественская сказка сделала популярным главного героя, а массовое производство позволило покупать Щелкунчиков всем слоям населения.

Орехоколы делались из твердых пород дерева (предпочтение отдавалось самшиту), металла и очень редко — из фарфора или слоновой кости. По основным рабочим инструментам можно выделить Щелкунчики-пестики, плоскогубцы и винты.

В 1865 годе семья Фохтнер (Fuchtner) создала первый образец Щелкунчика Рудных гор. Для создания Короля Орехов требовалось 130 этапов. 35-снатиметровый Щелкунчик, напоминавший весельчака, был снабжен винтовым механизмом, как в сказке Гофмана. Создатели разукрашивали свои фигурки в красно-желтые или сине-оранжевые тона. Однородный жакет украшали простыми точками и линиями. На голове красовалась каска шахтера или золотые полоски, напоминавшие корону. Глаза, усы и ноги были сделаны из массы, подобной тесту. Кожа кролика использовалась для волос и козлиной бородки.

  
Рождественский рынок (Reiterlesmarkt) у Ратуши работает круглый год и считается одним из самых красивых и интересных в Германии. Фото: Rothenburg Tourismus Service

К началу XX века Щелкунчики преобразились, они стали похожи на мрачных старых солдат, лесников, полицейских и пожарных. А с легкой руки мастера Рихарда Лангера (Richard Langer, 1887–1957) в 1910-х годах Щелкунчик стал коренастым мужичком с круглым носом-пуговкой и треуголкой.

Сегодня на выставке представлены разные «орехоколы» — большие и маленькие, незатейливые и художественно оформленные, простые и сложные, воплотившие в механике все технические замыслы создателя. Самый большой из представленных на выставке Щелкунчиков достигает 3,8 метра.

Можно долго бродить по залам музея, рассматривая в подробностях все элементы и игрушки немецкого Рождества. А потом спуститься вниз, в магазин, который практически сливается с музеем, и купить близким рождественские подарки в любое время года: шары и шишки, пирамиды и гирлянды, как и всевозможные сувениры, так и просят, чтобы их взяли с собой.

А после, нагулявшись по зимнему городу и музею-магазину, очень приятно посидеть с чашкой глинтвейна и местным пирожным — «снежком» (Schneeballe), тесто которого по вкусу напоминает наш «хворост», в маленьком кафе, наблюдая, как тысячи туристов гуляют по улицам средневекового сказочного города.

 

Фото в анонсе статьи на главной странице: Внутренний дворик в Музее Рождества в Ротенбурге. Фото: Käthe Wohlfahrt GmbH & Co. OHG

Марина Бродская, 25.12.2006

 

Новости партнёров