Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Крепость над Белой

Иван Грозный Уфу не брал. Он ее строил

Вид на Новую Уфу, около 1910 года. Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский из архива Библиотеки конгресса США

История возникновения города на берегу Белой восходит к эпохе правления Ивана Грозного. Помните, «Казань брал, Астрахань брал, Шпака… нет, Шпака не брал»? Так вот, Уфу Ивану Васильевичу брать не пришлось по той простой причине, что не было ещё такого города. В XIV веке тут была крепость и резиденция мирзы — наместника Ногайской Орды, а в середине XVI века Башкирия добровольно вошла в состав Русского государства. В 1556-1557 годах башкирские послы ездили на поклон в Москву, где получили «жалованные грамоты» от царя, в которых признавалось вотчинное право башкир на их земли и давались гарантии защиты от военных набегов. За такое покровительство башкиры обязывались платить ясак мёдом и пушниной — чем богаты. На месте же ногайской крепости решили возвести укрепленное поселение, и в 1574 году Иван Грозный отправил отряд русских стрельцов под руководством городового воеводы Ивана Григорьевича Нагого для строительства там города, получившего через 12 лет статус города Уфы.

Сегодня Уфа — это столица Башкирии, культурный и экономический центр региона, город с миллионным населением, в котором проживают десятки этносов.

Смесь французского с нижегородским

Бесспорно, каждый регион имеет свои лингвистические особенности. Но Уфа в этом смысле совершенно уникальный город. Только здесь причудливое сочетание тюркских языков (татарского и башкирского) с языком русским рождает новое языковое образование. Уж не здесь ли лицом к лицу встречаются Азия и Европа, хотя бы на лингвистическом уровне?

Никто уже не удивляется тому, как многие уфимцы независимо от национальности с лёгкостью общаются на нескольких языках. Причиной тому — большое количество смешанных браков, тесное соседство с людьми других национальностей и обязательные уроки башкирского языка, введённые в школах. Конечно, у гостей Уфы подобные языковые опусы вызывают изумление и лёгкий шок. Ходит шутка, что уфимский сленг — это почти что канадский французско-английский жуаль.

Как-то мне посчастливилось попасть на спектакль «Я принесла вам апельсинов» татарского национального театра «Нур». Разумеется, пьеса шла на татарском. Тем, кто не владеет языком, предлагались наушники с синхронным переводом. Комедия получилась невероятная: сначала над шутками актёров смеялись те, кто понял слова актеров, потом, второй волной секунд через 10, те, кому перевели, ну а третья волна гомерического хохота — зрители, понимающие по-татарски, веселились по поводу реакции тех, кому переводили с небольшим опозданием!

  
Во время прогулок по Уфе можно изучать башкирский язык. Фото автора

Ещё один забавный момент — многие вывески в Уфе на двух языках: «Азык-тулек. Продукты» или «Пушкин урамы. Улица Пушкина». Это связано с тем, что в Башкортостане два национальных языка (башкирский и русский). Хочешь — не хочешь, понимать по-башкирски придётся!

Посмеяться в Уфе любят и над собой, и над другими. Есть в городе памятник — обнажённый мальчик, играющий на дудочке — курае — национальном инструменте. «Всё продай — купи курай!» — меткий комментарий из народа. Чем не слоган? Или чего стоит прижившаяся в Уфе шутливая присказка «Куркма, Маруся, мин Дубровский!» (Не бойся, Маша, я Дубровский) из переведённого кинофильма!

Притчей во языцех стал памятник национальному герою Салавату Юлаеву. Каменный Салават гордо восседает на своём бравом коне, именно коне, а не лошади. Эту разницу позволяет прочувствовать поразительная анатомическая точность, которой в своей работе придерживался скульптор. Вот и приходится частенько родителям изобретательно привирать на вопросы любопытных детишек.

Национальный вопрос

Хотя прошли те смутные времена, когда башкиры выходили с табличками «Русские — в Рязань», «Татары — в Казань», «Башкирия — для башкир», увы, национальный вопрос всё ещё стоит достаточно остро. С чем это связано? Исторически так сложилось, что в Башкортостане по численности населения представители титульной нации (башкиры) занимали только третье место, после русских и татар, да к тому же представляли преимущественно сельское население.

Возможно, из-за страха исчезнуть как этнос с лица земли, башкирская правительственная верхушка вступила на тропу войны, взяв курс на увеличение любыми способами численности башкир в регионе, а заодно и в органах власти. Признаться, им это удалось: по данным Всероссийской переписи 2002 года, башкиры занимают теперь по численности населения почётную вторую строчку. Если в 1989 году они представляли 21,9 % населения республики, то в 2002 году уже 29 %. В процентном соотношении количество башкир увеличилось примерно на столько, на сколько сократилось количество русских и татар вместе взятых. Удивительная арифметика получается!

Увы, ваша национальность может сыграть решающую роль и при поступлении в вуз, и в карьерном росте. Может быть, поэтому многие молодые люди «не той национальности» стараются уехать из экономически процветающей Уфы, красивого и ухоженного города, в другие регионы?..

Обязательная программа

  
Крупнейшая в России соборная мечеть Ляля-Тюльпан. Фото автора

Конечно, если вы приехали сюда погостить, заботливые уфимцы и город покажут, и хлебосольно угостят. А если Вы оказались здесь по работе, да к тому же ограничены по времени, есть несколько вещей, которые нельзя пропустить.

Театр оперы и балета — легендарное место, связанное с именами Шаляпина и Нуриева. В 1953 году выдающийся танцор ХХ Рудольф Нуриев был принят в балетную труппу театра, и именно на уфимской сцене он сделал свои первые балетные шаги. А в далёком 1890 году состоялся оперный дебют молодого Фёдора Шаляпина — он исполнил партию Стольника в опере Монюшко «Галька». Башкирский государственный театр оперы и балета и сегодня остается на высоком уровне. Например, «Щелкунчик», поставленный Григоровичем, хочется увидеть каждое Рождество.

Ещё одно любопытное место — на улице Благоева, в старой части города, дом Сергея Аксакова, где прошли детские годы автора «Аленького цветочка». И в автобиографической книге «Детские годы Багрова-внука» именно об этом «доме на косогорье», «купленном с аукциона за триста рублей ассигнациями» и идёт речь. Сейчас в этом старинном особняке находится музей Аксакова, и посетителей не покидает чувство, что вот-вот выбежит маленький Серёжа, важно усядется за стол и с нетерпением будет ждать, когда же подадут знаменитое мамино миндальное печенье и все гости начнут хвалить прекрасное пирожное.

Не так далеко расположен сад имени Аксакова с небольшим прудом, куда несколько лет назад привезли пару белых лебедей. Крылатые красавцы тут же стали любимцами города, а телерепортажи с пруда вошли в хроники новостей. Вся Уфа с трепетом следит за перипетиями их семейной жизни: как строптивые лебеди присматривались друг к другу и обживаются на новом месте, как выводят маленьких серых лебедят.

Когда имя Земфиры стало известно не только узкому кругу музыкантов, но и всей стране, Уфа стала культовым местом. Фанаты певицы добирались сюда любыми способами, чтобы только взглянуть на Черниковку, район, где выросла Земфира.

Стоит выбраться в хороший ресторан с национальной кухней. Даже не будучи гурманом, можно оценить по достоинству и вак-беляш, и куламу, и медовый чак-чак, и от кумыса (молока кобылы) захмелеть. Ну и, конечно, грешно уехать из Башкирии без баночки ароматного янтарного мёда — гордости края.

  
Памятник Героям Советского союза А. Матросову и М. Губайдуллину представляет собой двадцатипятиметровый пилон, на котором закреплены бронзовые скульптурные портреты Матросова и Губайдуллина, а выше — изображение Золотой Звезды. Фото автора

Паломничество несбежавших невест

Парк Победы заслуживает особого внимания. Совсем рядом находится мечеть Ляля-Тюльпан, высоченные минареты которой видны издалека. Сюда приходят верующие мусульмане, чтобы помолиться и оставить хаир (милостыню).

Сам парк Победы расположен высоко на берегу реки — прекрасный вид на окрестности города, утопающего в зелени, и величественное спокойствие вековых сосен располагают к философским размышлениям и созиданию. В выходные здесь можно наблюдать настоящее паломничество молодожёнов и их праздничной свиты. Они слетаются, чтобы оставить цветы у монумента Александра Матросова и Миннигали Губайдуллина — героев Великой Отечественной войны — и сделать несколько кадров для свадебного альбома. Две девчонки-студентки задорно играют на скрипках марш Мендельсона, получая от щедрых женихов солидное вознаграждение, то там то здесь взлетают в воздух пары белых голубей, чуть захмелевшие дружки жениха разливают гостям шампанское, звон бокалов, кому-то «Горько!». А совсем рядом молодые папаши с колясками, с улыбкой вспоминающие собственную недавнюю свадьбу, гуляют по знакомым аллеям…

В эти дни город готовится к торжественному празднику — 450-летию присоединения Башкирии к России, которое будут отмечать в 2007 году. Уфа, примеряя праздничные наряды, готовит своим жителям щедрые подарки. Уже через год планируется достроить несколько крупных объектов: Дом дружбы народов, новый Ледовый дворец, новый стадион. И, конечно, гостеприимный город будет рад принять в эти дни всех, кто захочет отпраздновать это историческое событие.

Элла Бикмурзина, 29.08.2006

 

Новости партнёров