Хронограф
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Темное дело о светлой материи

Вселенная таит в себе великое множество секретов, и с появлением космологии как науки их количество только возросло

Фотография центральной области нашей галактики, полученная с помощью орбитальной обсерватории «Чандра» в августе 1999 года. «Мы не можем видеть рентгеновские лучи, а «Чандра» может!», — так прокомментировал этот снимок один из участников проекта доктор Мартин Вейскопф. Фото: NASA/CXC/UCLA/M. Muno et al.

Космология как наука ещё очень молода. Ни «математические начала» Ньютона, ни аналитическая механика Лапласа не дают возможности описать движение Вселенной как целого. Такое становится возможным только с появлением общей теории относительности. Но как ни удивительно, многие современные космологические идеи восходят ещё ко временам античности. Например, это можно сказать о представлении, что в небесах кроме светлой материи есть и темная, причем последней может оказаться даже значительно больше, чем светлой, и поэтому мировой свет может проникать только через крошечные дырочки в темной — они-то и кажутся нам звездами. Кроме того, физика Вселенной как целого самым тесным образом связана с физикой самых крошечных «кирпичиков мироздания» — элементарных и субэлементарных частиц. Что же, попробуем разобраться в некоторых тонкостях…