Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Календарная бездна

Разучившись видеть красоту и гармонию звездного неба, люди живут теперь в иллюзорном времени

  
Точная репродукция ацтекского календаря, расположенная в городском музее Мехико. Календари, использовавшиеся традиционными культурами, гораздо сложнее современных: религиозные ритуалы требовали наблюдения не только за луной и солнцем, но и за всеми прочими видимыми планетами Солнечной системы. Фото (Creative Commons License): The Jamoker

Новый год — пожалуй, самый любимый в нашей стране праздник. Мы ухитряемся отмечать его дважды: только миновал «новый» Новый год – и вот уже подоспел Новый год «старый» — по юлианскому календарю, по которому и доныне живет Русская православная церковь. С самого детства нам кажется привычным и естественным отмечать его именно 1 января, так что большинство из нас и не задается вопросом: собственно, почему и отчего именно этот день служит точкой отсчета при летоисчислении? На самом деле, далеко не все народы считают 1 января днем нового года: мусульмане, иудеи, буддисты продолжают пользоваться разного рода лунными календарями, в которых новогодие не привязано к каком-то конкретному дню солнечного календаря, а постоянно движется по его «телу».

Из-за этого нам, привыкшим к «твердому» солнечному календарю, такие вечно изменяющиеся системы счета времени кажутся очень неточными и даже примитивными. Более того, ныне физики охотно объяснят нам, что старинные календарные системы, основанные на движении Солнца и Луны относительно Земли, являются неточными и неудобными, что для пользования современной — прежде всего, военной — техникой необходимы более точные атомные часы. При этом и используемый ныне солнечный григорианский календарь не является идеально точным: приходится время от времени вносить в него небольшие поправки.

Что иначе делать? Своевольная Земля не хочет помогать физикам и вертится — вокруг Солнца и своей оси — неравномерно, то ускоряя, то замедляя свой ход. И бедным физикам приходится постоянно отслеживать ее движение, вновь и вновь поправлять данные об истинном течении времени.

Физики на самом деле вообще не понимают природы времени и ограничиваются лишь тем, что измеряют периоды колебаний в конкретных явлениях микро- и макромира, которые из чисто технических соображений соотносят с секундой, просто некой хронометрической у.е., удобной разве что для изобретенных людьми машин. Но ведь люди, окружающая нас природа и Вселенная в целом машинами никак не являются! И это очень опасно для самих людей: подчиняться машинным ритмам — значит самим уподобляться машинам. Если согласиться с этим, то следует главное внимание уделять тем ритмам, которым реально подчиняется земная жизнь, — пусть даже они кажутся физикам неточными.

  
Так выглядят сверхточные цезиевые часы, хранящиеся в Национальном институте стандартов и технологий США (NIST): поляризованный луч лазера проходит через ячейку с парами цезия и попадает на детектор. Период электромагнитных колебаний излучения, возникающего при переходе между двумя основными уровнями атома цезия, служит сейчас международным эталоном времени. Фото: courtesy National Institute of Standards and Technology
Историкам известно, что унификация календарей была вызвана в первую очередь нуждами административного управления. Жизнь Древнего Египта всецело зависела от ритмов Нила, и начало года определялось днем его разлива. Однако приливная волна приходила к устью почти месяц спустя после ее появления в верховьях. Разлив Нила тоже длился не один день — от его начала до максимума воды проходил также один месяц. Поэтому начало года в разных египетских номах отмечалось в разное время. Но так было только до тех пор, пока в Египте не возникла единая держава, которой был необходим единый календарь.

Аналогичным образом и переход к григорианскому стилю случился практически в одночасье лишь в католической части Европы. Она, благодаря идеологической власти Ватикана, была наиболее централизована. Но и в ней общий для всех календарь, обладая безусловными преимуществами, переставал говорить что-либо о естественных природных циклах, характерных для данной местности, — подобно тому как определение начала года в Древнем Египте фараонского периода по первому утреннему появлению Сириуса ничего больше не говорило о моменте разлива Нила.

При такой постановке вопроса придется признать, что так называемые «архаичные» лунно-солнечные календари гораздо лучше, чем самые «совершенные» солнечные календари, описывают земное время. Ведь они соизмеряют ритмы земного времени с движением не только Солнца, но и Луны. Иными словами, время человека, живущего в ритме лунно-солнечного календаря, не столь одномерно и плоско, как у человека сугубо «солнечного». На самом деле Земля, а значит, и люди как малые частицы ее поверхности живут гораздо большим числом ритмов — ритмами всей Солнечной системы.

Широко известны так называемые «циклы Александра Чижевского», равные примерно 11 солнечным годам (в среднем от 11,02 до 11,4 года). Они, как установил этот замечательный исследователь, оказывают разнообразное и достаточно ощутимое влияние на жизнь живой природы вообще и на человеческое общество в частности. Но мало кому известно, что период в 11 обращений Земли вокруг Солнца (11 солнечных лет) очень точно соотносится с 46 периодами обращения Меркурия (11,079 солнечного года), 18 периодами обращения Венеры (11,074 солнечного года), 6 периодами обращения Марса (11,286 солнечного года) и 137 периодами обращения Луны вокруг Земли (11,077 солнечного года). Кроме того, есть более длинные — в 178–181 год — солнечные циклы, довольно близко сопрягающиеся с движением Юпитера, Сатурна, Урана и даже Нептуна. Это можно понимать так, что 11-летний и другие большие солнечные циклы порождены воздействием планет на Солнце. Если так, то «цикл Чижевского» является самодостаточной единицей времени, и обычный солнечный год оказывается его дробной частью, неким «месяцем» в пределах такого «длинного года».

И вряд ли случайным оказывается то, что «хвостики», которыми отличны циклы обращения планет земной группы (0,074 — 0,077 — 0,079 и 0,286 земного года), оказываются весьма близкими величинам лунных месяцев: 0,074 земного года = 27 земным суткам, то есть приближенно равно одному сидерическому лунному месяцу; 0,079 земного года = 28,85 земных суток, или одному синодическому лунному месяцу; 0,286 земного года = 104,46 солнечного дня = 3,54 сидерического лунного месяца. Это значит, что 11-летие Чижевского в его «лунном» толковании лучше соотносится с ритмами Солнечной системы в целом.

Между тем, 11-летний лунный цикл нередко применялся в древности в качестве самостоятельной календарной системы или же входил составной частью в 19-летний Метонов цикл, который с IV века стал основой для расчета пасхалий. Такая непостоянная, вечно колеблющаяся система счета кажется на первый взгляд очень неудобной и неточной, однако на самом деле это в значительной мере вопрос привычки: в настоящее время астрометристам не составляет большого труда с любой точностью определять начала лунных месяцев на какой угодно срок.

  
Снимок Земли и ее спутника Луны, сделанный космическим исследовательским зондом «Галилео» с расстояния в 6 млн км. Григорианский календарь определяется только относительным движением Солнца вокруг Земли. Его зависимость от Луны иллюзорна: хотя продолжительность недели почти в точности равна четверти лунного месяца, ее начало и конец никак не зависит от смены лунных фаз. А движения других планет Солнечной системы вообще в расчет не принимается. Фото: JPL/NASA
Применение лунно-солнечного календаря заставит по-иному, чем ныне, вести суточный счет. Точкой отсчета должно быть новолуние или полнолуние, которые могут произойти когда угодно, но которые можно было наблюдать либо на заходе Солнца (появление молодой луны), либо ночью (полную луну). Поэтому удобнее начинать сутки с рассвета (или заката), а не в полночь, как это принято нынче. Современный счет суток сформировался в Западной Европе после изобретения механических часов и прижился далеко не сразу. На Руси, например, это случилось только при Петре I, а до этого счет времени велся «косыми часами»: светлое и темное время суток по отдельности делилось на 12 частей-часов вне зависимости от того, сколь длинными или короткими были дни и ночи. Поэтому в средних широтах, где в середине лета день длится 17–18 часов(используемых ныне), один косой час сильно растягивается, а в декабре, когда день сокращается до 6–7 часов, длительность косого часа достигает 30–35 современных минут. Но кроме того, конкретная величина косого часа зависит от широты и долготы места. Только массовое распространение механических карманных часов и появление регулярного пассажирского транспорта вытеснили из повседневного быта эту систему измерения времени.

Из этого следует, что в каждой местности есть свой естественный календарь — неизменный в своей вечной изменчивости, что время даже в соседних деревнях течет хоть немного, но по-разному. Это значит, что человек, рожденный в определенном месте, несет в себе ритм этой местности. Не потому ли мы, переезжая в то или иное место, ощущаем себя то очень уютно (как дома!), то — наоборот — неприкаянно? Время, которое мы несем в себе, оказывается либо созвучным, либо же конфликтующим с течением времени в той местности, куда мы переехали.

Обратите внимание, с помощью каких простых в сущности рассуждений удалось прийти к выводу о неравномерности течения времени: для этого не пришлось погрязать в дебрях Эйнштейновой теории относительности. Это, оказывается, заложено в самой структуре древних календарей. Трудным и сложным для восприятия это выглядит только из-за привычки измерять время по механическим часам. Механика XVIII века в своих теоретических построениях в качестве неявной предпосылки представляла время в качестве абстракции, текущей прямолинейно и равномерно, но по сути — так, как движутся стрелки на механических часах. А все на деле проще: для изучения земного времени давным-давно создан необходимый математический инструментарий — надо только начать им пользоваться по назначению.

Одним словом, точный и прочный на первый взгляд солнечный григорианский календарь, в котором единица времени оторвана от реального движения Земли в ее взаимосвязи с Солнцем, Луной и всей Солнечной системой, на самом деле есть большая иллюзия, порожденная людьми, которые отучились наблюдать за звездным небом и видеть его красоту и гармонию. Старый же, юлианский, календарь, не подвергающийся уточнению со стороны бдительных физиков, отстал на целых 13 дней…

Вот так мы и живем — между старым и новым восприятием времени, между старым и новым календарем. И каждый год пришедшие к нам из древности, возникшие как плод длительного соприкосновения разных времен странные 13 дней между двумя «1 января» неявно напоминают нам о бездне, что таится под нашими ногами. Впрочем, эта праздничная «ничейная земля» наконец нами пройдена, и начинается реальный — будничный — новый год.

Ну что ж, как писал поэт Юрий Левитанский, «спасибо вам, киты, за прочную иллюзию покоя!» Пока живет в проводах электричество, пока не прервалась теле-, радио-, интернет-связь, можно жить спокойно и не думать о зыбкости того искусственного усредненного времени, без которого искусственные люди в их искусственных жилищах обойтись не могут. Хотелось бы напомнить им, покидающим это межновогоднее праздничное пространство, о существовании более прочных основ, более прочных календарей, чем те, которыми они пользуются ныне. Впрочем, почему я противопоставляю себя другим? Я ведь в этом отношении ничем не лучше — без тикающих приспособлений обойтись никак не могу …

Да, совсем забыл — о 1 января: в ранней Римской империи в этот день (январские календы) приступали к работе новые консулы, в то время второстепенные чиновники. Об этом можно еще рассказывать долго — кто такие консулы, почему они начинали свою деятельность именно 1 января (об этом историки могут лишь догадываться, но в точности, увы, не знают), почему в Западной Европе в конце концов утвердилось такое новогодие (на это ушли целые века!). Все это, конечно, достаточно интересно, но я о другом: зачем нам — два тысячелетия спустя — этот «день консулов»? Не нашлось более актуального повода для праздника?

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:

 

Александр Журавель, 13.01.2007

 

Новости партнёров