Хронограф
7142128

<сентябрь>

Путеводители

Жизнь за границей обитаемости

Люди создают условия для сносного существования в космосе не только себе, но и другим обитателям планеты

Научно-исследовательский спутник GOCE Европейского космического агентства ESA был успешно запущен 17 марта 2009 года с одного из российских космодромов при помощи ракеты-носителя «Рокот». Фото: ESA - S. Corvaja, 2009

Как бы ни были разообразны земные условия, жизнь возможна практически везде. Не только микроорганизмы, но некоторые насекомые, птицы, млекопитающие живут в Антарктиде и на горных вершинах; в морских глубинах обитают рыбы, водоросли и планктон; даже в подземных горячих источниках есть жизнь. Кажется, невозможно представить такое место, где её нет. Но такое место начинается сразу за пределами земной атмосферы. Строго говоря, даже за пределы тропосферы она поднимается лишь по воле случая и там вероятнее всего гибнет. Но человек научился подниматься над атмосферой: на протяжении уже нескольких десятилетий в космосе постоянно находятся живые существа. Есть ли жизнь где-нибудь ещё? Этого мы пока не знаем, но мы знаем точно, что Вселенная обитаема, причем жизнь возможно не только на дне воздушного океана, но и за его пределами. На протяжении последних пятидесяти лет «Вокруг света» не раз рассказывал о том, как и кому удавалось на время прижиться в крайне недружественной космической среде.

Виктор Инер, 18.09.2009