Мифотворчество вселенских масштабов

Отрывок:

Если бы я был учителем физики в средней школе, то любой свой рассказ о законах Ньютона, законах Кеплера, о силе тяготения или инерции начинал бы с показа голливудских фильмов, которые значатся как «научно-фантастические», но к науке имеют весьма отдаленное отношение. Подростков хлебом не корми, дай что-нибудь покритиковать, а тут широчайшее поле для самой язвительной критики!

Действительно, при просмотре таких фильмов, как «Армагеддон», «Миссия на Марс» или «Ядро Земли», возникает вопрос: а какая отметка по физике была у авторов сценария, у режиссера и многочисленных консультантов, когда они еще учились в школе? Не стоит ли аннулировать их дипломы и не отправить ли этих деятелей назад, за парту?

Что самое интересное, в глубоко ошибочных представлениях создателей голливудских фильмов об устройстве Вселенной проглядывается даже некая система — следовательно, они выработали общее видение окружающего мира и пытаются навязать его потребителям массовой культуры. Если вы внимательно посмотрите такие недавние киноленты, как «Фантастическая четверка» и «В плену у космоса», то, наверняка, заметите, что в них космическое пространство представлено довольно своеобразно. На орбитальной станции (без объяснения причин) действует искусственная гравитация, но стоит астронавту покинуть этот космический дом (например, оттолкнувшись ногами от края люка), как чудесным образом он оказывается... Нет, не в невесомости и космической пустоте, как вы подумали, — у этого пространства есть верх и низ, оно способно поглощать импульс движения, при разгерметизации костюма в нем можно задержать дыхание на минуту-другую. Да это же Мировой океан команды Кусто!

Причина, очевидно, в том, что океан, благодаря прекрасным популяризаторским фильмам Кусто и подводным экскурсиям, которые становятся всё более доступными и модными, этот океан стал частью жизненного опыта многих людей; он больше не вызывает какого-то особенного удивления или непонимания — водяная обезьяна, какой всегда был человек, возвращается в привычную для нее среду обитания. Недостаток опыта в космической сфере заменяется экстремальным опытом дайвинга и приводит к закономерному результату: на экраны проникает не космос, но мифы о космосе.

Впрочем, создатели голливудских фильмов не оригинальны. Вселенная всегда была полем для мифотворчества. Мы слишком мало знаем о ней, чтобы претендовать на всеобъемлющее понимание хотя бы тех процессов, которые происходят в Солнечной системе. Мы даже не способны ответить на жизненно важный для нас вопрос: как в долгосрочной перспективе изменится климат планеты Земля. С другой стороны, человеческое воображение устроено таким образом, что не терпит пустоты, населяя ее богами и демонами, — помните старую карту, на которой неведомые земли были охарактеризованы просто и красноречиво: «Здесь водятся чудовища»? Именно способность к вымыслу породила мифологию, перенеся наш повседневный опыт в темные зоны пространства. Ведь кто такие, в сущности, боги, демоны, инопланетяне, как не мы сами, возвеличенные до размеров звезд и галактик?

Мифы о космосе

Прежде чем говорить о «космических» мифах, необходимо зафиксировать, что есть разница между Вселенной и Небом.

Вселенная — это большое пространство, которое окружает наш маленький мирок и которое еще требует непосредственного и весьма продолжительного изучения. Небо — всего лишь отражение Вселенной в земной атмосфере и в наших глазах; отражение это в значительной степени искажено и не может считаться объективной картиной окружающего пространства.

Вся классическая мифология связана прежде всего с Небом, а не с Вселенной, как многим хотелось бы думать. Сыны Неба спускаются не из космоса и приходят не с других планет — они родились и выросли в райских кущах летающих островов. Примитивное воображение переносило в зенит текущую реку или бушующий океан, усматривая аналогию в движении лодок и светил. В то же время на Небо можно было запросто попасть, построив примитивный летательный аппарат (миф о Дедале — один из базовых для Осевого времени), оседлав пару птиц или оказавшись в центре урагана. Поскольку Небо было и остается обиталищем духов (Верхний Мир), его мифология усложнена многочисленными и часто взаимоисключающими мотивами взаимодействия с незримыми сущностями, воплощающимися в людях и животных: на Небо «ходят» и собака, и медведь, а шаман при поддержке «помощника» носится по Небу в поисках враждебных или дружественных химер. Небо в классической мифологии практически не отлично от океана, но океана запредельного, находящегося по ту сторону бытия...