Дежурный по номеру Николай Романецкий

Дежурный по номеру Николай Романецкий

Фантастика — известно всякому — бывает разная: как по жанровой принадлежности, так и по сверхзадаче или научности базовой идеи произведения.

Апологеты традиционной отечественной фантастики основополагающим фактором считают именно последний. Не зря же она столько лет называлась научной… Но правы ли они?

Художественная литература оценивается, в первую очередь, по глубине проработки и по правдивости характеров героев, по психологичности их поступков, по яркости изобразительных средств описываемого мира, применяемых автором. А научность играет среди них далеко не главную роль.
Иначе куда включить так называемую литературу абсурда? Не давать ей права на существование? И таким образом выбросить из фантастики целый пласт составляющих ее произведений… Куда, в этом случае, девать творчество писателей, подобных Францу Кафке? Относить к «мэйнстриму»? Но ведь это фантастика, ибо фантастичен главный сюжетообразующий элемент…

Вот и «Глубокое бурение» Алексея Лукьянова, заглавная вещь этого номера, ни в коей мере не может быть оценена по критерию научности базовой идеи.

Всякий, кто возьмется судить «Глубокое бурение», исходя, к примеру, из расчетов количества энергии, требующейся для описываемой природной метаморфозы, будет вынужден отказать этой талантливой повести в праве на существование. Собственно, на некоторых обсуждениях «ГБ» среди фантастов такие претензии уже высказывались, и отдельные апологеты традиционной фантастики характеризовали произведение полубранными словами.

К добру ли к худу, но «Полдень» в отборе произведений для публикации никогда не ограничивался научностью. Этот критерий оценки, на наш взгляд, достаточен (при прочих литературных достоинствах), но вовсе не является необходимым. Яркий язык и злободневность, нам кажется, — гораздо важнее.

А вот этого у «Глубокого бурения» не отнимешь!

Рассказы, опубликованные в номере, не менее интересны.

А кроме того, читатель познакомится с информацией о вручении новой литературной премии «Астрея», лауреаты которой определяются общим голосованием писателей, работающих в русской фантастике (по принципу премии «Небьюла»).

 
# Вопрос-Ответ