Советская поэзия как особое мифологическое пространство

Советская поэзия как особое мифологическое пространство

Отрывок:

Предлагаю в данной статье рассмотреть феномен советской поэзии с точки зрения наличия в ней фантастических и мифологических образов. А далее, исходя из материала, доказать, что стиль, преобладающий в советской поэзии, претендует на то, чтобы называться не «социалистический реализм», а «социалистический (пролетарский) мистицизм». А по сути — еще одно ответвление столь разнопланового и своеобразного явления, как фантастическая литература.
Советская идеология представляла собой самодостаточную замкнутую тотальность: страна — осажденная крепость, всюду враги, капиталистическое окружение. Борьба ведется не на жизнь, а на смерть: две политические системы не могут быть объединены, а значит, представляют собой типичную антиномию, дихотомию; одна из сторон — «свет», вторая — «тьма». Помимо этого, была сильно развита «агиографическая» традиция, описание жития вождей. Соответствие биографий вождей законам этого древнего жанра, где принято, чтобы святые совершали различные чудеса, в условиях господства марксизма, материалистического мировоззрения, следует признать парадоксальным, но это соответствие действительно существовало. И особенно сильно оно проявилось в поэзии.
Элементы мистики в советской идеологии были обусловлены древней приверженностью России к мистическому стилю мышления. Религия, «опиум для народа», была отброшена, но массовый менталитет всегда изменяется медленнее, чем происходят социальные перевороты. Стратегическая цель была поставлена — построение коммунизма в отдельно взятой стране, потом во всем мире. Строгое научное мировоззрение описало и объяснило окружающую действительность. Но для традиционного стиля мышления всегда необходим конкретный идеал, зримый, чувственный образ, настоящая Личность, которой хотелось бы подражать, поклоняться. Ленин, умерший уже через шесть с небольшим лет после Октябрьской революции, идеально подошел на эту роль. Именно он был помещен в мавзолей, в соответствии с архаическими представлении о бессмертии души. Советская пропаганда неоднократно подчеркивала, что «Ленин всегда живой»; даже партбилет за номером 001 всегда выписывался на его имя. Следовавшие после Ленина вожди, не претендуя, конечно, сравняться с ним, все же пытались представить себя как его инкарнации, воплощения («Сталин — это Ленин сегодня»). Естественно, никто не воспринимал подобных поэтических утверждений буквально, но на символическом уровне это была истина, не допускавшая сомнений.
Огромное влияние на формирование образов вождей в СССР оказал типовой мифологический персонаж — культурный герой. Это законодатель, основатель, преобразователь культуры, который учит людей новым ремеслам, культурным благам, одомашниванию животных, земледелию, строит города, приносит огонь, знания о новых богах, новом мироустройстве, новых обрядах и обычаях. Подобный тип героя есть практически в любой мифологии мира, он является своеобразным «архетипом», который принимается людьми и на сознательном, и на бессознательном уровне. Образы советских вождей, если их рассматривать в контексте пропаганды, в контексте традиций соцреализма, безусловно имели основные черты культурных героев.
В основном, конечно, литература о Ленине представляла собой обычные славословия. Наиболее же интересных результатов достигли те из писателей и поэтов, кто вышел из среды народов, еще не забывших шаманство, язычество, мифы своих предков. Используя наработанные приемы культа языческих богов, эти литераторы разом вознесли Ленина на небеса, сделав главным божеством пролетарского пантеона. Постепенно, с ростом влияния в партии Сталина, соцзаказ несколько расширился. Ко второй же половине 30-х годов образ «стального вождя» едва ли не затмил собою самого Ильича.
Художественная литература в советское время была одним из важнейших видов пропаганды. Поэзия же представляет особый интерес для нашего анализа, поскольку функция ее в том, чтобы создавать в сознании читателя специфическую, полную символических образов, картину мира. Поэзия формирует некоторую отрешенность от бытового восприятия вещей; не только содержание, но и форма имеет значение: ритм стиха, рифмованные строки, повторы оказывают воздействие подобно магическим формулам, заклинаниям. Кроме того, данный вид творчества сильно влияет на детей, на развитие их мировоззрения — поэтому существовало очень много стихов о вождях, написанных специально для детей. Таким образом, цели, которые преследовались властью при поощрении подобного вида искусства, очевидны — воспитание народа в духе поклонения и подчинения.

 
# Вопрос-Ответ