Была ли вода на Марсе?

22 мая 2007 года, 11:24

На поверхности Марса когда-то было гораздо больше воды, чем ранее предполагали ученые. К такому выводу пришла группа исследователей NASA (National Aeronautics and Space Administration of US) после анализа проб грунта, взятых марсоходом Spirit. Результаты исследования публикует сайт NASA.

Взятые марсоходом пробы почвы оказались очень богаты кремнеземом (кварцем). Это заставило ученых предположить, что какое-то время назад почва содержала воду, а следовательно, Марс был гораздо более мокрой планетой, чем он является сейчас. Дело в том, что процессы, которые приводят к образованию в почве такого количества кварца, почти обязательно требуют присутствия влажной среды.

Проба грунта получила неофициальное название «Белая Гертруда» (Gertrude Weise), в честь бейсболистки Всеамериканской женской профессиональной бейсбольной лиги, рассказывает Рэй Арвидсон (Ray Arvidson), директор группы исследований марсоходов из университета Вашингтона в Сент-Луисе (Washington University in St. Louis), США. Интересно, что марсоход 18 мес. работал в непосредственной близости от того места, где были обнаружены кварцевые пробы грунта, однако наткнулся на богатый кремнеземом образец почвы только сейчас.

По данным членов исследовательской команды марсохода Spirit, озвученным на телеконференции, рентгенографический и химический анализ образцов почвы, взятых Spirit, показывают, что содержание чистого кварца в грунте составляет около 90%. Одним из возможных объяснений происхождения кварца может быть взаимодействие почвы с кислотными испарениями, которые происходили в результате вулканической активности в присутствии воды. Другая версия, которую высказывают в NASA - образование кварца в условиях горячих источников.

Напомним, что еще в 2004 году марсоход обнаружил признаки присутствия в кратере Гусева карбонатов и гидратированных (содержащих молекулы воды в связанном виде) минералов. Они также могут свидетельствовать о том, что на Марсе в прошлом было достаточное количество воды для развития живых организмов. Новые пробы подтверждают, что Марс когда-то был влажным, как и те, которые были получены в кратере Гусева, отмечает Альберт Йен (Albert Yen), геохимик лаборатории NASA в Пасадене, штат Калифорния (NASA's Jet Propulsion Laboratory, Pasadena, California), США.

Стив Сквайерс (Steve Squyres), ведущий исследователь группы из университета Корнелл в Итаке, штат Нью-Йорк (Cornell University, Ithaca, N.Y.), США, отмечает, что открытие было сделано через 1200 дней начала работы марсохода. Это позволяет надеяться на новые открытия. «Возможно, на Марсе была среда, похожая на некоторые места на Земле, которые пригодны для жизни организмов», - говорит астробиолог Дэвид де Маре (David Des Marais), работающий в исследовательском центре Эймса при NASA (NASA's Ames Research Center).

Два марсохода NASA (Spirit и Opportunity) выполнили свою первоначальную миссию по исследованию Марса еще в апреле 2004 года, однако продолжают работать на планете. Новый этап ее изучения начнется в октябре 2009 года. Тогда китайские астрономы с помощью российской ракеты-носителя планируют запустить к Марсу очередного робота, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на газету "Синьцзин бао", которая, в свою очередь, цитирует слова Чэнь Чанъя (Chen Changya), ученого из Шанхайского института разработки спутников, Китай.