Как не увидеть гориллу

12 июля 2010 года, 19:52
Как не увидеть гориллу

Профессор психологии Дэниэл Саймонс (Daniel Simons) из института Бекмана Иллинойского университета (Beckman Institute at the University of Illinois), США, доказал, что люди, знающие, что должно произойти какое-то неожиданное событие, ничуть не лучше – а может быть и хуже – замечают другие неожиданные события, чем те, кто не ожидает вообще никаких сюрпризов, сообщает EurekAlert. Результаты исследования были опубликованы в журнале i-Perception.

Исследование проводилось на основе видео, которое использовалось в знаменитом эксперименте, проведенном в конце 1990-х годов Саймонсом и его коллегой Кристофером Чебрисом (Christopher Chabris), в настоящее время профессором психологии в Колледже Союза (Union College) в Нью-Йорке. В исходном видео (людям, желающим проверить себя, рекомендуется сначала посмотреть его, а потом уже читать дальше, то же самое касается следующего видео) две группы людей – одни из них одеты в черное, другие в белое, передают друг другу баскетбольные мячи. 

Испытуемым было предложено считать передачи, производимые игроками в белом, игнорируя при этом передачи игроков в черном. Саймонс и Чебрис обнаружили, что многие из волонтеров, смотревших это видео, не заметили, как в игру вошел человек в костюме гориллы, встал перед камерой, постучал себя по груди и неспеша удалился. «Горилла» была на экране около девяти секунд, но половина смотревших ее не увидела.

Этот факт стал особенно ярким примером «слепоты от невнимательности»: неспособности увидеть нечто очевидное, когда внимание сосредоточено на чем-то другом. Это видео теперь так широко известно, что многие люди, когда их просят посчитать баскетбольные передачи, уже заранее ищут гориллу. Саймонс решил использовать это в свою пользу. Он создал похожее видео, снова с игроками в белом и черном, с теми же правилами и с гориллой, бьющей себя в грудь. Саймонс хотел проверить, смогут ли те, кто знал про гориллу из прежнего эксперимента, лучше заметить и другие неожиданные события на том же видео.

«Можно сделать два диаметрально противоположных предсказания. Если вы знаете про невидимую гориллу, это может повысить ваши шансы заметить неожиданные события, потому что вы знаете, что цель теста – проверить, замечают ли люди неожиданные события. Вы можете стараться заметить другие события, потому что знаете, что эксперимент нацелен примерно на это. С другой стороны, тот, кто знает про гориллу, возможно, будет ждать исключительно гориллу, и когда увидит ее, не заметит что-то другое необычное», – рассказал профессор Саймонс.

Как и в предыдущем эксперименте, около половины из тех, кто никогда не видел и не слышал о видео с гориллой, пропустили гориллу в новом видео. Все, кто знал об исходном видео, заметили гориллу  в этом эксперименте. Однако это не помогло им лучше обнаруживать другие непредвиденные ситуации. Только 17% из тех, кто были знаком с оригинальным видео «Горилла», заметили одно или оба из двух других непредвиденных событий, в то время как 29% из тех, кто не был знаком с оригинальным видео «Горилла», заметили одно из других событий.

«Основное открытие состоит в том, что знание о том, что ожидаются какие-то неожиданные события, не предохраняет от пропуска другого рода неожиданных событий. Люди, знакомые с задачей и выводами предыдущего эксперимента, могут не заметить очевидные события, будучи сосредоточены на чем-то другом – даже если эти очевидные события имеют место в том же контексте. Даже когда они знают, что эксперимент затеян, чтобы одурачить их, они могут проморгать что-то совершенно очевидное, что-то, что они могли бы с легкостью заметить, если бы знали, что оно там есть», – объяснил профессор Саймонс.

Само видео, названное «The Monkey Business Illusion», стало финалистом в майских соревнованиях на Лучшую иллюзию года Общества невральных исследований (Neural Correlate Society), во время которых Саймонс в костюме гориллы сам представил новое видео. «Невидимой горилле» теперь даже посвящен собственный сайт, на котором продаются видео и различные предметы с ее изображением.

Ключевые слова: возможности человека
Просмотров: 3505
Все лента новостей