Свободная воля дрозофилы

Группа ученых под руководством нейробиолога Бьорна Брембса (Bjoern Brembs) из Свободного университета Берлина (Free University of Berlin), Германия, установила, что мушки-дрозофилы делают свободный выбор, пишет Reuters. В ходе экспериментов они произвольно меняли направление движения без каких-либо внешних воздействий со стороны. Результаты исследования ученых опубликованы в журнале PloS One.

В своем исследовании ученые опирались на работу нейробиолога Бенджамина Либета (Benjamin Libet) из Университета штата Калифорния (University of California) в Сан-Франциско, США, опубликованную в 1980 году. В ней американский ученый доказывал, что даже прежде, чем человек принимает сознательное решение двигаться куда-либо, его мозг уже начинает процесс движения. По словам Бьорна Брембса, животные и особенно насекомые часто воспринимаются как существа, которые лишь реагируют на внешние стимулы.

В ходе эксперимента, проведенного учеными, мушки помещались в чистую белую комнату без внешних сигналов. Специальная аппаратура регистрировала все попытки мушек, зафиксированных на одном месте, повернуться. Проанализировав данные с помощью серии математических моделей, ученые выявили, что дрозофилы меняли траекторию движения, поворачиваясь вправо или влево, по собственной воле.

В отсутствии у насекомых внешней информации ученые ожидали набора случайных движений. Вместо этого мушки продемонстрировали особенности полета, которые не могли быть случайны, но согласовывались с принципом «хаотичного контроля» - зачаточной формой свободы воли, которая позволяет избавляться людям от примитивной, механической связи причин и следствий,отмечает Бьорн Брембс.