Лекарство от фобий

24 июня 2010 года, 14:43
Лекарство от фобий

Исследователи из Научного института им. Вайцмана (Weizmann Institute of Science), Израиль, во главе с Ядином Дудаем (Yadin Dudai) провели эксперимент со змеями и людьми, чтобы выявить область мозга, подавляющую страхи. Об этом сообщает Science News.

Специалисты соорудили конвейерную ленту, на которую поставили прозрачную коробку с большой змеей — полутораметровым полозом, который не ядовит, но выглядит устрашающе. Затем 16 добровольцев были помещены в магнитно-резонансный сканер таким образом, чтобы конвейерная лента располагалась у них за головой. С помощью специальной кнопки испытуемые могли приближать змею на 11 см или отдалять на такое же расстояние. После каждого выбора испытуемый мог видеть в зеркале расположение змеи.

Когда участники придвигали змею поближе к себе, ученые интерпретировали этот шаг как проявление бесстрашия и сканировали мозговую активность испытуемых. Затем специалисты сравнивали, какие области мозга были активны при осознанном приближении змеи, а какие задействовались в случаях, когда человек поддавался страху и отдалял контейнер с полозом.

Как оказалось, при проявлении куража у участников активизировалась область мозга под названием sgACC (subgenual anterior cingulate cortex). А когда человек поддавался своим страхам и отдалял змею, этот участок был спокоен. По словам ученых, данная область мозга может иметь множество функций, одна из которых — регуляция чувства страха. Любопытно, что при возбуждении sgACC такие проявления страха, как повышенное потоотделение, значительно уменьшались. Это значит, что, научившись стимулировать или подавлять данную область мозга, медики смогут лечить пациентов от разнообразных фобий.

Согласно последним оценкам экспертов крупнейшего британского фонда охраны психического здоровья Mind, более 10 млн в человек в мире страдают от различных фобий, причем жители мегаполисов — вдвое чаще, чем обитатели небольших населенных пунктов.

Наиболее типичны фобии: кардиофобия, канцерофобия, лиссофобия (навязчивая боязнь сумасшествия), оксифобия (навязчивый страх острых предметов), клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), агорафобия (боязнь открытых пространств), навязчивые страхи высоты, загрязнения, боязнь покраснеть и др. Больной относится к этим страхам критически, понимает их чуждость, стремится их преодолеть, но самостоятельно освободиться от них не может.

В 2007 году ученые Медицинского центра при университете Дьюка (Duke University Medical Center) в Северной Каролине, США, удалось выяснить, что навязчивые идеи и фобии вызваны генами. Так, у мышей, в организме которых с самого рождения отсутствовал ген SAPAP3, отвечающий за выработку ключевого для мозга протеина, в течение времени развивались навязчивые состояния.

Протеин, который вырабатывает ген SAPAP3, имеет очень важную функцию в организме: он позволяет нервным клеткам взаимодействовать. У мышей, в организме которых с самого рождения отсутствовал SAPAP3, в течение четырех-шести недель их жизни развивались состояния, сходные с тем, что в психиатрии называется OCD (Obsessive-compulsive disorder, невроз навязчивых состояний).

Когда же исследователи восстановили пропущенный ген в их ДНК, мыши начали вести себя обычным образом. Помогал мышам и успокоительный препарат Prozac, который широко используется в психиатрии для лечения неврозов.