Новый удар по Юпитеру

04 июня 2010 года, 14:18
Новый удар по Юпитеру

Сегодня ночью Юпитер вновь подвергся бомбардировке. Сообщение о короткой яркой вспышке недалеко от края диска Юпитера опубликовал в интернете австралийский любитель астрономии Энтони Уэсли (Antony Wesley). Такие вспышки происходят при падении на планету относительно крупных объектов – кометных ядер или астероидов. Сразу после сообщения Энтони Уэсли его наблюдение подтвердил другой любитель астрономии Кристофер Гоу с Филиппин, опубликовавший видеозапись события.

Многие любители астрономии по всему миру используют для наблюдения планет весьма совершенное оборудование. К телескопу, который непрерывно следит за планетой, присоединяется охлаждаемая видеокамера. Изображение с нее постоянно передается на экран компьютера и записывается в файл. Потом из всех кадров отбираются наиболее четкие и обрабатываются специальными программами. Это почти полностью избавляет от искажений, вносимых атмосферой, и позволяет получать очень качественные снимки планет. Но вместе с тем, на сохраненной первичной видеозаписи можно заметить редкие быстротечные явления, случающиеся на поверхности планет.

Сегодняшнее открытие у Энтони Уэсли не первое. 19 июля прошлого года он заметил появление в облаках Юпитера огромных темных пятен и предположил, что это след падения на гигантскую планету неизвестного небесного тела – астероида или ядра кометы. Тогда, реагируя на сообщение австралийского любителя, многие обсерватории, включая космический телескоп «Хаббл», немедленно переключились на наблюдения Юпитера. Ведь падающее тело, глубоко проникая в атмосферу планеты и возмущая ее, создает уникальную возможность узнать, что находится под непрозрачным слоем облаков. Ранее такая возможность представилась астрономам лишь однажды, в 1994 году, когда на Юпитер обрушилась череда обломков ядра кометы Шумейкеров–Леви-9.

Интересно, что как раз накануне нового открытия Энтони Уэсли на сайте космического телескопа «Хаббл» опубликован пресс-релиз с результатами анализа прошлогоднего столкновения с Юпитером. По мнению специалистов, упавший тогда объект был астероидом. Такой вывод был сделан, в частности, по данным наблюдений в ультрафиолетовом диапазоне, которые показали, что в области удара почти не было частиц пыли, а следы удара быстро сглаживались. Этим прошлогодний удар сильно отличался столкновения с кометой в 1994 году, когда след держался долго и в нем было много пылевых частиц, характерных для кометных ядер.

Новый удар не похож на оба предыдущих. На этот раз после вспышки на поверхности планеты не осталось никакого следа, несмотря на то, что масштаб события, надо полагать, намного превосходил падение Тунгусского метеорита. Возможно, все дело в том, что упавший объект был много меньше прежних и не вызвал серьезных возмущений в атмосфере Юпитера. Заметить его удалось благодаря тому, что удар пришелся на видимую сторону планеты. Сам момент падения астероида в прошлом году никем не был замечен, а обломки кометы в 1994 году падали за краем диска Юпитера и только спустя 40 минут за счет вращения планеты места ударов становились видны с Земли.

К сожалению, до сих пор ни один случай падения небесных на Юпитер не удалось наблюдать вблизи с помощью космических аппаратов. В 1994 году станция «Галилео» из-за задержек запуска и еще находилась в пути, а к 2009 году она уже закончила свою работу и была направлена в атмосферу Юпитера, откуда передавала сообщения, пока не разрушилась.

Александр Сергеев