Градусник для ископаемых

25 мая 2010 года, 17:20
Градусник для ископаемых

Группа ученых из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology), США, под руководством Роберта Игла (Robert Eagle) открыла способ измерять температуру тела больших позвоночных животных, даже давно умерших, при помощи анализа изотопов в костях, зубах и яичной скорлупе, сообщает Daily Telegraph. Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences

Как заметил Джон Эйлер (John Eiler), профессор геохимии, участвующий в исследовании, это не совсем соответствует измерению температуры с помощью градусника, однако приближается к этому. Для определения температуры ученые изучают два редких изотопа: углерод-13 и кислород-18. Руководитель исследования объяснил, что тяжелые изотопы «слипаются» между собой, причем этот эффект связан именно с температурой: чем больше температура, тем меньше «слипаются» изотопы. Ученые проверили метод на слонах и акулах и, убедившись, что он работает, перешли на ископаемые останки. Они исследовали останки возрастом 12 млн лет существа, родственного современным носорогам, и останки холоднокровного представителя из семейства аллигаторов. Исследование позволило выявить различие в температуре в 6 градусов. Теперь ученые собираются применить новую технологию к изучению древних позвоночных, о физиологии которых ученым пока ничего не известно.

До сих пор температуру многих древних существ удавалось определять только по косвенным свидетельствам. Например, когда палеонтологи исследовали хорошо сохранившиеся останки птерозавра, найденные во Внутренней Монголии, они обнаружили, что это существо, жившее 220 млн лет назад, имело несколько слоев специальных волосков, покрывающих все тело ящера и часть его крыльев, с помощью которых оно управляло плоскостью крыла. Из этого ученые сделали вывод, что птерозавры были теплокровными животными, способными контролировать температуру тела.