Чернобыльская память

26 апреля 2010 года, 21:48
Чернобыльская память

Сегодня день памяти Чернобыльской катастрофы, напоминает РБК. Четырнадцать лет назад, 26 апреля 1986 года, на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС), расположенной на р. Припяти, произошла катастрофа, в результате которой в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Радиоактивному загрязнению подверглись 200 тыс. кв. км территории Европы, из них примерно 70% приходятся на Россию, Украину и Белоруссию.

В результате Чернобыльской аварии погибли примерно 120 человек, 200 тыс. местных жителей были эвакуированы из близлежащих населенных пунктов. В ликвидации последствий аварии на ЧАЭС принимали участие 600 тыс. человек, но количество погибших от облучения среди ликвидаторов не поддается оценке. По утверждению медиков, основной пик массовых индуцированных онкозаболеваний с наибольшей интенсивностью должен последовать через 25 лет после аварии — для ее ликвидаторов и через 50 — для жителей загрязненных территорий.

Как пишет Infox.ru, на природе Чернобыля и окружающей местности авария на АЭС парадоксальным образом отразилась не так плохо, как можно было бы думать. Хотя вред радиоактивных веществ, выброшенных в воздух, почву и воду, нельзя переоценить, уход человека благотворно повлиял на количество животных. В округе постепенно восстанавливаются популяции многих насекомых и зверей, уменьшавшиеся с середины прошлого века или к 80-м годам вовсе исчезнувшие. Так, численность кабанов, лосей и косуль увеличилась в сотни раз. В зону пришел медведь, количество оленей дошло до тысячи. Экстремальных уровней радиационного загрязнения в зоне уже нет, за исключением центральной части, и организмы сами справляются и с повышенным фоном, и с химическим загрязнением территории, и другими негативными факторами.

Эксперты Чернобыльского форума при ООН (UN Chernobyl Forum) полагают, что уровень радиации в зоне отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС не повредит живой природе. Напротив, из-за того, что в зоне была прекращена хозяйственная деятельность, животные и растения начнут бурно размножаться.

Впрочем, как рассказывал «Вокруг света» три года назад, ученые проводили перепись птиц в зоне. По их данным, опубликованным в журнале Королевского общества «Биологические письма» (Royal Societys Biology Letters), количество птиц снизилось на 66% по сравнению с территориями с нормальным радиационным фоном. В исследовании были осмотрены 1570 птиц 57 видов, живущих в зоне. Исследователи также выяснили, что в тех местах, где фон повышен, количество видов живой природы сократилось на 50%.

А исследования Андерса Мёллера (Anders Moller) из университета Пьера и Марии Кюри (University Pierre and Marie Curie), Франция, и Тима Муссо (Tim Mousseau) из университета Южной Каролины (University of South Carolina), США, показывают, что даже низкий уровень радиации оказывает влияние на животных. По их данным, количество встречающихся в зоне видов зверей и птиц и густота их колоний напрямую связаны с уровнем радиации. В местах, где фон сильно превышает допустимую норму, птицы и звери почти не живут.
Просмотров: 2053