Микрочип проникнет в плоть и кровь

28 декабря 2006 года, 18:13

На днях журнал Американского химического общества (Journal of the American Chemical Society) опубликовал результаты разработок израильских ученых, которые создали блокатор клавиатуры размером всего в 1 молекулу. Блокатор дезактивируется только при применении правильного пароля, представляющего собой последовательность химических веществ и света.

Ученые предполагают, что создание подобного устройства приведет в будущем к созданию совершенно новой системы безопасного хранения секретной информации, пишет LiveScience. Подобный блокатор сможет также распознавать химические вещества, поступающие в человеческое тело: например, после того как человек подвергся воздействию зарина или любого другого вредного вещества или биологического оружия.

Ученый-химик Абрахам Шанзер (Abraham Shanzer) и его коллеги из Научного института Вайсманна (Weizmann Institute of Science) в Реховате (Rehovat), Израиль, создали молекулу, названную FLIP. Ее основа - связующий компонент, который повторяет собой бактериологическое соединение, имеющее железосвязывающую способность. К ней прикреплены две молекулы, которые могут излучать голубое или зеленое свечение.

В этом молекулярном блокаторе существует три "кнопки": кислотная молекула, алкалиновое составляющее и ультрафиолетовый свет. Когда блокатор реагирует на одну из последовательностей химических составляющих и света (алкалиновую молекулу, а затем ультрафиолета), он начинает излучать голубое свечение. Зеленым он светится, реагируя на другую последовательность: кислоту, затем алкалиновую молекулу и, наконец, ультрафиолет. Эти реакции происходят, только если каждое новое воздействие идет одно за другим в период не дольше 3 минут, иначе блокатор будет активирован. Любые другие комбинации либо дадут очень слабую реакцию, либо никакой вообще.

Ученые говорят, что механизм действия у этого блокатора такой же, как и у банковского автомата, требующего два пароля. Можно создать подобный блокатор, который будет реагировать на самые разные комбинации, включая длительную последовательность световых импульсов.

Такие технологии разрабатываются уже некоторое время. Известно, что ими интересуется компания Hewlett-Packard, которая вкладывает достаточно много средств в исследования и разработки молекулярных компьютерных схем. По мнению ученых, придет время, когда дальнейшее усовершенствование обычных силиконовых чипов станет невозможным, вот тогда им на замену встанет новая технология - химически собранные электронные нанокомпьютеры. Они будут гораздо меньше, мощнее и дешевле современных аналогов, работающих на силиконовых чипах.

В таком случае реалии научной фантастики станут возможными в реальной жизни. Например, миникомпьютеры в человеческой системе кровообращения, следящие за малейшими изменениями в состоянии здоровья. Подобными разработками уже занимается NASA. Ученые работают над созданием сенсоров, размером с молекулу, которые можно будет поместить в человеческие клетки. При обнаружении малейшей проблемы они бы подавали какой-то определенный сигнал. Например, излучали бы свет.

Одна из сфер, в которой NASA планирует применять подобные разработки, - космическая. Астронавтам, отправляющимся на Марс, придется столкнуться с мощной радиацией. В этом случае сенсоры, которые смогли бы уловить, предотвратить и излечить последствия облучения, оказали бы огромную помощь. Ведь, учитывая размеры космического корабля, количество исследовательского оборудования, которое требуется с собой захватить и длительность полета (6 месяцев), возможности взять с собой тяжелое медицинское оборудование просто не будет.